Вопросы раввину

В шалаше нужно жить только в Суккот или все праздники до самого конца, включая Шмини Ацерет и Симхат Тора?

После праздника Суккот наступают Шмини Ацерет и Симхат Тора – праздники, не связанные с Суккотом. Они отмечаются сразу после Суккота; в диаспоре один за другим в течение двух дней, а в Земле Израиля – одновременно, в течение одного дня.

В диаспоре в Шмини Ацерет еще сидят в шалаше, но не произносят благословение на эту заповедь. В Симхат Тора в шалаше уже сидеть нельзя.

В Земле Израиля после окончания Суккота в шалаше уже не сидят.

 

Я отложил сумму денег на определенную благотворительную цель. Можно ли поменять предназначение этих денег и дать их на другую благотворительную цель?

С того момента, как человек обязуется дать определенную сумму на определенную цель, эта сумма принадлежит тем, кому предназначена, и является долгом, который человек обязан уплатить именно тому, кому должен. В этом правиле есть некоторые исключения: например, эту сумму можно отдать на выкуп пленных. Поэтому в каждом конкретном случае нужно посоветоваться с раввином.

 

Насколько серьезен запрет писать в субботу? И еще: можно ли в субботу готовиться к экзамену, который будет в понедельник?

Письмо в субботу запрещено однозначно, это один из 39 основных видов запрещенных работ.

Что касается подготовки к экзамену, здесь есть три аспекта:

  1. Изучение будничной (т. е. не имеющей отношения к Торе) темы в субботу
  2. Подготовка к будням в субботу
  3. Занятие, которое обычно требует записей

По поводу изучения будничных предметов в субботу есть разные мнения. Сефардские раввины постановили, что это однозначно запрещено, а ашкеназские считают, что можно сделать облегчение в этом вопросе, хотя следует все-таки стараться избегать этого.

Второе: в субботу нельзя готовиться к будням, например, приготовить одежду назавтра. Есть некоторые вещи, в которых можно сделать послабление: например, можно спать в субботу, чтобы отдохнуть для предстоящей недели, или готовиться к экзамену, но нельзя открыто заявлять об этом.

Наконец, если вы привыкли, готовясь к экзамену, делать записи, лучше не заниматься в субботу, чтобы по ошибке не  сделать этого, как в будний день.

Какие спиртные напитки являются кашерными?

В производстве спиртных напитков, как и во всей пищевой промышленности, в последние годы произошли значительные изменения. Технология стала намного сложнее, ингредиентов стало несравнимо больше, и закупают их в самых разных точках мира. Некоторые ингредиенты уже сами по себе представляют сложный продукт, состоящий, в свою очередь, из многих ингредиентов и прошедший сложную обработку. Кроме того, технологии стали очень быстро меняться в результате конкуренции и больших вложений в исследования. Для наблюдения за кашерностью современной продукции необходимо обладать знаниями раввина и технолога одновременно, и, разумеется, быть человеком б-гобоязненным.

Вывод – стоит покупать только продукты с печатью авторитетного раввина или продукты, кашерность которых может подтвердить местный раввин, поскольку существуют кашерные продукты без печати, и раввин знаком со списком этих продуктов.

Иногда я прихожу в гости к своим религиозным друзьям в субботу. Мне очень нравится участвовать в субботних трапезах. За субботним столом мои друзья исполняют разные обычаи, смысл которых им порой неясен. Нужно ли придерживаться обычаев, если не понимаешь их смысла?

Субботняя трапеза изобилует всевозможными обычаями, которые сопровождают нас на всех ее стадиях. Эти обычаи – не просто чья-то прихоть. Они формировались в течение поколений, продиктованные любовью к Торе и заповедям, и многие из них уходят своими корнями в скрытые, мистические аспекты Торы. Почти все эти обычаи имеют глубинный смысл, являясь различными путями выражения «субботнего духа». Вместе с тем, Тора – это вечная Б-жественная мудрость, и каждое ее слово таит в себе бесчисленное множество смыслов и толкований. Поскольку Всевышний хочет, чтобы каждый еврей находил в Торе то, что особенно близко его сердцу, Он заповедовал нам изучать Тору, всякий раз открывая для себя все новые ее грани. В свете этого становится ясно, что каждый обычай имеет множество объяснений и смыслов. Что же касается исполнения обычаев, то Ваши друзья подают Вам хороший пример – прежде всего следует исполнить обычай, сознавая, что такова воля Всевышнего, и только потом задуматься о его смысле. Наша готовность исполнять повеления Творца, даже не понимая их смысла, – это великая отрада для Него, потому что именно такая готовность ярче всего свидетельствует о нашей любви к Нему.

 

Почему во время еврейских молитв и религиозных церемоний мужчины и женщины сидят раздельно?

Один из смыслов данного обычая заключается в том, что разделение между мужчинами и женщинами в синагоге помогает молящимся сосредоточиться на молитве, а не на представителях противоположного пола. Ни для кого не секрет, что когда мы находимся среди представителей только нашего пола, мы ведем себя иначе, чем находясь в смешанном обществе. В синагоге мы должны «производить впечатление» только на Всевышнего.

Кроме того, в синагоге в любое время, в том числе в ходе религиозных церемоний и торжеств, все должны чувствовать себя комфортно. Есть немало одиноких людей, которым неуютно оттого, что они приходят без пары. Когда женщины и мужчины сидят раздельно, никто не может отличить семейного человека от одинокого, и последние не испытывают дискомфорт.

Я слышал, что в Торе совсем не упоминается синагога. Когда и где возникли первые синагоги? Трудно представить себе евреев без синагоги!

Это верно, что в Письменной Торе (Пятикнижии) синагога не упоминается. Синагога имеет более поздний источник. О ней говорили наши мудрецы.

Синагога предназначена для того, чтобы укрепить соблюдение заповедей и служение Всевышнему в масштабах общины. Со времен Моше рабейну и до периода Второго Храма евреи молились спонтанно, в одиночку. Три раза в году все евреи приходили в Иерусалим, в Храм, чтобы служить там Всевышнему, принося жертвы. Когда в 69 г. н.э. римляне разрушили Второй Храм, единственным местом собрания евреев стали синагоги. С тех пор синагоги приобретали все большее значение в еврейских общинах, будучи центром религиозной и общинной жизни. Однако наши мудрецы говорят, что когда создается новая еврейская община, синагога является не первым общинным институтом, который необходимо создать. Прежде всего, следует основать микву потом сеть еврейских школ, потом благотворительные организации, и только потом – синагогу. Это объясняется тем, что евреи могут собраться для общей молитвы в любом подходящем для этого месте.

 

Я слышала, что обычай зажигать свечи на праздничном торте в день рождения, а потом тушить их, противоречит еврейской традиции. Правда ли это?

Есть мнение, что обычай зажигать и тушить свечи на торте, испеченном в честь дня рождения, уходит своими корнями в древнегреческий культ празднования «дня рождения» одного из языческих божеств. Но как бы то ни было, если вы зажигаете свечи, зачем же их тушить? В день рождения мы празднуем продолжение жизни. Каждый год человек приобретает жизненный опыт, становится крепче духовно. В еврейской традиции свеча – это символ человеческой души, и празднуя день рождения человека, мы отнюдь не стремимся погасить свечу его души.

Недавно, после урока Торы в синагоге, я нашла на полу золотую цепочку. Я думаю, что она принадлежит одной из женщин, которые присутствовали на уроке. Обязана ли я найти хозяйку цепочки и возвратить ей потерю, или же я могу сама носить цепочку, поскольку не знаю, кому она принадлежит?

Заповедь «возвращения потери» – это одна из 613 заповедей Торы. Она подразумевает, что если еврей находит какой-нибудь предмет, он обязан постараться найти хозяина и возвратить ему потерю. Более того, в Торе сказано: «Нельзя тебе притворяться, что ты не видел ее».

Как же мы можем найти хозяина? Следует повесить объявление недалеко от того места, где был найдет данный предмет (в случае, который Вы описываете, нужно повесить объявление в синагоге). В объявлении нужно указать время и место находки, а также номер телефона нашедшего. Не следует указывать в объявлении все отличительные признаки найденной вещи, чтобы у нее не объявились мнимые «хозяева». Каждый, кто позвонит и скажет, что эта вещь принадлежит ему, должен будет назвать несколько отличительных признаков (форма, цвет, размер и т.д.). Благодаря этому мы сможем быть уверены, что вещь возвратилась к своим истинным хозяевам.

Я обратил внимание, что свечи играют важную роль в еврейской традиции. Мы зажигаем свечи перед субботой, перед каждым праздником, а в Хануку свечи являются самой сутью праздника. Какова связь между свечой и духовностью?

Есть в свечах что-то, что превращает их в явление скорее духовного, чем материального мира. Материя становится тоньше, когда распространяется, свет же, распространяясь, увеличивается. Чем больше денег мы тратим, тем меньше у нас остается; чем больше мы едим, тем больше пищи нам нужно покупать; духовные же ценности только растут, когда мы ими пользуемся. Если рав пользуется своей мудростью, обучая ученика, то его мудрость распространяется и на ученика. Кроме того, таким образом, рав приумножает и собственную мудрость. Когда мы делимся нашей любовью с ближним, мы начинаем любить сильнее. Когда человек дает ближнему нечто духовное, в выигрыше оказываются оба: и получающий, и дающий.

В этом – духовная суть свечей. Когда мы зажигаем одну свечу от другой, пламя первой свечи не становится меньше. Напротив, обе свечи только укрепляют друг друга, и их пламя сливается в один большой свет.

Порой мы опасаемся, что будем давать больше, чем способны. Однако в том, что касается духовных ценностей, такого быть просто не может. Чем больше добра мы будем распространять, тем больше станем получать от окружающих. Зажигайте свои свечи. В душе каждого еврея скрыт безграничный свет. Добро вашего сердца никогда не иссякнет!