О субботе

Одна учительница, повторяя с детьми тему “Шесть дней творения”, задала им “хитрый” вопрос: “А что сотворил Всевышний на седьмой день?” Кто-то наморщил лоб в задумчивости, кто-то захихикал, раскусив хитрость, а один маленький мальчик встал и ответил: “Законы природы”. Но не спешите смеяться над наивным первоклашкой. В самом деле, шесть дней подряд Всевышний творил, ежедневно меняя порядок мироздания. А на седьмой день, когда, как написано в Торе, Он прекратил свою работу, мир впервые остался “наедине с самим собой”. Впервые восход и закат, прилив и отлив, сон и бодрствование живых существ начали повторяться в той же форме, что и прежде. Чудо творения превратилось в обыденность закона природы. Точнее, спряталось под его маской.

У каждого числа, согласно Торе, есть свое значение. Значение числа семь – “природа”, естественный ход событий в мире. Семидневный цикл - это естественный, здоровый темп жизни. Почему? Тот же вопрос можно задать по поводу любого из законов природы. Почему? Да потому, что так определено Всевышним.

Но все же вопрос остается. Ведь ни один другой закон природы мы не провозглашаем святым и лишь субботу называем “святой субботой”. Тора не приказывает нам подчиняться закону тяготения, и лишь соблюдение законов субботы – результат нашего свободного выбора. Почему?

Соблюдение субботы – это признание того факта, что у мира есть Творец, и что мир был сотворен именно так, как написано в Торе – за шесть дней. Таков уговор между нами и Всевышним. А соблюдать договор, если это настоящий договор, а не насилие, можно только в результате свободного выбора.

Но если мы откроем сидур – молитвенник – то обнаружим, что в субботних молитвах суббота называется не только памятью о сотворении мира, но и памятью о выходе из Египта. Мы, евреи, обязаны не только признавать существование Творца мира (эта заповедь относится ко всем народам мира в равной мере), но и то, что мы – народ, избранный Всевышним, выведенный им из Египта и получивший от него заповеди на горе Синай. В том числе заповедь соблюдения субботы. Добровольно подчиняясь ей (ведь кто или что может заставить человека воздерживаться в субботу от определенных действий!?), мы признаем себя народом святым, в дословном переводе с иврита – “отделенным”. Всевышний Своими заповедями отделил нас от остальных народов – отделил для Себя.

Народ Всевышнего хранит субботу – ради себя, ради Всевышнего и ради нашего договора с Ним.