Семь видов растений

“…Ибо Г-сподь Б-г твой приведет тебя в землю хорошую, землю струящихся ручьев, вод, поднимающихся из земли, и родников, бьющих из скал, землю пшеницы и овса, винограда, инжира и гранатов, землю оливкового масла и меда*…”

(“Дварим”, 8:7-8.)

 

Особая ценность этих плодов в том, что их можно заготавливать впрок, что дает возможность сделать их источником питания круглый год. Порядок их упоминания в стихе Торы соответствует порядку их созревания: от пшеницы и овса весной до оливок и фиников осенью.

Наши мудрецы сравнивают народ Израиля с семью видами плодов:

 

  • Народ Израиля подобен пшенице. Гора шишек или перцев выглядит более впечатляюще, чем гора пшеницы, но без шишек и перцев можно обойтись, а пшеница – это жизнь. Так и народ Израиля: мир без него невозможен.
  • “Лозу виноградную вывел из Египта”, “Как виноградная лоза в пустыне народ Израиля”, “Виноградник Всевышнего воинство народа Израиля” – слова пророков.
  • Тора подобна инжиру: у всех прочих фруктов есть несъедобная кожура или косточки, и лишь инжир съедобен целиком. На инжирном дереве круглый год остаются плоды; так и Тора: сколько ее ни учи, всегда есть, что выучить еще.
  • Даже самый испорченный еврей полон заповедями (как гранат косточками).
  • Пророк уподобляет народ Израиля оливкам, и наши мудрецы объясняют причину: как масло не смешивается ни с какими другими жидкостями, так и народ Израиля не смешивается ни с какими другими народами.
  • Все части финиковой пальмы пригодны для чего-нибудь: плоды – для еды, побеги – для исполнения заповеди лулава, ветви – для постройки шалаша, волокна – для изготовления веревок. Так и народ Израиля: нет в его среде бесполезных. Каждый еврей может что-нибудь. Один – учить Тору, другой – исполнять заповеди, третий – заниматься благотворительностью.