О Йом-Кипур


Это самый святой день в году. Он полностью посвящён молитве Б-гу о прощении и о даровании нам счастливой и долгой жизни.

 

В этот день нельзя делать пять вещей (кроме прочих субботних запретов):

1. есть

2. пить

3. мыться и умываться

4. носить кожаную обувь

5. вступать в половые отношения

 

Даже в самые тяжёлые для еврейского народа времена евреи самоотверженно  соблюдали этот день.

Постятся девочки с 12 лет, мальчики – с 13 лет.

Исключение – больные, которым опасно поститься. В таких случаях необходимо проконсультироваться с раввином.

 

Вечером 9 тишрея начинается Йом-Кипур. Уже начиная с вечера вступают в силу все запреты этого дня. Поэтому праздничную трапезу устраивают днём, до начала праздника.

 

Раздача лекаха

Накануне Йом-Кипура после утренней молитвы габай (староста) синагоги раздаёт всем прихожанам по куску медового пирога (лекаха). Обычай требует просить леках у габая. У Любавичского Ребе был обычай раздавать хасидам леках у двери своего кабинета и желать каждому “хорошего и сладкого года”.

 

Праздничная трапеза

“Каждому, кто ест и пьёт девятого тишрея и постится десятого тишрея, засчитывается, как будто он постился два дня”. (Талмуд, Рош-Ашана)

 

Принято устраивать накануне Йом-Кипура раннюю трапезу, а затем, уже перед самым началом праздника, ещё одну, «разделительную трапезу». Хлеб перед началом еды обмакивают в мёд. На первую трапезу принято есть рыбные блюда, а на вторую – так называемые креплах, пельмени, начиненные фаршем из вареного куриного мяса. Мясо символизирует строгий суд, а тесто – милость, и, таким образом, пельмени символизируют строгость Б-жьего суда, “смягчённую” милостью. На вторую трапезу не принято есть чеснок, яйца и кунжут. Едят пищу, легкую для переваривания, чтобы не начинать молитву этого святого дня с набитым желудком и огрубевшим сердцем.

 

Разделительная трапеза

- стараются начать её заранее, чтобы не торопиться.

- начинают ее, обмакивая ломоть хлеба в мёд

- едят пищу, лёгкую для переваривания

- не едят рыбу

Трапезу необходимо закончить до захода солнца. Постятся 26 часов (25 часов и несколько минут 26-го часа), поэтому необходимо закончить разделяющую трапезу за 26 часов до выхода звёзд, когда заканчивается Йом-Кипур.

 

Праздничная одежда

В этот день мужчины (женатые не менее года) надевают поверх субботней одежды  китл (особое белое одеяние, которое носят только в Йом-Кипур) и талит ещё до захода солнца и снимают кожаную обувь. Женщины надевают обычную праздничную (субботнюю) одежду и тоже снимают кожаную обувь.

 

Благословение детей

Перед уходом в синагогу глава семьи благословляет каждого из своих потомков, произнося благословение коэнов. У Ребе был обычай перед началом Йом Кипура благословлять студентов своей ешивы.

 

Коль нидрей

Начинают Йом Кипур с молитвы Коль Нидрей – “Все обеты”. Содержание этой молитвы – отмена забытых обетов, данных в ушедшем году.

 

Поскольку Йом-Кипур – день раскаяния и прощения, в этот день каждый должен очиститься от прегрешений. Если он дал обет в течение прошлого года и помнит о нём – обязан выполнить его. Йом-Кипур не искупает грех неисполненного обета и не освобождает от его выполнения. Если же человек забыл об обете или если должен исполнить его после Йом-Кипура и может забыть об этом, момент дачи обета считается моментом совершения прегрешения, и, таким образом, получается, что в Йом-Кипур на человеке был грех неисполненного обета, который этот день не искупает. Поэтому уже в самом начале этого святого дня евреи совершают церемонию освобождения от забытых обетов.

 

Перед началом Коль Нидрей вынимают из Ковчега свитки Торы и держат их рядом с хазаном (ведущим молитву). Вынуть из Ковчега первый свиток Торы – одна из самых почетных обязанностей этого дня, и поэтому между желающими исполнить ее устраивается аукцион. Разумеется, во время праздника участники аукциона только дают устное обязательство пожертвовать определенную сумму на нужды общины, а выполняют его лишь после окончания праздника.  Когда свитки Торы вынимают из ковчега или возвращают в ковчег, молящиеся целуют их.

 

Чтение “Шма”

Весь год вторую фразу молитвы Шма – «Благословенно имя славы царства Его во веки веков» - произносят шепотом. Йом-Кипур – это единственный день, когда ее произносят в полный голос, а не шёпотом, как обычно.

 

Мафтир Йона

Мафтир – отрывок из Пророков, который читается после чтения Торы в синагоге – в Йом Кипур, как и в другие праздники, связан с содержанием этого дня. Во время дневной молитвы минха после чтения Торы читают мафтир Йона – историю пророка Йоны, которого Всевышний послал в Ниневию с предупреждением, что если ее жители не раскаются, город будет разрушен. Быть вызванным на чтение этого мафтира считается средством удостоиться в новом году хорошего заработка. Поэтому желающих быть вызванными обычно немало, и между ними устраивается аукцион.

 

Молитва “Неила”

Ежедневных молитв в будние дни три – вечерняя, утренняя и дневная. В субботы, новомесячья и праздники к ним прибавляется еще четвертая молитва – дополнительная, а в Йом Кипур – еще и пятая – заключительная, Неила.

 

Перед заходом солнца в конце праздника начинают читать молитву Неила – “Запирание ворот” и читают её до окончания праздника. В течение всей молитвы ковчег со свитками Торы держат открытым.

 

После молитвы Неила произносят первую фразу молитвы Шма: «Слушай, Израиль, Б-г – наш Г-сподь, Б-г един» (один раз), потом вторую фразу: «Благословенно имя славы его царства во веки веков» (три раза), а затем «Б-г – это Г-сподь» (семь раз)

Во время последнего кадиша молитвы Неила трубят в шофар один раз и говорят: “В будущем году – в отстроенном Иерусалиме”.

После окончания поста, прежде чем начать есть, совершают авдалу – церемонию отделения праздника от будней.