Вопросы раввину

Новый образ vs страх ролей

14.03.2016

Маски, карнавальные костюмы, новые роли и образы – все это как никогда актуально в еврейском месяце адаре! И хотя это все связано, главным образом, с праздником Пурим, но и в обыденной жизни мы пользуемся «масками» и «ролями».

Эстер Аспиз (Ткач)

Бывает, что мы надеваем их на себя, а бывает – на других. И часто так происходит с нашими детьми. Называя их «жадинами» или «принцессами», «рассеянными» или «ленивыми», мы вынуждаем их оставаться в этой роли, раз за разом «наступая на одни и те же грабли». Такого рода штампы не только никак не помогают детям справиться со своим поведением, а наоборот, загоняют их в тупик. Как же посмотреть на ребенка с другой стороны и помочь ему избавиться от роли?
Как ребенок получает свою роль?
Вначале мы акцентируем внимание на каких-то поступках или качествах ребенка. Иногда мы таким образом сравниваем детей между собой. Так мы замечаем, что ребенок – нытик, лентяй, беспокойный, упрямый или жадина. А затем мы начинаем его так характеризовать: «вот ты опять за свое нытье», «почему ты такой жадина», «что ж ты всегда упрямишься как осел». Бывает, что эти ярлыки не произносятся, но соответствующее отношение к ребенку пропитывает все диалоги и общение с родителями. И ребенок постепенно (а иногда очень быстро) вживается в эту роль.

Понятно, что ничего хорошего в негативных ярлыках нет, но на самом деле играть постоянно положительную роль тоже по-своему нелегко. Например, маленький мальчик, который несколько раз поделился с другими членами семьи сладостями, полученными в саду, получил ярлык «мальчика, который всегда со всеми делится». Со временем он стал попадать в ситуации, когда почти все конфеты розданы, осталась одна, а ему надо решить оставить ли ее папе или съесть самому. Для ребенка естественней оставить себе, но и не соответствовать своей роли тяжело, поэтому такие ситуации вызывают плач.
С другой стороны, как известно, наши достоинства – продолжение наших недостатков, поэтому во многих ролях, даже негативных на первый взгляд, есть положительные моменты. Например, умение отстаивать свои интересы у «упрямцев» или воображение у «мечтателя, витающего в облаках». Это те качества, от которых не стоит отказываться, но которые стоит развивать, показав ребенку другие способы их применения, не в рамках конкретной роли.
Что можно сделать, чтобы помочь ребенку выйти из роли?
- Отказаться от ярлыков и обобщений.
Если вы заметили, что ребенок «играет» роль, попытайтесь отказаться от навязанного ярлыка. Возможно, это звучит странно, но если он часто врет, не надо называть его «вруном», а если он часто жадничает, стоит перестать говорить ему, что он «жадина». В ситуациях, когда он ведет себя согласно своей роли, лучше всего отказаться от определений его качеств или поступков, а описать, что вы чувствуете или ждете от него и его поведения. Такая реакция намного более эффективна. Почувствуйте разницу: «Что за грязнули и неряхи!» и «Такой беспорядок! Я хочу, чтобы через 15 минут комната была убрана». В каком случае больше шансов, что дети наведут порядок?

- Создавать ситуации, в которых он может проявить себя иначе.
Ищите ситуации, в которых у ребенка появится возможность попробовать себя в другой роли. Например, ребенку, которого вы считаете жадным, можно дать сладости с просьбой раздать друзьям. А неорганизованного и рассеянного попросить помочь организовать небольшой праздник. Только стоит запастись терпением, потому что не всегда ребенку хватает сил и навыков вести себя по-новому.

- Учить другим способам поведения.
Научите ребенка реагировать по-другому. Иногда это можно показать на собственном примере, а иногда нужно подробно объяснить и расписать варианты и способы решения такого рода ситуаций. Например, забывчивого можно научить конкретным навыкам, помогающим ему справиться с этим и не забывать важные вещи, а «крикуну» можно почаще говорить: «Скажи теперь то же самое, только тише!»
Обучение новым навыкам зачастую занимает много времени и требует терпения от родителей. Но именно тогда, когда ребенок видит свои новые возможности и успехи, он начинает воспринимать себя по-другому.

- Акцентировать внимание на поступках, отражающих противоположные качества.
Замечайте и отмечайте моменты, когда ребенок повел себя не как обычно, выйдя из своей привычной роли.
Ребенка, «который никогда не сидит на месте», можно похвалить за то, что он уже пять минут сосредоточенно занят чем-то, «плакса» - не расплакался, когда у него отняли игрушку, а «жадина» поделился, пусть даже чуть-чуть. А если вы расскажете об этих небольших успехах другим близким для ребенка людям – еще лучше! И вы заметите, как не только ваше отношение к ребенку поменялось, но и сам ребенок меняется, выходя из навязанных ролей и расширяя свой репертуар поведения.