Хамец и маца – глубокий смысл

  1. Маца- символ свободы

Маца, как упоминалось выше, наиболее часто рассматривается, как символ свободы, поскольку она была пищей, которую израильтяне взяли с собой, покидая в спешке Египет. Во время Седера мы вспоминаем первую пищу, которую мы ели, как свободные люди,  которая, хотя и была простой, непритязательной, должно быть имела восхитительный вкус. Вероятно, именно поэтому маца является таким впечатляющим символом: посреди изобилия трапезы Пасхального Седера, где на самых лучших наших фарфоровых блюдах подаётся множество блюд, маца рассказывает нам, что свобода может быть и простой.

 

  1. Маца – символ веры в Б-га

Маца также является символом веры людей в Б-га. Народу было приказано поторопиться оставить Египет. У них не было времени на собрания и обсуждение этого вопроса, не было времени даже на обдумывание. Народ преданно ожидал сигнала, с препоясанными чреслами и посохами в своих руках. Они не спрашивали: "Куда мы идём?" или "Как мы попадём туда?". Они не задавали самого очевидного вопроса: "Что мы должны взять с собой в путь?". У них была только маца и их вера в Б-га, который обеспечит их всем на протяжении их путешествия. Таким образом, маца является символом абсолютной веры, которую израильтяне испытывали в ту ночь. Вероятно, именно поэтому Галаха требует, чтобы мацот, которые используются во время Седера, были целыми и не поломанными – как символ той совершенной веры.

 

  1. Маца – символ изменения во всём

Маца, в самой своей простоте, является символом изменения во всём. Свобода – не только для богатых, но и для бедных. И всё же, несмотря на такую радикальную перемену от рабства к свободе, маца всегда выглядит одинаково.  Простая, скромная, тонкая лепешка. Свобода заключается не во внешнем виде. Мацу охраняют, чтобы предотвратить её отравление закваской гордыни, алчности или жажды восхваления. Нельзя добавлять воду, чтобы искусственно заставить мацу подойти, чтобы она выглядела большим, чем она является на самом деле. Простая, ровная и плоская, маца является как вечным символом свободы, так и символом скромности, и учит нас правильно относиться ко всем вопросам и изменениям в жизни. (Любавический Ребе)

 

  1. Хамец вне закона

Хамец является Пасхальным обрядом, который труднее всего объяснить. Почему еда, которую мы спокойно едим на протяжении пятидесяти одной недели года, становится чем-то, что мы усердно разыскиваем и уничтожаем перед одной неделей Песаха? Даже если маца является символом Исхода, то разве мы не можем воздерживаться от хамеца во время Седера, но есть его в течение оставшейся части недели? Зачем заходить так далеко, объявляя вне закона даже обладание хамецом, смешанного с разрешённой пищей? Как, в конце концов, уничтожение хамеца связано с Б-гом,  освободившим нас из Египта?

  1. Хамец – символ плохого начала в нас

Согласно раббиническому мнению, упомянутому ранее, в хамеце есть нечто нечестивое. Хамец рассматривается, как символ йецер ара, нечестивого начала, в частности, побуждающего к гордыне. Поэтому, поиск хамеца должен быть обширным и тщательным, ибо даже малейший кусочек хамеца может испортить всю еду, как бы много её ни было. Подобным образом, неважно, каким бы незначительным или глубоко спрятанным ни было нечестивое начало внутри нас, оно гниёт и растёт, постепенно отравляя всё остальное. Процесс уничтожения хамеца из дома должен подвигнуть нас на уничтожение этих негативных склонностей и в нас самих.

 

  1. Неделя без негативного в нас

Почему же тогда мы можем есть хамец на протяжении оставшейся части года, если он, в определённой степени, является "злом"? Традиция требует от нас многого, но не требует невыполнимого. Она знает, что мы, будучи людьми, всегда будем иметь в себе йецер ара, негативную склонность. Мы бы обманули себя, если бы думали, что можем стать совершенными. Воздержание от хамеца на всём протяжении года означало бы отрицание этой истины. Воздержание от хамеца на всём протяжении года напомнило бы нам, что уничтожение йецер а-ра никогда не будет возможно осуществить полностью. Всё же мы не имеем права воздержаться от борьбы, какой бы тяжёлой и бесплодной она ни казалась некоторым. Получив вид на будущее на протяжении недели, прожитой без хамеца – недели "без негативного" – мы подготавливаемся к тому, чтобы вновь вступить в нашу повседневную жизнь, где и то, и другое настолько распространены.

 

  1. Неделя без хамеца – очищение нашей души

Осознавая невозможность наложения полного запрета на хамец, традиция устанавливает запрет на него на протяжении определённого времени. Так, на протяжении большей части года хамец разрешён, однако на протяжении одной недели он запрещен. Значит, связь между Песахом и хамецем состоит в том, что мы обязаны очиститься и рассеять негативное, чтобы быть готовыми к созданию завета между Б-гом и Его народом. Подобно тому, как весна обновляет землю, так и мы обязаны обновиться, чтобы стать вновь свободными на Песах. Уничтожив оковы хамеца, мы уже не рабы Фараона, но слуги Б-га.

 

  1. Песах - освобождение от пут, путь к свободе

Как же Песах и законы хамеца совершают это освобождение от пут, которые обычно стягивают нас? Песах заставляет нас пересмотреть наше мировоззрение. Он берёт то, что было разрешено, и запрещает это. Он берёт нечто, что настолько естественно, что воспринимается нами, как должное – нашу пищу, - и полностью изменяет то, как мы относились к ней, и как ею пользовались. Это не просто, что разрешённое становится запретным; нам не разрешено даже владеть запрещённым – т.е. хамецем. Этот запрет подрывает само понятие рабства, нанося удар по нашему представлению об обладании. Случается так, что имущество человека овладевает им самим. То, что мы обязаны устранить рабство из наших жизней, видно на примере уничтожения хамеца. Мы не должны попадать в зависимость от того, чем владеем – будь это даже самое основное наше имущество, наша еда. Хамец нельзя спрятать на время Песаха; его нужно уничтожить, искоренить из наших жизней. Мы должны освободиться от всех тех негативных вещей, которыми, как мы считаем, мы владеем, и которые, на самом деле, владеют нами. Поэтому следует уничтожить наш хамец, не чей-то чужой. Песах начинается дома, с самого себя и своих вещей, привычек и импульсов. Только тогда мы сможем, по настоящему, отпраздновать праздник Песах – праздник освобождения – как свободные люди.