О Рош Ашана

Смотри также: Готовим на Рош Ашана


Дополнительные названия праздника

Рош Ашанадословно "голова года". Как голова управляет телом, так и духовное состояние еврея в течение будущего года зависит от его поведения в этот день.

День Суда. В этот день Б-г судит все  земные творения.

День Памяти. В этот день Б-г "вспоминает" человеку все его поступки, произошедшие в течение прошедшего года.

День Трубления. В этот день трубят в шофар.

День Сокрытия. В этот день не видна луна. На иврите слова "сокрытие"  и "стул" звучат одинаково, и это намекает на то, что в этот день Б-г сидит на судейском стуле и "покрывает" наши грехи.

Два дня Рош Ашана – один праздник. Как сказано в Талмуде, «один длинный день». «Рош Ашана» - в буквальном переводе с иврита -  «голова года». Это значит, что подобно тому, как вся жизнедеятельность организма зависит от головы, жизнь человека в наступающем году зависит от того, что решит Всевышний в «Рош Ашана».  Поэтому у евреев Новый год – это день Суда. Рош Ашана – это день сотворения первого человека. Как рассказывает Мидраш , Адам Аришон воззвал ко всем созданиям – признать, что есть Творец мира. Поэтому, также и мы в этот день, с помощью трубления в Шофар  и праздничных молитв, провозглашаем царствование Всевышнего над нами и над всем миром.

Просьба о прощении

Нет такого человека, который  бы никогда не согрешил, хотя бы в малом, хотя бы случайно. Поэтому перед Рош Ашана – самое подхоящее время просить прощения у всех родных и знакомых за случайные или, не дай Б-г, намеренные обиды. Если мы будем стараться вести себя подобно Всевышнему, который любит все творения, это станет для нас дополнительной заслугой, чтобы оправдаться перед судом.

Зажигание Свечей

В канун Рош-Ашана и вечер второго дня праздника мы зажигаем праздничные свечи, произнося специальные благословения.  Свечи второго дня Рош-Ашана необходимо зажигать только от огня, зажженного накануне первого дня  праздника.

Три книги открываются

Новый год – это день суда над всеми творениями. В этот день Б-г судит человека за все его поступки в прошедшем году и выносит приговор: каким будет для него год будущий.

В этот день открываются три книги: книга злодеев, книга праведников и книга средних. Тем, кто попал в первую книгу, присуждается смерть. Тем, кто попал во вторую книгу, присуждается жизнь. Тем, кто попал в последнюю книгу, даётся время для раскаяния до Йом-Кипура.

Приветствия

После окончания вечерней молитвы в канун Рош Ашана,  все приветствуют друг друга.  Мужчине говорят: Лешана това тикатев ветехатем», а женщине – «Лешана това тикатеви ветехатеми». Это означает: « Дай Бог, чтобы вы были записаны на счастливый год в Книге жизни, и чтобы запись эта была скреплена печатью!»

 

Праздничный Стол

Смотри также:  Готовим на Рош Ашана

Оба дня – перед ужином и перед обедом совершают Кидуш перед праздничной едой Рош Ашана; моются руки, затем чудесный обычай – в мед макается хлеб. После этого, кусок сладкого яблока, также макается в мед и при этом произносится короткая молитва: «Да будет Твоим желанием, чтобы Новый Год был для нас хорошим и сладким. (Не забыть, конечно, перед этим произносить браха на яблоко). Различная традиционная еда, как например рыба, телячья голова, морковка и т. д. подаются в ночь Рош-Ашана. Они  символизируют невинность, заслуги и счастье.

На вторую ночь Рош-Ашана обычно ставится на стол первый раз в сезоне какой-нибудь новый фрукт,  в котором очень заинтересованы дети. Это делается для того, чтобы над этим фруктом можно было прочитать благословение «Шеехеяну».

Утренняя Служба

Утреннее богослужение на Рош-Ашана начинается рано, потому что надо много молиться и трубить в Шофар.

Молитвы произносятся с такой же горячей искренностью, как и накануне ночью. Затем все слушают чтение Торы, происходящее в том специальном напеве, который  слышен только на Рош-Ашана и Йом-Кипур.  Молитва эта рассказывает такую историю, и она очень трогательная: рождение Исаака –  было запоздалым, но чудесным подарком  престарелым Аврааму и Сарре. Это первый случай посвящения еврейского мальчика в союз Авраама с Б-гом! Любящий и добрый Авраам  был вынужден  отослать Агарь и Измаила.  Измаил  обосновался  в пустыне и стал охотником, стреляя из лука, в то время, как Исаак посвятил свою жизнь изучению Торы и служению Господу. Могучий царь Авимелех из Герара долго  искал дружбы Авраама, т.к. Авраам соорудил  бесплатный приют в Беэр-Шева и учил всех путешественников поклоняться одному Б-гу, Творцу Вселенной.

Еще более трогательно и вдохновенно чтение Торы на второй день Рош-Ашана.  В это день мы читаем  историю «Акеда» (жертвоприношение Исаака) – труднейшее испытание, которому когда- либо подвергались отец и сын и, которое оба блестяще выдержали, проявив одинаковую преданность и любовь к Б-гу. Эта история слишком хорошо известна чтобы повторять ее еще раз.

 

Молитвы Рош Ашана: царства, воспоминания, шофары.

В начале дополнительной молитвы (мусафа) праздника Рош Ашана  есть три благословения, которые называются  - царства (малхуёт), воспоминания (зихронот) и шофары (шофарот). Каждая из них состоит из трёх фраз.

В первом благословении мы провозглашаем власть Б-га над всем миром и принимаем на себя подчинение этой власти.

Во втором благословении мы выражаем уверенность в том, что Б-г помнит все наши поступки и просим его вспомнить жертвоприношение Ицхака.

В третьем благословении мы упоминаем звук шофара, который слышался во время дарования Торы, и просим, чтобы как можно скорее прозвучал шофар, возвещающий о приходе Машиаха.

И дай силу

В Рош Ашана и в Йом-Кипур мы произносим особую молитву, которая называется "Унтане токеф" – "И дай силу". Сочинил её раби Амнон из Майнца, и говорится в ней о силе и святости Дня Суда и о том, как Б-г судит каждого из нас.

Протруби в большой шофар, возвещающий наше Освобождение

Раби Леви-Ицхак из Бердичева однажды перед трублением в шофар произнес перед прихожанами речь о раскаянии. В конце своей пламенной речи он повернулся к шкафу со свитками Торы, спрятал лицо в складках покрывала, которым занавешивают шкаф, и разрыдался, словно ребёнок, признавшийся отцу в неблаговидном поступке. "Владыка мира, - воскликнул он,- Ты приказал в своей святой Торе, чтобы этот день был у нас днём трубления. Чтобы выполнить Твою волю, мы трубим в шофар сто раз. И не только мы, но и все евреи, рассеянные по разным уголкам мира, собираются в синагогах, чтобы выполнить Твою волю. И не только сегодня, но каждый год, сотни и тысячи лет трубят сыны Израиля. Сколько звуков шофара уже вознеслось к небу, чтобы выполнить Твою волю, Владыка мира!

Мы просим Тебя, мы – и все сыны Израиля во всём мире, во всех веках и поколениях: протруби только один единственный раз, "протруби в большой шофар, возвещающий наше Освобождение"…

 

Ташлих

Это церемония, означающая полное раскаяние в совершённых грехах.  Ташлих производят в первый день праздника. После молитвы «Минха» евреи идут к воде (река, родник, море) и читают там молитвы, чтобы пробудить милосердие Всевышнего, а затем отряхивают полы одежды, словно сбрасывая в воду совершенные грехи, чтобы начать новый год в чистоте и святости.

 

Смотри также:  Готовим на Рош Ашана