Еще немного о Лаг Баомере


Когда следует зажигать костер? Только ночью Лаг Баомера? Или можно днем? И кое-что еще.

В Лаг Баомер нет в Израиле города, который не пропах бы дымом костров в честь раби Шимона бар Йохая. Это не заповедь, как, например, накладывание тфилин или зажигание субботних свечей. Так что этот приятный обычай можно исполнять как нравится.

Костер, как правило, зажигают ночью. Согласно еврейскому календарю, новые сутки начинаются с заходом солнца. Таким образом, все еврейские праздники начинаются вечером предыдущего дня. Чаще всего костер устраивают в самом начале Лаг Баомера, то есть вечером. Но можно делать это на день раньше, на день позже и не только ночью, но и днем.

Если Лаг Баомер выпадает на воскресенье, лучше перенести зажигание костра на ночь после его исхода, чтобы не заниматься в субботу запрещенными приготовлениями.

Одна из причин, почему мы зажигаем костер в Лаг Баомер заключается в том, чтобы отметить день кончины раби Шимона Бар Йохая. Легенда гласит, что в этот день весь его дом наполнился светом.

Кроме того, огонь и свет символизируют секреты Торы, которые он открывал. Так что не ограничивайтесь лишь шашлыками у костра! Отведите время и для изучения секретов Торы!

День трехлеток

Также есть обычай в Лаг Баомер впервые стричь трехлетних мальчиков – и делать это непременно у могилы раби Шимона на горе Мирон. Туда съезжаются сотни детей праздновать день своей первой стрижки.

Причина – в том, что раби Хаим Виталь, знаменитый каббалист из Цфата, рассказал, что его учитель, раби Ицхак Лурия, так поступил со своим сыном.

Но и это не заповедь, а обычай, так что те, у кого нет возможности добраться до горы Мирон, делают это на могиле любого праведника, да и вообще в любом месте.

Это обычай связан с тем, что принято мальчиков до трех лет не стричь вообще, а в три года устраивать торжественную стрижку. Некоторые называют эту церемонию «халаке» («стрижка» на арабском языке) или «опшерниш» (то же на идиш).

У числа три в Торе особый смысл. В частности, запрещено есть плоды дерева, которому еще не исполнилось трех лет. Мидраш добавляет, что то же самое и с ребенком: до трех лет он еще не может говорить, а в три года родители отдают его учить Тору. Этим ребенок подобен молодому деревцу. Поэтому его не стригут до трех лет – точно так же, как не снимают плодов с дерева.

В чем же причина веселья во время первой стрижки? Дело в том, что при этом ребенок может впервые исполнить заповедь «не закруглять краев волос» – ему оставляют пейсы, прядки волос на висках.