О 15 Швата

15 Швата, Ту-Бишват  - новый год деревьев. В это время деревья Страны Израиля оживают от зимней спячки.

Ту-Бишват имеет прямое отношение к законам об орла, нета реваи, трумот умаасрот и вообще к заповедям, связанным со Страной Израиля. В отношении орла и нета реваи 15 Швата устанавливает границу, по которой отсчитывают годы возраста дерев аи его плодов. Как уже говорилось, в течение первых трёх лет нельзя есть плоды дерева, а урожай четвёртого года Тора предписывает отвезти в Иерусалим и съесть там (или выкупить его деньгами, которые надлежит доставить в Иерусалим вместо плодов). 15 Швата является датой, по которой определяют, к какому году жизни дерева относится плод, и какие из земледельческих законов Торы относятся к нему: орла, нета реваи и пр. Например: дерево, посаженное до 15 ава 5736г. вошло во второй год своей жизни 01 Тишрея 5737г. (ибо Тишрей – "Новый год" в отношении посадок); 15  Швата): 15 Швата 5739г. закончится третий год жизни этого дерева (потому что годы дерева определяются не по 1 Тишрея, а именно по 15 Швата). Значит, все его плоды, вошедшие в завязь до 15 Швата, - орла, а те, что появятся после 15 Швата, - нета реваи, и их можно есть в Иерусалиме. Ровно через год дерево входит в пятый год своей жизни, когда все его плоды разрешено употреблять в пищу без каких-либо ограничений.

Об отделении маасрот Тора говорит: "Непременно отделяй десятину [маасер] от всего урожая злаков твоих, получаемого из года в год" (Дварим, 15). Отсюда выводят мудрецы наши, что нельзя отделять маасер от плодов одного урожая, думая тем самым исполнить свой долг в отношении плодов урожая другого года.

Установление 15 Швата в качестве "всеобщего дня рождения" всех деревьев можно пояснить таким сравнением. Точно так же обстоит дело со взиманием налогов в любой стране мира: сумма налогов определяется в зависимости от доходов, получаемых в течение года, начало и конец которого отмечаются заранее определённой датой.

15 Швата определяет также, какой именно маасер надлежит отделять: в первый и второй годы после шмитымаасер ришон и маасер шейни, а в третий год – маасер ани вместо маасер шейни. Например, если 5733г. был годом шмита, то от всех плодов, вступивших в завязь в 5734г. и 5735г. до 15 Швата 5736г., надо отделить маасер шейни, а от тех плодов, которые вырастут на дереве от 15 Швата 5736г. до 14 Швата 5737г., надо отделить маасер ани.

 

 

день фруктов

Исторически день Ту-Бишват вышел за пределы системы заповедей, связанных с земледелием в Стране Израиля, и стал днём Страны Израиля, праздником природы Эрец Исраэль. Можно сказать, что если Девятое Ава стало символом опустошения Эрец Исраэль, то Ту Бишват стал символом расцвета страны, её возрождения и заселения, красоты её природы…

В прежниевремена наши предки предпринимали немалые усилия для того, чтобы получить возможность в Ту Бишват произнести благословение над плодом, выросшим в Эрец Исраэль. Этот обычай распространён и сегодня, и у евреев, живущих на чужбине, он выражает их солидарность со Страной Израиля. В книге Дварим, в 20-й главе, мы читаем: "Ибо человек – словно дерево полевое" – и всякий плод, происходящий из Страны Израиля, свидетельствует о возрождении в ней еврейской жизни.

Рабби Ицхак Лурия Ашкенази (Хаари), наиболее выдающийся из каббалистов города Цфат, установил обычай есть в Ту Бишват фрукты Страны Израиля – в знак солидарности с праздником деревьев. (Заметим, что Ту-Бишват не читают Таханун). Постепенно этот обычай оформился в некое подобие Агады этого седера. У многих принято есть в этот день 50 видов различных фруктов.

В Ту-Бишват мы по-праздничному накрываем стол, украшая его лучшими  фруктами Страны  Израиля, и в особенности теми, которыми  она славится издавна. Мы стараемся раздобыть какой-нибудь плод, который ещё не ели в этом году, - чтобы произнести над ним благословение Шегехеяну. Атмосфера этого дня помогает молодому поколению укрепиться в любви к Стране Израиля и её природе, указывая на символическую связь народа и его страны. (Талмуд говорит: "Почему Израиль уподоблен оливе? Для того, чтобы ты понял: как олива даёт масло только под прессом, так и Израиль возвращается на путь добра только под влиянием страданий", Минахот, 53).

Если это не год шмита, когда запрещены любые земледельческие работы, то в Ту-Бишват многие жители Израиля отправляются на лоно природы, чтобы сажать деревья: "Все деревья сотворены только для того, чтобы человек наслаждался ими" (Берайшит Рабба 13). Хотя тому, кто сажает деревья, не всегда суждено насладиться плодами своего труда, Талмуд (в трактате Таанит, 23) рассказывает:

Однажды шёл по дороге Хони и увидел человека, сажающего рожковое дерево.

-    Через сколько лет это дерево принесёт плоды? – спросил его Хони.

-    Через семьдесят лет, – ответил тот.

-    Неужели ты уверен в том, что проживёшь ещё семьдесят лет и отведаешь его плодов? – удивился Хони.

Но человек ответил:

-    Я нашёл мир, засаженный рожковыми деревьями; как мои предки посадили их для меня, так я сажаю для моих потомков.