Шабат Пара

"Парашат Пара"

Предисловие

Четыре главыארבע פרשיות

Наш учитель Моше установил обычай, согласно которому необходимо читать Тору по свитку в субботу и в праздники. Принято, что по субботам семь человек читают недельную главу Торы и один – отрывок из Книг Пророков, Афтару. Тот, кто читает Тору седьмым, заканчивает чтение главы; тот, кто читает Афтару, повторяет несколько последних фраз недельной главы Торы (чаще всего три) и после этого начинает читать отрывок из Книг Пророков.

В году есть четыре субботы, в которые читаются две различные главы.

Это последняя суббота Швата (в невисокосном году), и (почти в каждом году) три субботы Адара. Иногда это четыре субботы месяца Адара или три субботы Адара и первая суббота Нисана.

В високосном году, в котором два месяца Адар, выделяют второй из них, предшествующий Нисану. В таком случае первой из этих четырех суббот становится последняя суббота первого месяца Адара.

Во все эти субботы семь человек читают по одному свитку Торы недельную главу. Восьмой, повторив последние фразы недельной главы, читает другую главу по второму свитку, а затем – отрывок из пророков, связанный с только что прочитанной им главой Торы.

Вот какие главы Торы читаются в эти субботы в дополнение к обычной недельной главе.

В первую субботу читают отрывок из главы Ки Тиса («Когда будешь исчислять»), посвященный налогу в половину шекеля, при помощи которого Вс-вышний разрешил Моше сосчитать всех взрослых (старше двадцати лет) мужчин Израиля. Этот отрывок называется Шкалим – Глава о шекелях.

Во вторую субботу читают окончание главы Ки Теце («Когда выйдешь») начиная со слов: «Помни, что сделал тебе Амалек». Этот отрывок, обязывающий нас вечно продолжать борьбу с Амалеком и его потомками, называется Захор – Глава «Помни!»

В третью субботу читают отрывок из главы Хукат («Устав»), рассказывающий о законах, связанных с пеплом, получаемым при сжигании пара адума – «красной телки». Этот отрывок называется Пара – «Глава о телке».

В четвертую, последнюю, субботу читают отрывок из главы Бо («Войди»), в котором сказано: «Этот месяц для вас – начало месяцев». Именно здесь Тора заповедала нам освящать новомесячья. Этот отрывок так и называется –Аходеш, «Глава о месяце».

 

К чтению отрывка Пара относятся очень серьезно, потому что, согласно мнению некоторых галахических авторитетов, это – заповедь, предписанная самой Торой. Ее выводят из первых слов этого отрывка: "Вот закон Торы, который заповедал Всевышний, говоря: скажи сынам Израиля..." (Бемидбар, 19) Поскольку указание обратиться к сынам Израиля с разъяснением заповеди стоит в Торе за упоминанием самой заповеди, а не перед ним, его следует понимать как особое повеление и далее, в будущем, разъяснять эту заповедь всему Израилю.

Эту главу читают незадолго до наступления месяца Нисан для того, чтобы напомнить всем, кто прикасался к мертвецу или иным образом стал ритуально нечистым из-за тум'ат мет – нечистоты, исходящей от мертвого тела, – о необходимости вовремя очиститься от нечистоты при помощи пепла Пара адума, – красной телицы, чтобы иметь возможность принести пасхальную жертву в срок. Это очищение обязательно должно включать в себя окропление очистительной водой, в которой растворен пепел красной телицы, в третий и седьмой дни очистительного процесса. Лишь на восьмой день человек становится ритуально чистым, может приносить жертвы в Храме и есть определенные их части.

Главу Пара читают еще до наступления Нисана, потому что жители далеких городов сразу же после новомесячья Нисана отправляются в путь, в Иерусалим.

Несмотря на то, что из-за наших грехов Иерусалимский Храм разрушен, и ныне мы не приносим жертв и не едим их мясо, мы продолжаем изучать заповеди, связанные с ритуальной чистотой, и исполнять некоторые из них, уделяя этим заповедям отведенное им время; эти действия оцениваются Небесами так же высоко, как если бы мы действительно очистились от своей нечистоты и были

Тора определила, что пепел красной телицы очищает лишь от нечистоты  от мертвого тела. Все другие виды нечистоты предполагают свои способы очищения, не включающие окропление очистительной водой.

Эта заповедь была сообщена Израилю 1-го Нисана, на второй год после Исхода из Египта, в тот самый день, когда был воздвигнут Мишкан. Все евреи, даже те, кто никогда не прикасался к мертвецу, должны были очиститься перед принесением пасхальной жертвы, потому что все они были запятнаны грехом – созданием золотого тельца, ибо идолопоклонство – корень и источник смерти! Поэтому пепел  красной телицы и очищает от двух этих видов нечистоты.

Приготовление пепла красной телицы

Поскольку пепел красной телицы – корень и источник очищения Израиля, , этот пепел должен быть абсолютно чист. Поэтому в том, что касается "Красной телицы", мы не поступаемся ни одной мельчью. Ибо необходимо быть абсолютно уверенным в том, что источник очищения Израиля сам бесконечно далек от любой нечистоты.

По тщательности подготовки и осуществления с процедурой подготовки пепла красной телицы н может сравниться только подготовка первосвященника к службе в Храме в Йом Кипур.

Священник, который должен будет осуществить сожжение "Красной телицы", оставляет свой дом за семь дней до этого. Он переходит в особое помещение, расположенное в северо-восточной части Храма и названное Бейт-Эвен ("Каменный дом"), так как вся утварь в нем была сделана из камня и поэтому не принимала нечистоты.

В течение всех семи дней этого священника окропляют очистительной водой, содержащий пепел самой первой "Красной телицы", оставшейся в Храме со времен Моше, на случай, если он, сам того не зная, соприкоснулся с нечистотой мертвого. Согласно букве закона, в любом случае достаточно было делать это лишь в третий и седьмой день; окропление в течение всех семи дней – одна из дополнительных строгих мер, введенных специально для Маасе Пара.

На протяжении более чем тысячи лет еврейской истории от Моше и до гибели Второго Храма было сожжено девять "Красных телиц". Первую из них сжег сам Моше; при помощи ее пепла производились все необходимые очищения во времена Первого Храма, причем некоторое его количество было сохранено на будущие времена. Вторую "Красную телицу" сжег пророк Эзра. Семь остальных были сожжены в эпоху Второго Храма. Наши мудрецы учат, что десятую красную телицу сожжет Машиах после того, как освободит нас.

Всякий раз, когда готовились сжечь следующую красную телицу, священника, который должен был совершить Маасе Пара, окропляли водой, содержавшей пепел предыдущей. Окроплять его мог только человек, который никогда в жизни не соприкасался с тум'ат мет – ведь, согласно закону, он должен находиться в состоянии ритуальной чистоты. Разумеется, в принципе это мог быть и человек, прикоснувшийся в прошлом к мертвецу и впоследствии очистившийся от нечистоты указанным в Торе способом, но в данном случае эта опция не допускалась: ведь всегда существует вероятность того, что тот, кто производил очищение, сам был нечист в этот момент... Слишком велика была ответственность.

Все сосуды – как те, в которых приготовлялась очистительная вода, так и те, из которых окроплялся священник, – были сделаны из камня и не принимали нечистоты.

Каким образом находили человека, который никогда в жизни не соприкасался с нечистотой мертвого даже неосознанно? Некоторые из иерусалимских домов вместе с дворами, в которых они располагались, были выстроены прямо на скале, причем под ними – то есть между ними и скалой – было оставлено пустое пространство. Человек, постоянно находящийся в таком дворе, не мог соприкоснуться с нечистотой, поскольку полость между скалой и домом, согласно закону, "экранирует" нечистоту и не позволяет ей распространяться вверх. Таким образом, даже если бы мертвое тело каким-то образом попало под скалу, распространяемая им нечистота "отражалась" бы этой полостью и не попадала во двор.

В такие дома помещались незадолго до родов жены священников. Родившиеся у них сыновья воспитывались там и никогда не соприкасались с тум 'ат мет.

Когда эти дети отправлялись окроплять священника, готовившегося к Маасе Пара, их перевозили на спине огромных быков над шатром, сделанным из не принимающего нечистоту материала, с тем, чтобы этот шатер "отражал" внешнюю нечистоту, над которой им, может быть, пришлось проехать. Прежде всего они направлялись с каменными сосудами в руках к источнику Шилоах, где набирали "живую воду", необходимую для окропления. Поскольку никто не устраивает кладбища на дне рек, им разрешалось ступать на землю у источника и набирать из него воду.

От Шилоаха они отправлялись на Храмовую гору. Там они, наконец, слезали с быков и безбоязненно ступали на землю, поскольку под всей Храмовой горой и постройками на ней было оставлено пустое пространство. Они направлялись в помещение, где находился священник; у входа в него стоял сосуд с пеплом красной телицы, они брали щепоть пепла, бросали его в воду и окропляли ею священника. Перед этим они окунались в микву: хотя они, вне всякого сомнения, не соприкасались с нечистотой мертвого, существовала вероятность того, что они соприкасались с другими видами нечистоты.

Существовало правило, согласно которому ребенок, окунувшийся в микву для того, чтобы окропить одного священника, не должен был окроплять никого другого; он не должен был окроплять его из сосуда, принадлежащего другому ребенку, даже если тот также окунался в микву с той же целью, а только из своего собственного. Все это – только часть постановлений, принятых специально ради Маасе Пара.

О смысле заповеди

Многие заповеди Тора называет словом хука ("закон"), то есть постановление, которое невозможно объяснить никакой человеческой логикой, а только лишь желанием Всевышнего. Тем не менее, смысл многих из них постигнут еврейскими мудрецами, передававшим свои знания из поколения в поколение, начиная с самого Моше. Однако заповедь о красной телице единственная в своем роде. Объяснить ее невозможно.Недаром о ней сказано: "Вот закон Торы". Вот он – и нет другого, подобного ему.

Мидраш рассказывает: "Законы о красной телице гласят: ее пепел делает нечистой одежду тех, кто имеет с ним дело; в то же время он очищает ритуально нечистых. Непонятно? Всевышний сказал нам: "Я принял закон, издал указ – и никто не может его отменить"".

В Книге Когелет сказано: "Все это испытал я мудростью. Я сказал: пойму – но она далека от меня" (Когелет, 7). Мидраш рассказывает, что эти слова относятся в заповеди о красной телице. Царь Шломо сказал: "Я изучил всю Тору; доходил и до этой заповеди, исследовал ее, думал о ней, надеялся понять ее – но все равно она далека от меня".

В Торе сказано: "Пусть приведут тебе красную телицу" (Бемидбар, 19). Слово "тебе" относится к Моше. Всевышний сказал ему: "Загадку и истинный смысл этой заповеди Я открою тебе одному. Для остальных она всегда будет хука – царский указ".

Заповедь о красной телице позволяет ясно разглядеть одно из основных различий между Израилем и другими народами. Другие народы относятся с уважением только к тем законам и установлениям, смысл которых они понимают; всеми остальными установлениями они пренебрегают. В любом случае, они отвергают бремя заповедей Всевышнего и не соблюдают их. Наибольшее раздражение вызывает у них заповедь о красной телице; они постоянно упрекают Израиль за то, что он исполняет эту заповедь, не понимая ее смысла.

Израиль смотрит на вещи совсем по-другому. Он принимает на себя бремя всех без исключения заповедей, данных ему Всевышним. Особенно привязан он к заповеди о красной телице, смысл которой ему непонятен, так как для него она – личный указ Царя.

Израиль старается исполнить каждое указание царя, не спрашивая Его, в чем смысл этого указания; он относится к ним с любовью, даже когда они, на первый взгляд, противоречат человеческой логике. Израиля привязывает к Всевышнему абсолютная вера в Него, в Его мудрость, поэтому для него в любом случае достаточно одного только желания Всевышнего.

Всевышний щедро вознаграждает сынов Израиля за безусловное следование Его повелениям. Поскольку они пренебрегают собственными природой и разумом, выполняя Его заповеди, то Он отменяет ради них законы природы, поднимает их над ней и одаряет их чистотой и святостью, источник который непостижим для человеческого разума.