Величие королевской дочери

«За каждым великим мужчиной стоит еще более великая женщина», – так учит нас известная крылатая фраза.

В ее образе было все: и величие, которое выше любых титулов и званий, и деятельная энергия, не считающаяся ни с какими ограничениями, и преданность мужу, и истинный феминизм, и благородство души, мыслей и дел. Все это о ребецн Хае-Мушке, чья годовщина смерти приходится на 22 швата.

 

Бини Шпрингер

 

О великой женщине, которая избегала почета

Ребецн Хая-Мушка родилась 25 адара 5662 (1901) года в семье шестого Любавичского Ребе Йосефа-Ицхака и его жены Нехамы-Дины. 14 кислева 5689 (1928) года будущая ребецн Хая-Мушка вышла замуж за будущего седьмого Любавичского Ребе – Менахема-Мендла Шнеерсона. О дне своей свадьбы Ребе Менахем-Мендл отзывался как о дне, «который связал меня с хасидами».

В течение целого года с того момента, как душа предыдущего Ребе покинула этот мир, Ребе Менахем-Мендл отказывался принять на себя бремя руководства хасидами. В том, что Ребе все же согласился принять на себя титул «Ребе», была и заслуга его супруги, ребецн Хаи-Мушки. Она прекрасно знала, на какие жертвы ей придется пойти, ведь она сама была дочерью Ребе и знала о многочисленных часах, которые ее муж будет проводить вне дома и семьи, занимаясь общественной деятельностью на благо еврейского народа. Но ребецн Хая-Мушка также прекрасно понимала, каким уникальным человеком является ее муж, и поэтому ни минуты в нем не сомневалась.

 

В качестве жены главы еврейского народа ребецн Хая-Мушка могла бы активно пользоваться преимуществами, которые предоставляют заслуженные супругом почет и уважение: получать приглашения на собрания и конференции хабадских женских организаций, заседать в президиумах и руководить различными женскими обществами и проектами. Но вместо всего этого внешнего блеска она выбрала скромную и простую жизнь в тени своего удивительного мужа.

Для того чтобы не привлекать к своей персоне лишнего внимания, ребецн Хая-Мушка даже покупки старалась делать в отдаленных от нью-йоркского района Краун-Хайтс магазинах. Однажды, в магазин, в котором ребецн покупала пальто, зашла жена Сатмарского Ребе со своей родственницей. Женщина, сопровождавшая жену Сатмарского Ребе, узнала в покупательнице у прилавка жену Любавичского Ребе и сказала об этом своей спутнице. Ребецн из Сатмар немедленно подошла к ребецн Хае-Мушке, тепло поздоровалась с ней, справилась о ее делах и здоровье… Заплатив на кассе, забрав покупку и попрощавшись с ребецн из Сатмар, ребецн Хая-Мушка вышла из магазина и поняла, что впредь она не сможет приходить сюда, потому что теперь всем в магазине известно, кто она такая. Любое внешнее проявление почета вызывало у ребецн Хаи-Мушки неловкость.

Всю свою жизнь ребецн отдала на благо хасидов, а ее любовь, преданность и уважение к мужу тяжело описать словами. Ребецн всегда встречала мужа с улыбкой. Она не ложилась спать, пока Ребе не возвращался с фарбренгена (хасидского собрания), даже если за окном было уже почти утро. Если ей нездоровилось, она старалась не показывать этого Ребе, чтобы лишний раз не волновать его. Однажды у нее так разболелась нога, что она не могла ступить и шага. Ребецн Хая-Мушка сделала все, чтобы Ребе не заметил, что ей нехорошо: была суббота, и она дожидалась прихода мужа из синагоги, сидя в удобном кресле, а затем, во время трапезы, она начала было волноваться о том, что сейчас ее секрет раскроется, так как Ребе заметит, что она хромает, подавая на стол еду, но именно в этот момент Ребе начал петь нигун, глаза его были прикрыты, и он целиком отдался хасидской мелодии… Ребецн подала знак, и хасид, помогавший ей по дому и исполнявший поручения Ребе, поставил на стол тарелки с супом. Когда Ребе, закончив петь, открыл глаза, субботние кушанья уже стояли на столе.

Мы ждем от своих мужей проявления сочувствия, когда нам плохо или больно, но многие ли из нас готовы поступиться своими желаниями ради спокойствия своей второй половины? Ребецн Хая-Мушка была готова пожертвовать всем, ради того чтобы Ребе продолжал выполнять свое предназначение – руководить хасидами, благословлять их и вдохновлять.

 

Брак Ребе и ребецн длился сорок пять лет, и в течение всего этого времени она скрывалась в тени своего мужа, очень немногие знали ее в лицо, и еще меньше людей имели честь с ней общаться. Лишь после того как ее душа покинула этот мир, люди стали рассказывать истории о ней, вспоминая о ее удивительном характере и благородстве. Нам не очень много известно о ребецн, но можно с уверенностью сказать, что она была образцом настоящей еврейской женщины.

 

Истинный феминизм

Ставшая популярной в наши дни, философия феминизма стремится приравнять женщин к мужчинам и упрекает иудаизм в том, что в Торе женщине отводится подчиненная роль по отношению к мужчине, и именно поэтому на мужчину возложено множество заповедей, которых Тора не требует от женщины. Но Ребе в своих многочисленных беседах ясно показал неправомочность подобных заявлений: Тора приписывает женщине бóльшую духовную силу, чем та, которой обладает мужчина, и именно поэтому на женщину возложены такие жизненно важные функции, как продолжение рода и воспитание детей, забота о том, чтобы у ее семьи была кашерная пища, и прочие многочисленные дела, которыми наполнен день каждой еврейской жены и матери. Поэтому Тора освобождает женщину от тех заповедей, исполнение которых связано с определенным временем (суток или года).

Это связано не с тем, что Тора не ценит женщину, а с тем, что Тора признает, насколько важными являются ее задачи в этом мире, и стремится освободить ее для исполнения этих задач. У мужчин и женщин разное восприятие мира, разные цели и разное предназначение, и это не значит, что кто-то из них лучше другого. Из-за того, что мы отличаемся друг от друга, Всевышний возложил на нас и разные задачи в этом мире.

Ребе утверждает, что те общественные движения, которые поставили своей целью улучшение статуса женщины, на самом деле добились обратного. На женские плечи наравне с привычными заботами легли мужские обязанности, к которым женщина не приспособлена и от которых не получает ни малейшего удовлетворения. Истинной самореализации женщина может добиться, заботясь о своей семье и создавая добрую и уютную атмосферу в доме.

Но Ребе никогда не ограничивал роль женщины только домашними и семейными обязанностями. Он также утверждал, что у женщин есть особенный талант по-своему влиять на окружающих. Благодаря мягкости своего характера и эмпатии женщина может распространять свет Торы и заповедей гораздо успешнее, чем это удается мужчинам, при условии, что она при этом ни на пядь не поступается требованиями законов скромности. Для того чтобы женщины могли посвятить себя этой высокой цели, Ребе призывал к тому, чтобы они изучали Тору и философию хасидизма. Так появилась организация «Нешей Хабад» («Женщины Хабада»).

 

«Женщины Хабада»

В 5712 (1952) году, всего лишь через несколько месяцев после того, как Ребе принял на себя руководство хасидами, он обратился к своим последователям с просьбой создать организацию «Женщины Хабада». Для многоликого мира ортодоксального иудаизма создание подобной организации было в новинку. Ее появление совпало со всё более распространявшимся движением феминизма, но женщины Хабада, загоревшись идей собственной организации, созданной по указанию Ребе, оказались вне влияния феминизма по той простой причине, что вовсе не чувствовали себя ущемленными. Напротив, Ребе показал им, в чем заключаются их истинные достоинства и уникальное предназначение.

 

Женщины с радостью взялись за дело: одно за другим открывались все новые отделения этой организации в разных точках планеты – везде, где были жены хасидов Хабада. Ребе очень внимательно следил за развитием этой организации и даже участвовал в ежегодных собраниях «Женщин Хабада» в Нью-Йорке. Среди многочисленных проектов, которыми занимались «Женщины Хабада», было издание женского журнала под названием «Ди идише хейм» («Еврейский дом»). В 5737 (1977) году профессор Сьюзан Гендельман, специалист по английской литературе, приехала на учебу в Нью-Йорк и поселилась в районе Краун-Хайтс. Сьюзан Гендельман готовилась к защите ученой степени по английскому языку и одновременно с этим решила написать статью для местного журнала. Так на стол редактора «Ди идише хейм» легла статья «Феминизм в иудаизме».

Через несколько недель Сьюзан получила письмо от Ребе, в котором было написано, что он получил большое удовольствие от чтения ее статьи о феминизме сквозь призму иудаизма. Сьюзан была поражена: откуда Ребе узнал о ее статье, если журнал еще не вышел из печати? Оказалось, что Ребе проявляет интерес ко всему, что связано с организацией «Женщины Хабада»: к любым проектам и начинаниям этой организации, включая также и журнал «Ди идише хейм». Поэтому редактор журнала отсылает в секретариат Ребе все материалы, которые появятся в следующем номере, чтобы Ребе мог просмотреть их и утвердить до того, как они отправятся в печать…

 

По сей день организация «Женщины Хабада» поражает разнообразием своих направлений и задач, адресованных женщинам всех возрастов. Среди проектов организации есть и работа с молодежью, и помощь молодым матерям, и организация уроков Торы для женщин и многое другое.

 

Квинтэссенция величия

Каждый год 22 швата, в день, когда душа ребецн Хаи-Мушки покинула нас, посланницы Ребе со всего мира собираются в Нью-Йорке. Многие из этих женщин вместе со своими мужьями живут в самых отдаленных уголках земного шара, и именно их деятельность не дает евреям забыть свет Торы и заповедей. Эти женщины не довольствуются титулом «жена посланника Ребе» – каждая из них чувствует свою собственную ответственность за ближних и действует ради них. Эти женщины оставляют своих родных и близких, своих подруг и привычное окружение, отказываются от быстрой и успешной карьеры ради того, чтобы уехать в далекий город, где зачастую нет ни еврейской общины, ни еврейских учебных заведений для детей, ни устроенной материальной жизни. И все это для того, чтобы помочь другому еврею сберечь его духовность. Для того, чтобы еще один еврей или еврейка почувствовали сладость Торы.

Этим отважным женщинам приходится преодолевать языковые барьеры и разлуку с дорогими людьми, но они отдаются своему призванию со всей энергией, начиная с организации субботних трапез для десятков гостей и заканчивая созданием еврейских детских садов, школ, вечерних уроков для женщин, праздников и конференций. И раз в году эти удивительные женщины собираются в «Севен севенти», синагоге Ребе в Нью-Йорке, на единственной в своем роде встрече, объединяющей посланниц Ребе со всего мира. Этот шанс они используют для того, чтобы обменяться идеями и опытом, набраться сил и энергии, для того, чтобы, вернувшись домой, продолжать свое важное дело.

И если кто-то еще сомневается в наших возможностях, пусть заглянет на встречу посланниц Ребе и убедится сам в том, какие особенные силы даны женщинам Всевышним!