По-человечески

Это случилось в месяце ияре. Страшная эпидемия, унесшая жизни почти 24 тысяч человек, прекратилась. Для нас, потомков, она до сих пор служит уроком: прекрасные, благородные, мудрые люди, ученики раби Акивы, были наказаны лишь за то, что недостаточно уважительно разговаривали друг с другом.

 

Начну с истории, которую уже не помню, от кого слышала. Один молодой израильтянин заинтересовался иудаизмом и постепенно начал вести еврейский образ жизни: исполнять заповеди, ходить на уроки Торы. Особенно ему нравились уроки хасидизма.

А у этого парня была любимая младшая сестра, которая, как это приято в Израиле, поехала, пока молодая, "посмотреть мир". Особенно ее впечатлил Тибет и восточная мудрость. Так впечатлил, что даже домой, повидаться с папой и мамой, она приехала лишь ненадолго, да и то – с обратным билетом в руке.

Брат, конечно, очень переживал за нее, хотел познакомить с истиной, с Б-гом. И поэтому уговорил пойти с ним на урок по философии хасидизма. Но его ждало разочарование: его любимого зажигательного преподавателя хасидизма заменял в этот раз какой-то "сухой стручок", который тихо бубнил себе под нос о еврейских законах возвращения пропажи. Ничего захватывающего, вкратце – что еврей, нашедший чью-то пропажу, обязан поднять ее и приложить все усилия для нахождения ее настоящего хозяина. Ну, и детали…

Вскоре после этого сестренка уехала обратно к своему любимому гуру. Но быстро вернулась. Что такое? Оказалось, что, прогуливаясь с учениками, гуру нашел на тропинке кошелек и преспокойно сунул его в карман. В ответ на протесты ученицы невозмутимо ответил: "Бог меня любит, вот и послал мне…"

Увидев своими глазами пропасть между моралью народов мира и евреев, девушка вернулась в лоно иудаизма.

Этика на уровне закона

Еврейская религия придает огромное значение этике взаимоотношений между людьми.

В Йом Кипур, День Искупления, искреннее раскаявшись, можно искупить любые грехи перед Б-гом. Но грехи перед ближним искупаются только после возмещения ущерба и получения прощения.

Когда к великому мудрецу Гилелю пришел некто с просьбой обучить его Торе за несколько минут, тот ответил: "Люби ближнего как самого себя. Все остальное – подробности".

Из Десяти заповедей, Святая Святых иудаизма, пять посвящены человеческим взаимоотношениям. Например, запрету завидовать.

Еврейскими мудрецами написаны целые трактаты о законах человеческих взаимоотношений. О том, как не злословить, не мстить, не причинять ближнему ни малейшего ущерба.

Сосед-скупердяй пришел к вам одолжить молоток. Ну и пусть катится на все четыре стороны, сам-то вчера плоскогубцы не дал! Или нет, пожалуй, не так… "На, держи, я не такой, как ты!" Ан, нет! И так тоже запрещено. Нельзя не только мстить, но и быть злопамятным!

О том, что нельзя клеветать, знают все. А рассказывать о человеке неприятную правду? Или просто перемывать косточки, даже не говоря о человеке ничего плохого? По еврейскому закону все это попадает под категорию злословия. А злословие запрещено.

Но что же делать, спросите вы, если нужно предупредить окружающих о мошеннике, например? Надо – значит надо. Но это по-прежнему будет называться злословием. Чтобы еврей основательно подумал, нужно ли. И если решит, что нужно – чтобы говорил только то, что на самом деле необходимо.

Есть история об одном еврее по имени Барух-Мордехай, который жил в Иерусалиме в начале прошлого века. Он был водоносом. Каждое новомесячье он приносил своим клиентам воду бесплатно. А когда те пытались отказаться, объяснял: "Целый месяц я ежедневно брал с вас плату за полное ведро. Но ведь по дороге немного воды всегда расплескивалось. Наверняка за это время набралось целое ведро, которое я вам недодал".

Инструкция для судей и не только

В течение семи недель между праздниками Песах и Шавуот, которые приходятся в основном на ияр, евреи во всем мире изучают трактат "Поучения отцов". Это особый трактат, непохожий на другие трактаты Мишны, основного свода еврейских законов. Он содержит этические советы еврейским судьям. Впрочем, это вполне общечеловеческие советы, которые, как мы уже сказали, ежегодно перечитывают все евреи.

Что же это за советы? Приведем для примера несколько из них:

* Пусть будут двери дома твоего распахнуты настежь, и пусть бедняки почувствуют себя в твоем доме своими…

* … суди о каждом человеке, находя оправдывающие его обстоятельства.

* … цени мир и стремись к миру, люби людей и приближай их к Торе.

* Если не я за себя, то кто за меня? Но если я [только] за себя – то чего я стою? И если не теперь – то когда?

* …не говори: «Когда будет у меня свободное время, я стану учиться», – ибо может статься, что свободного времени у тебя не будет.

* … где нет людей, старайся быть человеком.

Ну, а что же с двадцатью четырьмя тысячами учеников раби Акивы? Уж они-то, праведники и знатоки Торы, что совершили? За что были так жестоко наказаны? Точно теперь уже никто не знает, но предполагают, что в своих ученых спорах, прежде чем возразить оппоненту, они забывали сказать: "Я очень уважаю Вашу точку зрения, но…"

Законы семи недель отсчета омера

  1. Начиная с кануна второго дня Песаха ведут отсчет омера: каждый вечер произносят "Сегодня первый \ второй \ сорок девятый день омера" – и так вплоть до кануна праздника Шавуот.
  2. Омер на иврите – сноп. Во времена Храма наутро после отсчета сорок девятого дня омера в Храм приносили жертву – сноп пшеницы.

Причин того, что мы считаем дни от Песаха до Шавуота, две:

Во-первых, этот счет выражает наше нетерпение получить Тору.

Во-вторых, время после выхода из Египта и до получения Торы – это время работы над собой, очищения души от всего нечистого, которого она набралась в Египте. Каждый день – это исправление еще одного из сорока девяти душевных качеств.

  1. С первого до тридцать третий день омера свирепствовала эпидемия, унесшая жизни почти всех учеников раби Акивы. Поэтому этот период отмечен некоторыми траурными обычаями. Начиная с первого дня после окончания Песаха и до кануна Шавуота (кроме Лаг Баомера) не стригутся, не покупают новую одежду и не устраивают свадеб.
  2. Каждую субботу изучают один из семи разделов трактата "Поучения отцов" (Пиркей авот).