24 тевета

Агуна

24 тевета – день ухода из этого мира основателя учения Хабад, раби Шнеура-Залмана из Лиозно. Этот святой раби славился не только своими выдающимися умом и ученостью. К нему отовсюду шли люди в надежде получить верный совет, вдохновленный Всевышним.

Знаете ли вы, кто такая агуна? Не было ни у кого доли горше, чем доля агуны. Даже бедная вдова или разведенная могла надеяться вновь выйти замуж и построить на обломках прежнего счастья новое.

У агуны же и такой надежды не было. Муж агуны пропал без вести. Где он? Кто знает?! Может, погиб давно. А может – вышел погулять да и загулялся, оставив несчастную супругу без развода. У бедной женщины было два выхода: либо найти верных свидетелей смерти мужа, либо найти его самого, живого и здорового, и потребовать у него развод.

Вот такая агуна пришла однажды к раби из Лиозно за советом. Отец ее был верным хасидом этого раби, он и посоветовал дочери искать у него спасения.

Вот уже три года, как муж этой женщины пропал. Первое время она надеялась, что он вернется или хотя бы пришлет ей гет – разводное письмо. Но время шло, а мужа как не было, так и нет… пробовали искать его, да разве найдешь иголку в стоге сена!

Раби Шнеур-Залман выслушал рассказ женщины и погрузился в размышления. Потом он сказал: «Езжай в Вильно. Там найди старосту еврейской общины и скажи ему, что раби из Лиозно послал тебя к нему, чтобы он нашел твоего мужа. Если же он станет смеяться над тобой или скажет, что знать твоего мужа не знает, стой на своем. Тверди, что если раби из Лиозно так сказал – значит, это неспроста».

Всем местечком собирали бедной агуне деньги на дорогу до Вильно.

***

В те времена немногим еще было доподлинно известно о том, что представляет из себя зарождающееся движение хасидизма. Многие еврейские лидеры смотрели на него с подозрением, опасаясь, что странная «секта» уведет еврейский народ с пути праведного. Это вызвало появление митнагдим, «сопротивляющихся» – яростных противников хасидизма. Оплотом движения митнагдим стал славный город Вильно, «литовский Иерусалим». А одним из самых яростных митнагдим в Вильне был староста общины, известный богач раби Меир Рефоэльс.

К этому самому раби Меиру и попала наша агуна. Нетрудно себе представить, на какое отношение пришлось наткнуться женщине, которую послал сюда один из глав хасидизма.

Самого раби Меира не было дома, и бедная женщина рассказала его жене о том, какое у нее дело к ее мужу.

«Твой раби – известный чудотворец, – ответила ей жена богача, с трудом скрывая улыбку, – но мой муж не его хасид. Чего ты от него хочешь? Чтобы он нашел человека, которого никогда в жизни не видел, и который пропал три года назад!? Езжай назад с миром и не морочь голову честным людям!»

Но агуна не сдалась. Она осталась, чтобы дождаться возвращения самого раби Меира. Когда раби Меир вечером вернулся из бейт-мидраша, она рассказала и ему свою историю, завершив ее указанием раби из Лиозно обратиться за помощью к старосте виленской общины. Поначалу и раби Меир отреагировал в точности, как и его жена, и посоветовал бедной женщине выкинуть из головы «эти глупости». Но женщина и тут не сдалась. Она помнила совет ребе твердо стоять на своем. «Не уйду из твоего дома, пока ты не поможешь мне найти моего мужа. Раби из Лиозно сказал, что только ты можешь помочь!» – заявила она ошарашенному хозяину. Но тут силы оставили ее, и она разразилась горьким плачем.

Не зная, как избавиться от странной гостьи, раби Меир пообещал ей сделать все, что в его силах. «Я расспрошу людей. Может, кто-то и видел твоего мужа. Но я же не фокусник, это займет некоторое время. Иди пока на постоялый двор. Если мне станет что-то известно, я пошлю за тобой», – сказал он.

Агуна пошла на постоялый двор еврейской общины. Но она не забывала каждый день навещать раби Меира и требовать, чтобы он исполнил свое обещание. Тем временем история «сумасшедшей хасидки» стала известна всему Вильно. Многие смеялись над ней и над ее раби, пославшим ее за тридевять земель искать иголку в стоге сена.

***

Раби Меир не зря был старостой виленской общины. У него были связи и среди городских властей, и в полиции. Эти связи он не однажды использовал для помощи евреям в беде. Но и сам в долгу не оставался: когда через Вильно проводили партию арестантов, его просили опознать всяких темных личностей еврейского происхождения, взятых за отсутствие документов. При этом раби Меир старался освободить арестованных евреев на поруки.

Через несколько дней после визита агуны случилась в Вильно как раз такая партия арестантов. Как всегда, послали за раби Меиром. Просмотрев список имен, раби Меир наткнулся на одно знакомое. Это имя повторяла ему каждый день та самая женщина. Может, совпадение? Бывают же люди с одинаковыми именами! Он попросил подождать и бросился на постоялый двор за агуной.

Он стал расспрашивать женщину, каковы приметы ее пропавшего мужа: рост, возраст, цвет волос. Все совпадало с приметами, указанными в полицейском списке. Вместе с ней он вернулся в полицейский участок и попросил провести перед ней всех еврейских арестантов. Она тут же указала на своего пропавшего мужа. Да и он не отрицал.

Теперь пришло время раби Меира действовать. Он отвел беглого мужа в сторонку и пообещал сделать все для его освобождения, если он даст развод своей жене. Тот тут же согласился.

На этом история вроде бы закончилась. Бродяга был освобожден по ходатайству раби Меира и тут же пошел в еврейский суд – давать жене развод. Бывшая агуна, полная надежды, отправилась домой, не забыв сердечно поблагодарить раби Меира за помощь.

***

Но все же у этой истории было продолжение, и продолжение это касалось теперь уже раби Меира. После этого случая он полностью поменял свое отношение к хасидам. Впрочем, и многие другие митнагдим города Вильно не могли более закрывать глаза на величие духа раби из Лиозно.

А когда несколько лет спустя пророческий дух раби из Лиозно помог самому раби Меиру выпутаться из беды, он не выдержал и сам отправился в Лиозно.

После личной встречи с раби из Лиозно раби Меир стал его пламенным хасидом.