На пороге Нового года

СОРОК ДНЕЙ МИЛОСЕРДИЯ

Рош Ашана, еврейский Новый год, не находит евреев неподготовленными. Уже в Рош ходэш элула, то есть за целый месяц вперед, наступление Рош Ашана возвещается звуками шофара, в который трубят по окончании утренних богослужений в синагоге, и происходит это каждый день до кануна Рош Ашана.

Обычай трубить в шофар с первого элула, хотя и не является заповедью Торы, возник, как утверждают наши мудрецы, во времена Моше. В первый день элула Моше в третий раз поднялся на гору Синай, чтобы провести там сорок дней и сорок ночей. Первые сорок дней он провел на Синае, поднявшись на гору в седьмой день Сивана, на следующий день после Шавуота. Во время этого пребывания Моше получил Тору, со всеми объяснениями и деталями заповедей. Сорок дней спустя он спустился вниз, было это в семнадцатый день тамуза, и принес Скрижали, на которых были начертаны Десять заповедей. Найдя золотого тельца в лагере, он разбил Скрижали, и на следующий день снова поднялся на гору Синай, чтобы просить Б-га о прощении. Накануне Рош ходэша элула Моше вернулся, хотя его молитвы не были полностью услышаны. В конце концов, Моше поднялся на гору Синай в третий раз. Сорок дней окончились в десятый день тишрея – Йом Кипур – и Моше спустился и принес вторые Скрижали и Б-жественное послание о прощении. С того времени, как рассказывают нам наши мудрецы, сорок дней от Рош ходэша элула до Йом Кипура остались днями особенного Б-жественного милосердия, кульминационным пунктом которых является Судный День.

Таким образом звуки шофара в течение месяца элула являются призывом к покаянию и подготовке к Новому году. В качестве последнего месяца года, этот месяц предназначен для самопознания и духовного обновления. Поэтому звуки шофара раздаются каждое утро по будним дням в течение всего элула, за исключением кануна Рош Ашана. Этот перерыв сделан для того, чтобы различать между звуками шофара в течение элула, которые являются обычаем и традицией, но не заповедью Торы (поэтому не читаются молитвы перед звуками шофара в течение элула), и звуками шофара на Рош Ашана, звучащими согласно специальным предписаниям этого праздника, содержащимся в Торе.

Г-СПОДЬ – СВЕТ МОЙ

В качестве добавочного напоминания о важности этого периода к дневным молитвам, утром и вечером, добавляется 27-я глава «Теилим».

«Псалом Давида. Г-сподь – свет мой и спасение мое, кого мне бояться? Г-сподь – крепость жизни моей, кого мне страшиться?»

Наши мудрецы объясняют, что слова «Г-сподь – свет мой» относятся к Рош Ашана, «и спасение мое» относятся к Судному Дню. Наше искреннее возвращение к Г-споду дает нам и свет, и спасение.

Преисполненный верой в Б-га, псалмопевец выражает полное бесстрашие перед всеми врагами, как внутренними, так и внешними. Освобожденный от бремени грехов, он желает только одного – близости к Г-споду.

«Одного прошу я у Г-спода, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Г-споднем во все дни жизни моей, созерцать красоту Г-сподню и посещать святой Храм Его...»

И псалмопевец заканчивает:

«Надейся на Г-спода, мужайся, и да укрепится сердце твое, надейся на Г-спода».

«СЛИХОТ»

За неделю до наступления Рош Ашана атмосфера раскаяния усиливается добавлением «Слихот».

«Слихот» («прощение») являются специальными молитвами о прощении, которые произносят в ранние часы по утрам (до утреннего богослужения) в течение всей недели до Рош Ашана. Первый раз «Слихот» произносят вечером в субботу, предшествующую Рош Ашана, обычно после полуночи. Если первый день праздника приходится на понедельник или вторник (он никогда не может прийтись на воскресенье, среду или пятницу), чтение «Слихот» начинается на неделю раньше.

«Слихот» является торжественным напоминанием о приближении Рош Ашана. Синагога переполнена, и в воздухе чувствуется большая торжественность, которую усиливают специальные мотивы и мелодии.

СЧАСТЛИВЫЙ НОВЫЙ ГОД

С первого дня элула начинается сезон поздравлений по поводу приближения Рош Ашана. Принято желать друг другу счастливого нового года, выражая эти пожелания при встречах или в письменной форме.