Самая высокая служба

Центральным событием Дня Искупления была служба, которую совершал в Храме первосвященник. Все, кто только мог, приходили в этот день в Храм, чтобы следить за этой службой, падать ниц и отвечать "Амен". От первосвященника и его службы в этот день зависело слишком многое в судьбе всего народа. Описать эту службу во всех подробностях – не хватит многих и многих страниц. Мы опишем ее примерно, несколькими легкими штрихами.

Подготовка

За неделю до Дня Искупления первосвященник уединялся в своей комнате в Храме. Тогда же назначался и его заместитель, который должен будет исполнять службу в случае, если с ним что-то случится.

Всю эту неделю первосвященник упражнялся в особых способах жертвоприношений Дня Искупления, а мудрецы Верховного суда повторяли с ним законы этого дня.

Накануне Дня Искупления первосвященник старался уже с утра не есть много, чтобы его не клонило ко сну. Утром он выходил к восточным воротам Храма, и перед ним проводили всех жертвенных животных предстоящего дня, чтобы он еще раз повторил про себя порядок завтрашней службы.

После этого мудрецы Верховного суда передавали первосвященника заботам старейшин храмовой службы. При этом в присутствии тех и других он приносил клятву именем Всевышнего вести службу в соответствии с законом.

Оставшуюся часть дня первосвященник посвящал изучению Торы. Если он сам был мудрецом, он толковал Тору, а если нет – слушал толкования мудрецов. Если он был привычен к чтению – читал сам, а если нет – слушал чтение других. Обычно читали книгу Иова, Эзры или "Диврей аямим".

Вокруг первосвященника стояли молодые коэны и, если он начинал задремывать, будили его щелканьем пальцев, приговаривая: "Господин мой, первосвященник, встань на ноги и стряхни с себя сон!" Если же это не помогало, они развлекали его до самого начала службы.

Но время шло, час начала службы приближался, и к рассвету храмовый двор уже был полон народа.

 

Начало великого дня

Так уж было заведено в Храме, что даже если коэн чист, перед началом служения он должен окунуться в микву. А в день Искупления первосвященник окунался в микву на протяжении службы пять раз и десять раз омывал руки и ноги.

Утро начиналось с того, что коэны отгораживали первосвященника большим куском ткани, он раздевался, окунался в микву и одевался в "золотые одежды" – так называлась повседневная, богато отделанная одежда первосвященника. В этой одежде он совершал ежедневное жертвоприношение, воскурял ежедневные благовония и зажигал храмовый светильник.

После этого первосвященника снова отгораживали тканью, он раздевался, окунался в микву и надевал на этот раз "белые одежды" – особую одежду Дня Искупления, белого цвета и без украшений. Теперь для него начиналось собственно служение Дня Искупления. К нему подводили его личную жертву – быка, который должен был искупить его самого и его семью.

Первосвященник возлагал руки на голову быка и исповедовался, а весь народ отвечал: "Благословенно Имя Славы царства Его во веки веков!"

 

Козел отпущения

Знаете, откуда пошло это выражение? Сейчас узнаете.

Первосвященник брал двух совершенно одинаковых козлов и коробочку со жребием. Два жребия было в коробочке: на одном было написано "для Всевышнего", на другом – "для Азазеля".

Первосвященник вставал между козлами и, встряхнув коробочку, одновременно обеими руками вытаскивал жребий. К рогам козла, которому выпал жребий "для Азазеля", привязывали красную ленту и отводили его в сторону. Второго козла он приносил в жертву. Вынув жребий, первосвященник снова исповедовался над головой его личной жертвы – быка, и приносил его в свою личную жертву.

 

Одна минута в году

Теперь наступал самый захватывающий момент служения Дня Искупления. Первосвященник брал совок с углями и баночку с благовониями и шел в Святая Святых делать воскурение. Это был тот единственный момент, когда человеку позволялось войти в это сердце Храма. Именно ради этого момента первосвященник давал клятву накануне Дня Искупления: ведь в Святая Святых его действия не увидит никто, кроме Всевышнего!

Совершив воскурение, первосвященник произносил краткую молитву. Краткую, чтобы не пугать народ своим долгим отсутствием. Ведь служение в Святая Святых так ответственно, что любое неправильное действие могло повлечь за собой смерть от руки Небес.

 

"…Станут грехи ваши белыми как снег…"

Теперь наступала очередь козла "для Азазеля". Его отводили в пустыню, где сбрасывали со скалы. Но перед этим первосвященник возлагал руки на его голову и исповедовался от имени всего еврейского народа. А весь народ падал ниц, когда он произносил тайное Имя Всевышнего.

Часть красной ленты оставляли привязанной у входа в Храм. И когда козел достигал скалы, лента эта белела – Всевышний отпускал грехи Израиля. Разумеется, не просто так отпускал, а в результате раскаяния и исправления.

Примечательно, что последние сорок лет перед разрушением Храма красная лента не превращалась в белую. Сейчас, когда нет Храма, когда единственная служба Дня Искупления – пост и раскаяние, нет у нас и иного индикатора искупления, кроме нашей собственной совести…

После совершения этих жертвоприношений первосвященник публично читал Тору – соответствующие этому дню ее отрывки. Потом снова окунался в микву, надевал "золотые одежды" и продолжал приносить многочисленные жертвы этого дня: своего личного и общественного барана, а кроме того, еще семерых баранов.

До исхода дня ему нужно было в процессе различных действий еще трижды окунуться в микву и поменять одежду. Последний раз он переодевался в свою личную повседневную одежду, возвращался домой и после исхода праздника устраивал радостную трапезу в честь успешно проведенной службы.

***

С тех пор, как у нас нет Храма, этот порядок служения мы лишь прочитываем в молитвах Дня Искупления, точно так же падая ниц в тех же местах службы.