Как благословляют плоды

Поскольку в Ту би-Шват принято есть много разных плодов, следует внимательно изучить правила, согласно которым мы благословляем плоды до и после еды, чтобы, не дай Б-г, не со­вершить ошибку и не произнести неверное или напрасное бла­гословение.

Перед тем, как съесть плод фруктового дерева, — будь то в середине трапезы или нет — необходимо произнести следующее благословение: "Благословен Ты, Господь Б-г наш, Царь Вселен­ной, сотворивший плод дерева". Никакое другое благословение не может его заменить — даже благословение на хлеб, с которо­го мы начинаем трапезу.

Тот, кто собирается съесть несколько видов фруктов, должен начать с самого важного из них и, разумеется, произнести бла­гословение именно на него.

Фрукты, которыми славится Эрец Исраэль, являются более важными, чем все остальные. Сами они располагаются в порядке важности следующим образом: оливка, финик, виноград, инжир, гранат. Критерием важности является близость названия плода к слову "земля" в стихе Торы (Дварим, 8 — "...в землю пшеницы и ячменя, виноградных лоз, инжира и граната, землю оливкового масла и финикового сока"). В любом случае, благословляют (и едят первым) самый важный из имеющихся плодов.

Не благословляют еду или питье, если они еще не стоят пе­ред нами. Тот, кто произнес благословение до того, как плоды были поданы на стол, должен будет произнести благословение еще раз. Однако если известно, где находится еда, и благосло­вляющий заранее намеревался туда перейти, то второй раз про­износить благословение не надо.

Тот, кто уже произнес благословение, не должен произно­сить его еще раз, если к столу подали другие фрукты. Однако относительно некоторых случаев мнения наших мудрецов ра­зошлись, поэтому лучше всего заранее решить, произнося бла­гословение, что оно будет распространяться как на те фрукты, которые уже стоят на столе, так и на те, которые будут к нему поданы.

Если в числе других плодов есть такой, который мы еще не ели в этом году, то начинают с него, произнося при этом два благословения: Шегехеяну и "Сотворивший плод дерева".

Тот, кто по ошибке не произнес благословение Шегехеяну на такой плод и уже попробовал его, упустил возможность произ­нести его в этом году.

Не произносят Шегехеяну на фрукты, являющиеся продук­том скрещивания двух разных видов растений.

Тот, кто имеет возможность выбрать между несколькими ви­дами "новых" для себя в этом году плодов, начинает с самого важного и благословляет все эти плоды, произнеся Шегехеяну один раз (так же как один раз произносится благословение "Со­творивший плод дерева").

В том случае, когда на столе стоят как плоды, на которые не­обходимо произнести Шегехеяну, так и плоды, которые мы уже ели в этом году, то мы начинаем с "новых" для нас плодов, толь­ко если они одновременно и более важные. Однако если на столе стоит, например, виноград, который мы уже ели в этом году, и яблоко, которое мы еще не ели, то мы начинаем с винограда, произнося только "Сотворивший плод дерева", а затем пере­ходим к яблоку, произнося только Шегехеяну. Следует отметить — в этом случае существуют и другие распространенные обычаи.

Если мы ели плоды во время трапезы, то после ее окончания необходимо произнести биркат гамазон — обычное благосло­вение после еды. Если же мы ели фрукты отдельно, то если среди них были виды, которыми славится Эрец Исраэль, необходимо произнести благословение "За землю и ее плоды", а если их не было — благословение "Создавший множество существ".

 

Во славу Эрец Исраэль

Поскольку в Ту би-Шват принято рассказывать о достоин­ствах Эрец Исраэль, приведем несколько высказываний наших мудрецов, восхваляющих ее.

Эрец Исраэль предшествует мирозданию.

Общее правило: то, что превосходит другие явления — пред­шествует им во времени. Так Тора превосходит все остальное — и предшествует ему (она была создана прежде, чем все остальное Творение). Так и Эрец Исраэль, прекраснейшая из всех стран, была создана первой.

У всех остальных стран есть свои достоинства и уникальные свойства — Эрец Исраэль соединяет в себе их все, как сказано в Торе (Дварим, 8): "В землю, в которой без скудости будешь ты есть хлеб, в ней ничего не будет недоставать..." (Сифрей Акев)

Избранная земля — избранному народу.

Про Эрец Исраэль сказано: "Земля Господа" — это страна, избранная Всевышним. Про Израиль сказано: "Сыны Израиля — Мои слуги". Всевышний сделал естественный вывод: "Избран­ный народ должен унаследовать избранную землю". (Бамидбар Раба)

Всевышний не спускает глаз с Эрец Исраэль и народа Изра­иля в течение всего года. С чем этом можно сравнить? Так царь, который больше всего любит одного из своих сыновей, и имеет виноградник, который ему дороже всех других угодий, решает: будет лучше всего, если я отдам свой любимый виноградник лю­бимому сыну, и они всегда будут вместе.

Эрец Исраэль непохожа на другие страны. Там, в других странах, бывают урожайные и неурожайные годы, но и урожай, и неурожай имеют свои естественные границы. В Эрец Исраэль все иначе. Там урожай либо невероятно велик, либо ничтожно мал — вне всяких естественных пропорций.

В благословенный Всевышним год даже ничтожное коли­чество посаженного зерна дает большой урожай, и даже самое малое количество еды превосходно насыщает.

А в те годы, когда Всевышний не дает свое благословение урожаю, в Эрец Исраэль ничто не вырастает вопреки погоде и природным условиям. Урожай здесь зависит не только от пого­ды и затраченного труда, но и от "Благословения [которое при­дет] если вы будете исполнять заповеди Господа Б-га вашего..." (Дварим, 11)

Даже в опустошении Эрец Исраэль заключается благосло­вение Всевышнего.

После того, как сыны Израиля были изгнаны из Эрец Ис­раэль, Всевышний превратил ее в бесплодную пустыню, чтобы они не могли пожаловаться: "Мало того, что мы изгнаны из сво­ей страны, — теперь наши враги счастливо живут в ней".

Ведь даже сегодня, еще до того, как пробил час полного освобождения и все сыны Израиля вернулись в нее — сколь сладки ее плоды! Какими же они будут, когда Всевышний вернет ей свое благословение!

Плоды Эрец Исраэль возвещают об освобождении.

Рабби Ава сказал: "Конец нашему долгому изгнанию наста­нет не раньше, чем Эрец Исраэль даст прекрасные, сладкие пло­ды, как в былые времена".

И горы, и долины Эрец Исраэль прекрасны.

В Торе сказано (Дварим, 11): "Земля, в которую вы идете, чтобы завладеть ею — земля гор и долин". Ясно, что долины — достоинство и слава для страны, ибо именно там легко и удобно возделывать поля и сады. Что же можно сказать о горах?

Горы Эрец Исраэль являются таким же ее достоинством, как и долины. Плоды ее имеют в горах особый вкус. В Талмуде рас­сказывается, что, хотя плоды, вырастающие в долинах, питательнее, плоды, выросшие в горах, легче перевариваются и по­лезнее для здоровья.

Рабби Шимон бар Йохай сказал: "Эрец Исраэль состоит из двенадцати провинций, принадлежащих двенадцати коленам Из­раиля, и плоды, выросшие во всех двенадцати провинциях, име­ют различный вкус".

Земля, текущая молоком и медом.

Талмуд рассказывает:

"Рами бар Йехезкель посетил однажды Бней-Брак и увидел там коз, пасущихся под смоковницей. Со спелых плодов смоков­ницы капал мед, а с переполненных сосцов коз — молоко. Мед и молоко смешивались, и Рами бар Йехезкель сказал: "[Вот она —] земля, текущая молоком и медом"... (Ктубот, 111).

"Рабби [Йегуда Ханаси] попросил рабби Приду показать ему его виноградник. Когда они подходили к винограднику, Рабби увидел быка, стоящего среди виноградных лоз. Он спросил: "Этот бык не может повредить твоим посадкам?" "Это не бык,-ответил рабби Прида, — это гроздь винограда."

У рабби Прида было несколько смоковниц. Однажды он по­дошел к ним и увидел, что они окружены изгородью из меда, выделившегося из их плодов." (Йерушалми, Пеа, 7)

"Однажды лисица устроила логово для своих детенышей в голове репы".

"Рабби Халфута рассказывал: "Однажды рабби Йегуда по­просил своего сына достать ему из бочонка сушеного инжира. Тот открыл бочонок и обнаружил в нем мед. "Отец, — сказал он, — это бочонок с медом, а не с инжиром." "Под медом, — от­ветил рабби Йегуда, — ты найдешь инжир".

Когда придет Машиах,

В конце времен Иерусалим станет огромным городом и зай­мет всю Эрец Исраэль, а Эрец Исраэль распространится и зай­мет весь мир. (Псикта)

В Торе (Дварим, 12) сказано: "Когда расширит Господь Б-г твой предел..." Но как может Он расширить Эрец Исраэль? Рабби Ицхак сказал: "Эрец Исраэль — как свиток Торы. Когда он свернут, никто не знает, какова его истинная длина. Она ста­новится видна, только когда ее разворачивают.

Так и Эрец Исраэль. Она состоит почти целиком из гор и холмов, и в конце времен Всевышний выровняет ее. Откуда мы это знаем? В Книге Йешаягу написано (Йешаягу, 40): "Все уще­лья поднимутся, все горы и холмы опустятся, крутизна станет равниной и горный хребет — долиной". Вот тогда мы и узнаем, каков истинный размер Эрец Исраэль." (Дварим Раба)

"В будущем колос пшеницы станет высотой с финиковую пальму, а финиковая пальма — высотой с гору". (Ктубот, 111)

"В будущем моря и океаны выбросят на берег Яфо все суда, потонувшие в них, и все ценности, погребенные на их дне — все это они сохраняли для праведников. Ибо сказано в Торе (Два­рим, 33): "Будут они питаться богатствами морей и сокровища­ми, спрятанными в песке..." (Сифрей)