Пост 3 Тишрея

История Гедалия

(Глава из далекого прошлого)

1

Вавилонский царь Навуходоносор достиг своей цели. Он полностью подчинил себе Царство Иудейское, разрушил его столицу Иерусалим и его самую большую святыню Бет Хамикдош. Он убил или взял в плен большинство членов царской семьи и высшей знати страны. Высшие представители Еврейского народа, включая главных священнослужителей и представителей гражданских и военных властей, были отведены в качестве пленных в Вавилон. Многие из них были безжалостно казнены в Риблах. Иудея была раздавлена и лишена своих лучших сыновей.

Однако, Навуходоносор не хотел превратить землю Иудейскую в сплошную пустыню. Он разрешил бедным классам остаться в Иудее, чтобы пахать землю и ухаживать за своими виноградниками. В качестве губернатора над ними Навуходоносор назначил Гедалиа, сына Ахикама.

Пророку Иеремии был предложен выбор: остаться в Иудее или пойти в Вавилон в качестве почетного гостя Вавилонской царской семьи. Он предпочел остаться со своими братьями на святой земле. Иеремия пошел в Мицпа, находившийся на небольшом расстоянии к северу от Иерусалима, где находилась главная квартира губернатора и предложил ему свою полную поддержку. Гедалиа с благодарностью принял это предложение, и Мицпа, таким образом, превратился также в духовный центр народа.

Гедалиа был умным человеком, вежливым и скромным. Он стал усиленно поощрять народ обрабатывать и возделывать поля и следить за виноградниками и это явилось Фундаментом безопасности. Под умным управлением Гедалиа Еврейская община стала процветать. Слава о ней стала распространяться за границами. Много евреев, бежавших во время войны в безопасные места находившиеся на территориях соседних стран, были привлечены новостями о возрождении Еврейской общины в Иудее. Они пришли к Гедалию в Мицпа и были очень тепло им встречены. Еврейский губернатор призвал своих братьев остаться лойяльными вавилонскому царю и обещал им мир и безопасность. Обещание это оказалось выполненным. Вавилонский гарнизон, расквартированный в стране, не оскорблял евреев; напротив, он защищал их от враждебных соседей. Молодое Еврейское государство находилось на пути своего полного восстановления, когда внезапно на него обрушился коварный удар и последовало кровопролитие.

2

Среди беженцев, которые присоединились к Гедалию в Мицпа, находился Ишмаель, сын Натаниа, потомка царского дома Пикидия (Седекия), последнего царя Иудеи. Ишмаель был большим честолюбцем, который ни перед чем не останавливался для достижения своей цели. Почет и успех, которыми пользовался Гедалиа, наполнил его жестокой завистью. Ишмаель стал интриговать против Гедалиа. Он нашел союзника в царе Аммоне, который с беспокойством следил за ростом новой Еврейской колонии.

Эти интриги стали известные Иоханану, сыну Кореах, преданному офицеру Гедалиа. Иоханан предупредил губернатора об опасности, угрожавшей его жизни. Однако, Гедалиа, будучи прямой и великодушной натурой, не хотел поверить этому предательству. Когда Иоханан предложил тайком убить Ишмаеля, до того, как тот осуществит свои коварные планы, возмущенный Гедалиа отверг это предложение.

Тем временем, Ишмаель ждал благоприятного случая. Долго ему ожидать не пришлось, потому что скоро представился удобный случай. Он был приглашен губернатором на праздник в Мицпа в день Нового Года. На пир Ишмаель приехал в компании десяти своих сторонников.

Во время празднества жестокая банда напала и убила губернатора. После убийства хозяина, они устроили ужасную резню. Ишмаель убил много видных сторонников Гедалиа и разделался с маленьким халдейским гарнизоном в Мицпах. После этих страшных убийств, Ишмаель покинул Мицпа со многими пленными и направился к Аммону.

3

Иоханан и несколько из его бравых соратников избегли смерти, потому что их не было в это время в Мицпах. Когда Иоханан узнал об этой ужасной трагедии, он собрал добавочную помощь и принялся преследовать убийцу. Нагнав Ишмаеля около Гибеона в Беньямине, Иоханану удалось освободить пленных, но Ишмаель с небольшим числом своих последователей бежал на землю Аммона.

Положение Евреев оказалось теперь, конечно, ужасным. Убийство Гедалиа и расправа с вавилонским гарнизоном должна была вызвать гнев Навуходоносора к остаткам населения Иудеи. Оно было страшно напугано предстоящим наказанием. Но у кого они могли искать себе защиты? Единственной пристанью спасения казалось был Египет, где их не могла бы достигнуть рука Навуходоносора. Но эта страна не пользовалась их любовью. Несмотря на то, что прошло уже примерно девятьсот лет со времени освобождения их предков из Египта после столетий рабства, Евреи относились к Египту с отвращением. Но их отчаяние и страх были настолько велики, что бедный народ решил искать спасения в Египте и пустился в дальний путь на юг.

Угнетенные Евреи остановились в Бет-Лехем и обратились за советом к Иеремии. Праведный пророк, который принял участие во всех их бедствиях и несчастиях и по-прежнему чувствовал нерушимую любовь к ним, все еще находился среди Евреев. К нему обратились они теперь за советом и обещали выполнить этот совет, каким бы он ни был.

В течение десяти дней Иеремия возносил Г-споду молитвы, и в конце концов получил Божеское послание, которое немедленно огласил перед собравшимся народом:

«Так говорит Г-сподь Б-г Израилев... если останетесь на земле сей, то Я устрою вас и не разорю, насажду и не искореню... Не бойтесь царя Вавилонского, которого вы боитесь... ибо Я с вами, чтобы спасать вас... Если же вы скажете: «не хотим жить в этой земле», и не послушаетесь гласа Г-спода Б-га вашего, говоря: «нет, мы пойдем в землю Египетскую»... то меч, которого вы боитесь, настигнет вас там, в земле Египетской, и голод, которого вы страшитесь, будет всегда следовать за вами там в Египте, и там умрете... К вам, остаток Иуды, изрек Г-сподь: не ходите в Египет; твердо знайте, что я предостерегал вас!»

Но слова Иеремии не были услышаны. Народ заранее принял уже решение и надеялся только, что пророк одобрит его. Несмотря на торжественное обещание, данное Иеремии, что они послушают его совета, народ обвинил пророка в заговоре со своим учеником Барухом, сыном Нериа, т. е. в намерении выдать Евреев в руки халдейцев. Затем весь народ пустился в путь в Египет и заставил Иеремию и Баруха сопровождать его.

Когда беженцы достигли границ Египта они остановились. Там Иеремия еще раз предостерег своих братьев и сказал, что безопасность, которую они ищут в Египте, будет непродолжительной. Он предупредил, что осталось не долго ждать, когда Египет будет побежден и уничтожен Навуходоносором. Кроме того он предостерег их от опасностей, грозивших им в смешении с египтянами-идолопоклонниками. Если они вернутся к язычеству, которое явилось причиною всех их несчастий в прошлом, они раз на всегда похоронят свою судьбу.

По несчастью, предостережения и мольбы пророка не возымели действия. Еврейские беженцы поселились в Египте и скоро отказались от своей веры в Г-спода. Они превратились в язычников, по примеру египтян.

Несколько лет спустя в Египте произошел переворот, когда был убит фараон Хофра. Навуходоносор тотчас же воспользовался этими беспорядками. Он вторгся и разрушил Египет и большинство Еврейских беженцев погибло во время этого нападения и войны. Таким образом ужасное предсказание Иеремии снова сбылось.

Точно неизвестно, где и когда скончался престарелый пророк. Согласно преданию, Иеремия со своим верным учеником Барухом, провели свои последние годы жизни со своими братьями, находившимися в изгнании в Вавилоне.

В память убийства Гедалиа и трагедии, которая последовала за ним для наших братьев, вскоре после Разрушения Бет Хамикдош, мы постимся в 3 день Тишрей и пост этот называется Постом Гедалиа.


Чтение из Торы во время Поста Гедалиа

Пост Гедалиа является одним из четырех дней Поста, имеющих отношение к Разрушению Бет-Хамикдош. Так же, как и во время других постов, утром и днем (Минха) читается часть Вайехал (Исход 32:11-14; 34:1-10). Для чтения вызываются трое мужчин, а на Минха – третий является также Мафтир (Исайа 55:6-56:8).

Этот отрывок содержит трогательную молитву Моисея, после того, как дети Израиля сделали Золотого Тельца. Он содержит также Тринадцать Божеских Аттрибу-тов милости и прощения, которые были объявлены Б-гом в то время и которые упоминаются в молитвах о прощении (например в Таханун, Селихот и т. д.)

Послание этого отрывка сводится к тому, что как бы ни был велик грех – да и что может быть больше греха, связанного с Золотым Тельцом и содеянного вскоре после Откровения на Синае? – Г-сподь всегда готов простить искренне кающегося грешника. Это «человеку свойственно ошибаться, а Б-гу прощать» является уроком, который часто попадается в Торе и в книгах пророков. Грех может быть прощен, но повторение греха непростительно. Поэтому искреннее раскаяние никогда не остается неуслышанным.

Тоже послание повторяется в Хафторе, читаемой на Минха: «Ищите Г-спода, когда можно найти Его, призывайте Его, когда он близко. Да о ставит нечестивый путь свой и беззаконник – помыслы свои, и да обратится к Г-споду, – И Он помилует его, и к Б-гу нашему, ибо Он многомилостив». Чтобы грешник не думал, что он никогда не будет прощен, ибо слишком много грешил, пророк продолжает: «Мои мысли – не ваши мысли, не ваши пути – пути Мои, говорит Г-сподь». Потому что Б-г – Бесконечен, таково и Его милосердие.

Раввин Саадиа и владелец гостиницы

Наступил месяц Элул, за которым следовали Дни Покаяния, и знаменитый Раввин Саадиа Гаон ежедневно откладывал свои книги о Талмуде и свои писания на много часов в сторону, чтобы посвятить это время в молитве и покаянии. Он молился более горячо, чем когда-либо, с разбитым сердцем и слезами на глазах, как-будто он был самым большим грешником на земле.

Его ученики, знавшие каким святым человеком он был, не могли понять, что случилось с их учителем. В конце концов они его спросили, и вот, что он им ответил:

«Не подозревайте меня в нарушении закона Торы, Боже упаси», начал Раввин Саадиа. «Тем не менее я имею хорошую причину каяться и просить Б-га о прощении. Я научился этому от обыкновенного Еврея – владельца гостиницы.

«Однажды, во время моих путешествий, я остановился в Еврейской гостинице. Владелец гостиницы не знал меня, и обращался со мною так же мило, как он имел обыкновение обращаться с любым постояльцем-евреем.

Скоро, однако, меня опознали в городе. Новость о моем приезде распространилась по всей общине и вся община собралась, чтобы приветствовать меня.

«Когда владелец гостиницы узнал, кто был его гостем, он принялся ухаживать за мною и обслуживать меня с благоговением и покорностью и делал все возможное, чтобы угодить мне. Под конец, когда я собрался уезжать, пришел весь народ, чтобы пожелать мне счастливого пути. Тогда владелец гостиницы протолкался через толпу, упал к моим ногам и умолял меня со слезами на глазах простить его. «Но ведь вы сделали всё что могли для меня и даже больше этого!» воскликнул я и владелец гостиницы с разбитым сердцем ответил: «Умоляю вас, Раввин, простить меня за те дни, когда я еще не знал о вашем величии и не служил вам так, как служил потом».

«Теперь, мои друзья», закончил Раввин Саадиа и по святому лицу его текли слезы, «хорошенько подумайте об этом. Если человек может быть смиренным, когда нужно почтить другого человека, сделанного из мяса и крови, как заботливы должны мы быть, когда мы воздаем почет и любовь и служим нашему Создателю!»

«Чем ближе мы приближаемся к Г-споду, тем лучше мы понимаем Его величие, и тем больше мы должны раскаиваться за наше поведение в прошлом, независимо от того, как бы мы ни старались. С каждым днем я узнаю всё больше и больше о Г-споде, и всякий день я чувствую себя пристыженным, что накануне не знал того, что узнал сегодня и что моя любовь и преданность Г-споду не были так сильны, как сегодня; а завтра, я знаю, я буду чувствовать себя также в отношении сегодня».