Из учения Ребе

Пурим: Уроки царицы Эстер

14.03.2016

Еврейское воспитание невозможно представить без рассказов о Пуриме. История о царице Эстер научила не одно поколение еврейских детей тому, что значит взять на себя ответственность, сделать то, что от тебя зависит, и исполнить “слова Мордехая”, даже если смысл их не всегда понятен.

Ребе

Передать свою память потомкам

 

Праздник Пурим располагает к размышлениям о важности еврейского образования, как сказано в Свитке Эстер: “Эти дни Пурима не будут отменены среди иудеев, и память о них не исчезнет у потомков их”.

Для того чтобы память о чуде Пурима не исчезла в веках, каждому из нас следует воспитывать своих детей так, чтобы события тех дней не были для них пустым звуком. Именно в таком воспитании и будет проявляться смысл строк Свитка Эстер: “… память о них не исчезнет у их потомков”.

Эти слова безусловно относятся к воспитанию самых маленьких детей, еще не достигших возраста бат- или бар-мицвы, а значит, еще не обязанных исполнять заповеди Торы.

Слова Свитка Эстер говорят о двух разных возрастных категориях. “Не будут отменены среди иудеев” – это относится ко взрослым и детям, достигшим возраста бар- и бат-мицвы, которые обязаны исполнять заповеди Торы наравне со взрослыми (включая и заповеди праздника Пурим) и, следовательно, не могут называться потомками. А слова “память о них не исчезнет у потомков их” говорят именно о маленьких детях, которые еще не соблюдают заповеди, и их связь с Торой и ее повелениями строится на том, что эти дети являются “потомками” взрослых евреев, уже соблюдающих заповеди, и родители обучают маленьких детей тому, что знают сами, включая память о событиях Пурима, таким образом, чтобы это знание не исчезло, даже если ребенок еще не достиг возраста сознательного исполнения заповедей.

Эстер или Мордехай?

В Пурим мы читаем Свиток Эстер – один из пяти свитков, вошедших в число книг Танаха и названный именем еврейской женщины, что само по себе подчеркивает ее величие.

Несмотря на то, что именно Эстер была той, кто попросил еврейских мудрецов написать свиток для будущих поколений (как написано в Гемаре: “Послала к ним [мудрецам] Эстер и сказала: напишите мне для поколений”), это все же не является достаточной причиной назвать свиток только ее именем, без упоминания имени Мордехая. Логично было бы предположить, что Свиток должен носить имя обоих главных героев Пурима, Мордехая и Эстер. Тем более, что такие “двойные названия” практиковались в древности: в конце самого Свитка Эстер сказано, что история о возвеличении Мордехая была вписана в “книгу летописи царей Мидии и Персии”.

Но так как Свиток Эстер мы по традиции называем этим именем, а обычай Израиля свят, как сама Тора, и, принимая во внимание, что это название (Мегилат Эстер) упоминается еще в ряде источников (в Устной Торе), из всего этого можно понять, что название свитка должно подчеркнуть степень величия самой Эстер.

Все поступки Эстер были совершены по указанию Мордехая, как сказано в тексте свитка: “И слово Мордехая исполнила Эстер”. Более того, Эстер не сделала ничего без наставления своего дяди.

Мы все знакомы с известным хасидским выражением: “Главное – действовать”. Когда нужно что-то сделать, чтобы отменить страшный указ: пойти к Ахашверошу и т.д. – эта роль выпадает Эстер, а Мордехай остается в стороне в качестве зрителя и поддерживает Эстер словами: “Не для такой ли поры достигла ты достоинства царского?”

Так как спасение, в самом простом понимании этого слова, пришло к еврейскому народу благодаря Эстер, то и свиток, рассказывающий об этих событиях, назван лишь ее именем, как сказано: “Посадивший смоковницу – будет кушать от ее плодов”.

 

Участие в воспитании детей

Сквозь призму истории Пурима мы можем увидеть, какое влияние оказывает женщина на воспитание ребенка. Обязанность заниматься воспитанием детей лежит на обоих родителях. Но в силу обстоятельств и сложившегося уклада жизни женщины больше времени проводят дома, а значит, и больше занимаются детьми. Именно об этом, давая наставления жене по поводу воспитания сына, писал в своем письме Ребе Рашаб.

Часто еврейскую женщину называют “основой дома”. Как прочный фундамент влияет на все строение, так и женщина закладывает основы будущей личности своих маленьких детей, еще до того как они достигнут возраста бар- или бат-мицвы. Для еврейской матери нет мелочей, все, что связано с ребенком, приобретает первостепенное значение: в какую школу будут ходить дети? кто будет входить в круг их друзей?

Как в силах Эстер было сделать все, чтобы спасти весь еврейский народ, так в силах каждой женщины сделать все, чтобы дать своим детям образование, достойное потомков Сары, Ривки, Рахели и Леи.