Семь видов растений
“…Ибо Г-сподь Б-г твой приведет тебя в землю хорошую, землю струящихся ручьев, вод, поднимающихся из земли, и родников, бьющих из скал, землю пшеницы и овса, винограда, инжира и гранатов, землю оливкового масла и меда*…”
(“Дварим”, 8:7-8.)
Особая ценность этих плодов в том, что их можно заготавливать впрок, что дает возможность сделать их источником питания круглый год. Порядок их упоминания в стихе Торы соответствует порядку их созревания: от пшеницы и овса весной до оливок и фиников осенью.
Наши мудрецы сравнивают народ Израиля с семью видами плодов:
- Народ Израиля подобен пшенице. Гора шишек или перцев выглядит более впечатляюще, чем гора пшеницы, но без шишек и перцев можно обойтись, а пшеница – это жизнь. Так и народ Израиля: мир без него невозможен.
- “Лозу виноградную вывел из Египта”, “Как виноградная лоза в пустыне народ Израиля”, “Виноградник Всевышнего воинство народа Израиля” – слова пророков.
- Тора подобна инжиру: у всех прочих фруктов есть несъедобная кожура или косточки, и лишь инжир съедобен целиком. На инжирном дереве круглый год остаются плоды; так и Тора: сколько ее ни учи, всегда есть, что выучить еще.
- Даже самый испорченный еврей полон заповедями (как гранат косточками).
- Пророк уподобляет народ Израиля оливкам, и наши мудрецы объясняют причину: как масло не смешивается ни с какими другими жидкостями, так и народ Израиля не смешивается ни с какими другими народами.
- Все части финиковой пальмы пригодны для чего-нибудь: плоды – для еды, побеги – для исполнения заповеди лулава, ветви – для постройки шалаша, волокна – для изготовления веревок. Так и народ Израиля: нет в его среде бесполезных. Каждый еврей может что-нибудь. Один – учить Тору, другой – исполнять заповеди, третий – заниматься благотворительностью.