Как благословляют плоды
Поскольку в Ту би-Шват принято есть много разных плодов, следует внимательно изучить правила, согласно которым мы благословляем плоды до и после еды, чтобы, не дай Б-г, не совершить ошибку и не произнести неверное или напрасное благословение.
Перед тем, как съесть плод фруктового дерева, — будь то в середине трапезы или нет — необходимо произнести следующее благословение: "Благословен Ты, Господь Б-г наш, Царь Вселенной, сотворивший плод дерева". Никакое другое благословение не может его заменить — даже благословение на хлеб, с которого мы начинаем трапезу.
Тот, кто собирается съесть несколько видов фруктов, должен начать с самого важного из них и, разумеется, произнести благословение именно на него.
Фрукты, которыми славится Эрец Исраэль, являются более важными, чем все остальные. Сами они располагаются в порядке важности следующим образом: оливка, финик, виноград, инжир, гранат. Критерием важности является близость названия плода к слову "земля" в стихе Торы (Дварим, 8 — "...в землю пшеницы и ячменя, виноградных лоз, инжира и граната, землю оливкового масла и финикового сока"). В любом случае, благословляют (и едят первым) самый важный из имеющихся плодов.
Не благословляют еду или питье, если они еще не стоят перед нами. Тот, кто произнес благословение до того, как плоды были поданы на стол, должен будет произнести благословение еще раз. Однако если известно, где находится еда, и благословляющий заранее намеревался туда перейти, то второй раз произносить благословение не надо.
Тот, кто уже произнес благословение, не должен произносить его еще раз, если к столу подали другие фрукты. Однако относительно некоторых случаев мнения наших мудрецов разошлись, поэтому лучше всего заранее решить, произнося благословение, что оно будет распространяться как на те фрукты, которые уже стоят на столе, так и на те, которые будут к нему поданы.
Если в числе других плодов есть такой, который мы еще не ели в этом году, то начинают с него, произнося при этом два благословения: Шегехеяну и "Сотворивший плод дерева".
Тот, кто по ошибке не произнес благословение Шегехеяну на такой плод и уже попробовал его, упустил возможность произнести его в этом году.
Не произносят Шегехеяну на фрукты, являющиеся продуктом скрещивания двух разных видов растений.
Тот, кто имеет возможность выбрать между несколькими видами "новых" для себя в этом году плодов, начинает с самого важного и благословляет все эти плоды, произнеся Шегехеяну один раз (так же как один раз произносится благословение "Сотворивший плод дерева").
В том случае, когда на столе стоят как плоды, на которые необходимо произнести Шегехеяну, так и плоды, которые мы уже ели в этом году, то мы начинаем с "новых" для нас плодов, только если они одновременно и более важные. Однако если на столе стоит, например, виноград, который мы уже ели в этом году, и яблоко, которое мы еще не ели, то мы начинаем с винограда, произнося только "Сотворивший плод дерева", а затем переходим к яблоку, произнося только Шегехеяну. Следует отметить — в этом случае существуют и другие распространенные обычаи.
Если мы ели плоды во время трапезы, то после ее окончания необходимо произнести биркат гамазон — обычное благословение после еды. Если же мы ели фрукты отдельно, то если среди них были виды, которыми славится Эрец Исраэль, необходимо произнести благословение "За землю и ее плоды", а если их не было — благословение "Создавший множество существ".
Во славу Эрец Исраэль
Поскольку в Ту би-Шват принято рассказывать о достоинствах Эрец Исраэль, приведем несколько высказываний наших мудрецов, восхваляющих ее.
Эрец Исраэль предшествует мирозданию.
Общее правило: то, что превосходит другие явления — предшествует им во времени. Так Тора превосходит все остальное — и предшествует ему (она была создана прежде, чем все остальное Творение). Так и Эрец Исраэль, прекраснейшая из всех стран, была создана первой.
У всех остальных стран есть свои достоинства и уникальные свойства — Эрец Исраэль соединяет в себе их все, как сказано в Торе (Дварим, 8): "В землю, в которой без скудости будешь ты есть хлеб, в ней ничего не будет недоставать..." (Сифрей Акев)
Избранная земля — избранному народу.
Про Эрец Исраэль сказано: "Земля Господа" — это страна, избранная Всевышним. Про Израиль сказано: "Сыны Израиля — Мои слуги". Всевышний сделал естественный вывод: "Избранный народ должен унаследовать избранную землю". (Бамидбар Раба)
Всевышний не спускает глаз с Эрец Исраэль и народа Израиля в течение всего года. С чем этом можно сравнить? Так царь, который больше всего любит одного из своих сыновей, и имеет виноградник, который ему дороже всех других угодий, решает: будет лучше всего, если я отдам свой любимый виноградник любимому сыну, и они всегда будут вместе.
Эрец Исраэль непохожа на другие страны. Там, в других странах, бывают урожайные и неурожайные годы, но и урожай, и неурожай имеют свои естественные границы. В Эрец Исраэль все иначе. Там урожай либо невероятно велик, либо ничтожно мал — вне всяких естественных пропорций.
В благословенный Всевышним год даже ничтожное количество посаженного зерна дает большой урожай, и даже самое малое количество еды превосходно насыщает.
А в те годы, когда Всевышний не дает свое благословение урожаю, в Эрец Исраэль ничто не вырастает вопреки погоде и природным условиям. Урожай здесь зависит не только от погоды и затраченного труда, но и от "Благословения [которое придет] если вы будете исполнять заповеди Господа Б-га вашего..." (Дварим, 11)
Даже в опустошении Эрец Исраэль заключается благословение Всевышнего.
После того, как сыны Израиля были изгнаны из Эрец Исраэль, Всевышний превратил ее в бесплодную пустыню, чтобы они не могли пожаловаться: "Мало того, что мы изгнаны из своей страны, — теперь наши враги счастливо живут в ней".
Ведь даже сегодня, еще до того, как пробил час полного освобождения и все сыны Израиля вернулись в нее — сколь сладки ее плоды! Какими же они будут, когда Всевышний вернет ей свое благословение!
Плоды Эрец Исраэль возвещают об освобождении.
Рабби Ава сказал: "Конец нашему долгому изгнанию настанет не раньше, чем Эрец Исраэль даст прекрасные, сладкие плоды, как в былые времена".
И горы, и долины Эрец Исраэль прекрасны.
В Торе сказано (Дварим, 11): "Земля, в которую вы идете, чтобы завладеть ею — земля гор и долин". Ясно, что долины — достоинство и слава для страны, ибо именно там легко и удобно возделывать поля и сады. Что же можно сказать о горах?
Горы Эрец Исраэль являются таким же ее достоинством, как и долины. Плоды ее имеют в горах особый вкус. В Талмуде рассказывается, что, хотя плоды, вырастающие в долинах, питательнее, плоды, выросшие в горах, легче перевариваются и полезнее для здоровья.
Рабби Шимон бар Йохай сказал: "Эрец Исраэль состоит из двенадцати провинций, принадлежащих двенадцати коленам Израиля, и плоды, выросшие во всех двенадцати провинциях, имеют различный вкус".
Земля, текущая молоком и медом.
Талмуд рассказывает:
"Рами бар Йехезкель посетил однажды Бней-Брак и увидел там коз, пасущихся под смоковницей. Со спелых плодов смоковницы капал мед, а с переполненных сосцов коз — молоко. Мед и молоко смешивались, и Рами бар Йехезкель сказал: "[Вот она —] земля, текущая молоком и медом"... (Ктубот, 111).
"Рабби [Йегуда Ханаси] попросил рабби Приду показать ему его виноградник. Когда они подходили к винограднику, Рабби увидел быка, стоящего среди виноградных лоз. Он спросил: "Этот бык не может повредить твоим посадкам?" "Это не бык,-ответил рабби Прида, — это гроздь винограда."
У рабби Прида было несколько смоковниц. Однажды он подошел к ним и увидел, что они окружены изгородью из меда, выделившегося из их плодов." (Йерушалми, Пеа, 7)
"Однажды лисица устроила логово для своих детенышей в голове репы".
"Рабби Халфута рассказывал: "Однажды рабби Йегуда попросил своего сына достать ему из бочонка сушеного инжира. Тот открыл бочонок и обнаружил в нем мед. "Отец, — сказал он, — это бочонок с медом, а не с инжиром." "Под медом, — ответил рабби Йегуда, — ты найдешь инжир".
Когда придет Машиах,
В конце времен Иерусалим станет огромным городом и займет всю Эрец Исраэль, а Эрец Исраэль распространится и займет весь мир. (Псикта)
В Торе (Дварим, 12) сказано: "Когда расширит Господь Б-г твой предел..." Но как может Он расширить Эрец Исраэль? Рабби Ицхак сказал: "Эрец Исраэль — как свиток Торы. Когда он свернут, никто не знает, какова его истинная длина. Она становится видна, только когда ее разворачивают.
Так и Эрец Исраэль. Она состоит почти целиком из гор и холмов, и в конце времен Всевышний выровняет ее. Откуда мы это знаем? В Книге Йешаягу написано (Йешаягу, 40): "Все ущелья поднимутся, все горы и холмы опустятся, крутизна станет равниной и горный хребет — долиной". Вот тогда мы и узнаем, каков истинный размер Эрец Исраэль." (Дварим Раба)
"В будущем колос пшеницы станет высотой с финиковую пальму, а финиковая пальма — высотой с гору". (Ктубот, 111)
"В будущем моря и океаны выбросят на берег Яфо все суда, потонувшие в них, и все ценности, погребенные на их дне — все это они сохраняли для праведников. Ибо сказано в Торе (Дварим, 33): "Будут они питаться богатствами морей и сокровищами, спрятанными в песке..." (Сифрей)