Праведник раскаивается

Немногим известно, что на заре учения хасидизма одним из камней преткновения среди его противников и сторонников было понятие раскаяния.

Сторонники хасидизма утверждали, что даже самые великие праведники должны совершать раскаянье. Противники же учения считали, что это унижает Тору и ее носителей – раввинов.

В чем суть спора? И разве противникам хасидизма неизвестно утверждение Торы о том, что "нет праведника, который никогда не согрешил"?

Конечно, спор был на самом деле не об этом. Конечно, противники хасидизма были согласны с тем, что даже самый великий праведник должен постоянно самосовершенствоваться. Просто они не могли принять того, что раскаиваться нужно не только в плохих поступках, но и… в хороших.

"Если бы я только знал..!"

Есть история о раби Саадии-гаоне. Однажды он отправился в путь инкогнито, в одеждах простого человека. По дороге ему пришлось заночевать у незнакомого еврея, который принял его радушно, накормил, напоил и постарался сделать ночлег гостя как можно удобнее.

Между тем по городу распространился слух, что пришелец – не кто иной, как сам раби Саадия-гаон. В дом, где он ночевал, потянулись мудрецы и уважаемые люди города, чтобы обсудить с ним вопросы из Торы. Хозяин дома удивился и спросил одного из пришедших, отчего такая суета, и кто-то из пришедших ответил: так это же сам раби Саадия-гаон! Услышав это, хозяин дома упал без чувств.

Очнувшись, он упал к ногам раби Саадии и стал просить прощения. И тогда сказал ему раби Саадия: "О чем ты просишь прощения? Ведь ты проявил по отношению ко мне все возможное гостеприимство!"

"Если бы я знал, – ответил еврей с рыданиями, – что принимаю в своем доме самого раби Саадию-гаона, я бы делал это с подобающими ему почестями!"

"Владыка мира! – воскликнул раби Саадия. – И я тоже, как этот праведный человек, прошу у тебя прощения! Если бы мой человеческий разум был в состоянии постичь Твое истинное величие, я бы мог служить Тебе с подобающим трепетом!"

Мы поумнели

Эта история хорошо иллюстрирует хасидский подход к раскаянию. В процессе духовного самосовершенствования мы понимаем, что наше прошлое служение Всевышнему было далеко от совершенства. Поэтому мы должны находиться в постоянном процессе раскаяния, не задерживаясь ни на одной ступени служения Всевышнему.

Хорошее – враг лучшего. То, что было хорошо вчера, сегодня уже плохо. Взрослый, ведущий себя как "хороший ребенок", – плохой взрослый. То же самое и в служении Всевышнему: служение, которое было хорошим вчера, сегодня уже требует раскаяния.

Это и есть истинный смысл раскаяния. Стремление к Всевышнему, стремление вернуться душой к собственному источнику – это и есть раскаяние. И это может быть раскаяние не только в грехах.