Из тьмы – к свету

Месяц кислев – пожалуй, самый хасидский в еврейском календаре. В кислеве мы отмечаем пять дат, связанных с возвращением к хасидам Любавичских ребе. Но по порядку. Не по календарному, а по историческому.

19 кислева – Первый Любавичский Ребе был полностью оправдан и освобожден из заключения после ареста по навету.

Осенью 1798 года по обвинению в нелояльности к власти был арестован основатель учения Хабад раби Шнеур-Залман из Лиозно. Сам раби Шнеур-Залман ни секунды не сомневался, что навет – лишь внешняя причина ареста. Истинная же причина – приговор Небес за новый путь в служении Б-гу, за написание книги «Тания».

В этой книге впервые в еврейской истории доступным каждому еврею языком рассказывалось, как устроена душа, в чем отличие праведника и злодея от среднего, и многие другие знания, до сих пор доступные лишь мудрецам Каббалы.

В камере Петропавловской крепости раби Шнеуру-Залману явились его великие учителя – основатель хасидизма Баал Шем Тов и его преемник Межиричский Магид. Именно они и сообщили своему ученику об истинной причине ареста. Однако сказали, что это не значит, что следует прекратить распространение учения и отказаться от издания книги «Тания». Наоборот, теперь можно и нужно распространять хасидизм с удвоенной энергией.

Вскоре правота их слов получила подтверждение для раби Шнеура-Залмана: он был полностью оправдан и освобожден из заключения. Сразу после освобождения он занялся изданием книги «Тания».

Этот день, 19 кислева, считается Новым годом хасидизма. Действительно, именно он стал точкой отсчета в распространении учения.

28 кислева – Первый Любавичский Ребе был снова полностью оправдан и освобожден из заключения после ареста по второму навету.

Противники нового учения не успокоились и снова написали донос – не только на раби лично, но на все движение хасидизма. Условия ареста и содержания раби на этот раз были мягче: его привезли в Петербург не в арестантской, а в почтовой карете; содержался он не в Петропавловской крепости, а был отпущен под домашний арест в Петербурге. Ему разрешили взять с собой двух сопровождающих – одним из них был сын раби, реб Моше.

На этот раз раби снова был оправдан, но ему было запрещено покидать Петербург, дабы оставаться под наблюдением властей.

Хасиды были вне себя от горя: теперь они не могли ездить к своему Ребе, ведь евреям доступ в Петербург был затруднен! Но на Небесах решили иначе. В то время в столицу приехал князь Любомирский. Он был очень заинтригован рассказами о необычном еврее и пожелал встретиться с раби Шнеуром-Залманом лично.

После личной встречи князь был так очарован Ребе, что пообещал добиться для него разрешения покинуть Петербург, если он согласится переехать в Ляды, где располагалось родовое имение князя.

С тех пор хабадский двор переместился в это местечко, и раби Шнеур-Залман остался в истории хасидизма как раби из Ляд.

10 кислева – день освобождения Второго Любавичского Ребе.

Раби Дов-Бер, сын раби Шнеура-Залмана и Второй Любавичский Ребе, тоже попал под следствие по навету противников хасидизма. Обвинения были все те же – в нелояльности к власти. И все так же после расследования все эти обвинения были с него сняты.

Освобожден он был 10 кислева 1826 или 1827 года – тут мнения источников расходятся.

Это было последнее событие такого рода, когда лидеры движения Хабад оказывались отделены от своих хасидов. Противники нового движения перестали подавать на них доносы – или власти отказались эти доносы рассматривать? Наступил период покоя и свободного развития нового учения.

Пока не пришел кровавый ХХ век с его переворотами и войнами.

14 кислева – свадьба будущего Седьмого Любавичского Ребе с дочерью Шестого Любавичского Ребе.

«Это день, который соединил меня с вами», – так сказал своим хасидам раби Менахем-Мендл.

В течение двух поколений на Любавичском престоле были его единственные и очевидные наследники: Пятый Ребе Шолом-Довбер и Шестой Ребе Йосеф-Ицхак. На этом прямая ветвь династии, шедшая от Четвертого Ребе, Шмуэля, заканчивалась: у Шестого Ребе не было сыновей.

Раби Менхем-Мендл был прямым потомком Третьего Любавичского Ребе Цемах Цедека. Он был правой рукой, соратником Шестого Ребе, продолжателем его дела. А с 14 кислева 1929 года – и зятем. У хабадской династии было будущее!

1 кислева – день, в который Седьмой Любавичский Ребе впервые вышел из своей комнаты после сердечного приступа 22 тишрея.

Раби Менахем-Мендл стал Любавичским Ребе в 1950 году, через год после ухода своего тестя – Шестого Ребе Йосефа-Ицхака. Он создал огромную хабадскую империю – армию своих посланников, работавших по его указанию в самых разных точках мира; хасидов, готовых по мановению его руки сдвинуть горы; учеников и почитателей.

В 1978 году, во время танцев с Торой в праздник Шмини Ацерет, раби почувствовал себя плохо. В ту ночь он пережил два тяжелейших сердечных приступа, после которых в течение месяца с лишним не выходил из своего кабинета.

Излишне говорить, что все это время было для его хасидов тревожным и нелегким. И когда в новомесячье месяца кислева раби наконец-то вышел из кабинета и вернулся домой, в свою квартиру на улице Президента, радости его последователей не было предела.

С тех пор утекло немало воды и произошло немало событий, но этот день, 1 кислева, остался в коллективной памяти хасидов Хабада днем радости и праздника.

***

Месяц кислев – удивительное время. Не зря именно в нем мы отмечаем праздник света – Хануку. Он полон событиями, превратившими горе – в радость, трагедию – в счастье, тьму – в свет.