Их след в нашей истории

Раббанит Двора-Лея

24.02.2010

Это была великая женщина – не зря она была названа Дворой-Леей в честь своей тети, прославившейся необыкновенной ученостью. Своему отцу она была предана не как дочь, а как хасид. Великим хасидом была она при жизни – и осталась им после смерти.

Это случилось в 1792 году. В то время движение хасидизма уже начало получать широкое распространение, и число его сторонников все увеличивалось. И вдруг – гром среди ясного неба: Ребе Шнеер-Залман опасно болен.

Незадолго до описываемых событий, почувствовав, что силы тьмы будут препятствовать развитию учения хасидизма, Ребе  отправил послов на могилы Бааль Шем Това и Межеричского магида – молиться, а потом позвал в свою комнату дочь Двору-Лею и сказал ей: «Беда надвигается. Хасидизм в опасности. Тридцать лет нужно лелеять саженец для того, чтобы он дал плоды. Только-только учение Бааль Шем Това превратилось в живую ветвь – и вот опасность угрожает ему. Все может пропасть… Я должен жить, ибо так предписывает Тора каждому еврею. Но еще более я должен жить для того, чтобы оберегать молодой побег, ибо плод его – приход Машиаха. Мой учитель, великий Межеричский магид, предупреждал меня, что настанут тяжелые времена, но он обещал мне свою помощь. Я видел его и Бааль Шем Това, но их лица были черны – знак, что хасидизм в опасности».

Двора-Лея поняла, что жизнь ее отца и будущее хасидизма в опасности. Она собрала трех старых хасидов – раби Мойше Майзелиша, раби Пинхаса Рейзиса и раби Мойше Виленкера – и попросила, чтобы они пообещали исполнить все, что она попросит, а пока – чтобы поклялись держать в тайне то, что она им расскажет. Трое посоветовались и решили, что дочь Ребе, конечно, знает нечто такое, что им неизвестно, и решили положиться на нее.

- Итак, - начала Двора-Лея, - я жду вашей клятвы, это касается человеческой жизни! Возьмите на себя роль бейт-дина* и примите решение согласно Торе.

Она рассказала о том, что услышала только что от отца и воскликнула: «И вы, и я – хасиды Ребе. Мы обязаны отдать жизнь за Ребе и его учение!»

Тут она разрыдалась и объявила: «Я решила отдать свою жизнь в обмен на жизнь отца! Я буду его искуплением. Я уйду в смерть, а он получит долгую жизнь*, чтобы растить и пестовать саженец хасидизма, и это будет моя доля в его учении!»

Хасиды онемели от ужаса, но не могли противиться: было ясно, что Двора-Лея не отступится от своего решения.

В первый вечер Рош Ашана Двора-Лея вошла в синагогу и в присутствии членов семьи и самых близких учеников Ребе открыла двери ковчега со свитками Торы и провозгласила:  - Вы свидетели, что в присутствии святых свитков Торы  я принимаю на себя в ясном сознании и клянусь, что я, Двора-Лея дочь Стерны, заменяю своего отца Шнеера-Залмана сына Ривки, чтобы он остался в живых.

Когда после молитвы Ребе хотел, по обычаю, благословить дочь, он успел лишь произнести: «Да удостоишься ты…» Двора-Лея не дала ему договорить: «Да удостоишься ты, отец, хорошего года. Молчи».

На следующий день Двора-Лея внезапно заболела, а уже через день умерла. Ей было всего 26 лет, а ее маленькому сыну – три года.

Последняя просьба

Перед смертью Двора-Лея попросила отца, чтобы он сам воспитал ее сына Менахем-Мендла.

Накануне Йом Кипура, когда завершилась траурная неделя, Ребе пришел с внуком на свежую могилу. Держа маленького Менахем-Мендла на руках, он обратился  к дочери: «Двора-Лея дочь Стерны! Сегодня, в канун Йом Кипура, благослови своего сына Менахем-Мендла сына Дворы-Леи, чтобы вырос он великим в Торе и добрых делах, и чтобы была ему дана долгая жизнь. Проси милости для него и для всех хасидов и для учения хасидизма!»

Сразу после Йом Кипура Ребе позвал раби Авраама-меламеда и сказал ему, что хочет на следующее утро внести Менахем-Мендла в хейдер.* Наутро, после молитвы, Ребе завернул внука в талит и на руках понес его на могилу матери. Все хасиды сопровождали его. Ребе с внуком на руках и раби Шалом Шахна, отец мальчика, приблизились к могиле, и Ребе громко воскликнул с радостью в голосе: «Мазл тов! Двора-Лея дочь Стерны, сегодня я вношу твоего сына, Менахем-Мендла сына Дворы-Леи, в дом изучения Торы. Благослови его, чтобы, как войдет он сегодня в дом учения, так же вошел он под хупу, и чтобы жизнь его была долгой и счастливой!» И хасиды ответили: «Амен!»

Ребе вырастил внука в своем доме как родного сына, и со временем Менахем-Мендл стал третьим Любавичским Ребе по прозванию Цемах Цедек.

В заслугу самоотверженности раббанит Дворы-Леи на протяжении пяти поколений Любавичскими Ребе были ее прямые потомки.

*Бейт-дин – еврейский религиозный суд из трех совершеннолетних мужчин

*Текст молитвы, сопровождающей обычай Капарот – искупления накануне Йом Кипура

* Первое посещение ребенком хейдера сопровождается по традиции особой церемонией «внесения в хейдер».