Пророк Элияу и раби Еошуа бен Леви

Возможно, нам хотелось бы услышать другое.

Но… Нам следует осознать, что наше восприятие действительности — субъективно. И в данном контексте не имеет значения, насколько мы проницательны и умны.

Мы — заточены в мире своего «эго»,

на крошечном островке времени, называемом жизнью.

Хорошо, если нам удается взглянуть на свои страдания и проблемы — как бы со стороны. Однако такой отрешенный взгляд на мир появляется у нас через многие, многие годы. Если вообще — появляется.

В любом случае, мы должны помнить, что Всевышний, в отличие от нас, видит полную картину (которая включает мир Грядущий)…

Раби Иеошуа бен Леви (великий учитель Талмуда первого поколения; Эрец Исраэль, середина III века) был настолько духовно просветленным человеком, что его неоднократно удостаивал своим посещением сам пророк Элияу. Во время одной из таких встреч раввин раби Иеошуа попросил у пророка разрешения сопровождать его в странствиях, чтобы самому увидеть, как Творец вершит справедливость.

— Даже не думай об этом, — сказал ему на это Элияу. — Ты не сможешь ни понять это, ни вынести.

— Ты думаешь, что я сомневаюсь в Справедливости Творца, или считаешь, что я не способен распознать Его дела? — спросил раби Иеошуа….

Долго он уговаривал пророка. В конце концов, тот согласился, но — взял с него обещание: не задавать по поводу того, что он увидит, никаких вопросов. Как только он попросит объяснений, сопровождать пророка он больше не сможет. И раби Иеошуа согласился.

На следующий день они отправились в путь и к вечеру оказались у маленькой хижины. Навстречу им вышел из хижины бедный крестьянин — чтобы пригласить путников в свое жилище. Он усадил их, принес воды, чтобы они могли умыться. В доме у него было пусто, хоть шаром покати, но жена крестьянина настаивала, чтобы они подкрепились тем, что есть. И поставила перед ними молоко и хлеб.

Когда настало время ложиться спать, крестьянин отдал гостям свои постельные принадлежности, а они с женой устроились на голом, холодном земляном полу.

Раби Иеошуа от всего сердца радовался радушию и гостеприимству этой пары. И был уверен, что Элияу отблагодарит их, чтобы не пришлось им более терпеть нужду.

Наутро Элияу встал, прошептал какие-то слова над скудным имуществом этой пары. Потом он подошел к их худой, изможденной корове. Прошептал что-то — корова упала на землю и умерла.

Удивившись, раби Иеошуа открыл, было, рот, но, поймав предостерегающий и грозный взгляд пророка Элияу, промолчал. Они продолжили свой путь, оставив бедных крестьян оплакивать свою потерю.

К вечеру они добрались до большого, изысканного особняка и попросились на ночлег.

— С какой стати я должен пускать вас в свой дом, попрошайки?! — бросил им в лицо хозяин особняка. — Если хотите, можете переночевать в конюшне.

Голодные, расположились они рядом с животными, даже не омыв запыленные ноги. В сердце раби Иеошуа кипел гнев. Он надеялся, что Элияу найдет способ проучить этого жестокого и черствого человека.

Проснувшись на заре, Элияу подошел к полуразрушенной, опасно накренившейся стене скотного двора и выправил ее. Наблюдая за ним, раби Иеошуа удивлялся: как же так может быть — Элияу причиняет боль тем, кто делает добро и поощряет людей злых и порочных. Неужели в этом — Справедливость Всевышнего?

И снова, вовремя вспомнив об уговоре, подавил готовые прорваться наружу горькие вопросы. Они покинули эту роскошную усадьбу и провели еще один день в путешествии.

На исходе дня они вошли в шумный, полный суеты город и направились к синагоге. Нарядные, в изысканной одежде, жители города имели в ней собственные места — согласно социальному положению. Когда молитва закончилась, люди стали спрашивать друг у друга, кто пригласит к себе на ночлег двух бродяг. Добровольцев не нашлось. Пусть проведут ночь в синагоге, — единогласно решила община.

Раби Иеошуа и пророк, голодные и немытые, провели ночь в синагоге. Наутро, когда люди вернулись на “Шахарит” (утренняя молитва), Элияу вежливо попрощался с ними и высказал пожелание, чтобы они заняли в городе высокие должности.

Терпеть все это и молчать раби Иеошуа уже был больше не в силах.

— И это ты называешь Б-жественной справедливостью?! — воскликнул он. — Ты воздаешь за зло — добром, а за добро — страданиями!

— Разве я не предупреждал тебя, что ты не сможешь вынести того, что я делаю? — ответил ему пророк Элияу. — Наши совместные странствия, как ты понимаешь,  закончились. И напоследок я все тебе объясню. По воле Небес той ночью жена крестьянина должна была умереть. В благодарность за искреннюю доброту этой пары я помолился Всевышнему, чтобы Он принял вместо жены крестьянина — их корову… Под камнями той стены, которую я подправил и укрепил, спрятано сокровище. Если бы тот человек стал чинить ее сам, он нашел бы его. И это лишь усилило бы его порочность… Что же касается заносчивых людей в синагоге, я пожелал им занять высокие должности, потому что знал, что из-за этого неизбежно начнутся в городе ссоры и дрязги. Таким образом, их собственная заносчивость станет причиной их падения.