Интервью

Увлеченная стилем

18.09.2015

В Талмуде, в трактате «Брахот», сказано: "Три вещи расширяют разум человека: красивое жилище, красивая жена и красивые сосуды". Элишева Гликсберг, стилист и дизайнер торжеств, руководитель Академии стиля и жена раввина рассказывает о том, какое влияние красота оказывает на нашу жизнь

Ципи Кольтинюк

Детство в доме дедушки-каббалиста

 

Элишева выросла в городе Бней-Браке в Израиле. Она происходит из очень родовитой семьи. Ее прадед по материнской линии, раввин Йеуда-Лейб Ашлаг был известным каббалистом. Еврейскому религиозному миру он знаком под именем "бааль сулам" (по названию изданной им книги).

Большую часть своего детства Элишева провела под крышей прадедушкиного дома. Евреи приходили к своему Ребе за помощью и советом, и Элишева помнит, что по пятницам она помогала прабабушке, ребецн Йохевед, готовить кульки со сладостями, для того чтобы раздавать их детям, которые пришли со своими родителями на субботнюю молитву в синагогу.

 

"У меня было очень счастливое детство и большой круг общения, потому что я все время находилась в доме прадеда, среди огромного количества людей".

 

Отец Элишевы считался самым блестящим учеником в своей йешиве, и дедушка выбрал его в женихи для своей дочери. Сегодня ее папа продолжает дело тестя и руководит его хасидами. Элишева – третий ребенок в семье, у нее есть еще три сестры и брат.

 

Необычные поделки из вторсырья

 

- Любовь к красоте и эстетике – неотъемлемая часть характера моей мамы, а педантичность, унаследованная мною от отца, и коллекция предметов иудаики, собранная моим дедом, раскрыли передо мной мир смысла и формы. Но прошло много времени, прежде чем я решилась сделать это своей профессией. В последние годы учебы в семинаре я больше внимания уделяла своим ораторским способностям и меньше концентрировалась на визуальном сопровождении лекций. Учитывая то, что я была круглой отличницей, мои родители думали, что меня ждет карьера доктора.

 

Перемены произошли, когда Элишева стала руководить клубами неформального обучения, культуры и традиций для детей и молодежи из семей выходцев из стран СНГ. Это было в конце 80-х – середине 90-х годов. Вначале этот проект получил большие субсидии, и Элишева могла позволить себе покупать дорогое оборудование и качественные материалы. Дети, приходившие в клубы, получали все самое лучшее. Но затем субсидии стали сокращаться, и однажды, придя в клуб, Элишева обнаружила, что электричество отключено, а шкафы с необходимыми инструментами и поделками – заперты.

 

- Я была обязана найти выход из ситуации. Через полчаса должны были придти 120 мальчиков и девочек, которых нужно было чем-то занять. Я вышла на улицу, посмотрела на небо и попросила помощи у Творца. Я говорила с Б-гом, как дочь говорит со своим отцом. Переведя взгляд, я вдруг заметила вывеску фабрики по изготовлению предметов иудаики. Эта фабрика находилась там уже лет двадцать, но пока я не подняла глаза к небу, я ее не замечала! Я вошла в офис фабрики и попросила дать мне безвозмездно ненужные материалы для поделок с детьми. Работник фабрики сказал, что он не распоряжается такими вещами, потому что он не хозяин предприятия, но если мне нужны всякие отходы производства, то я могу спуститься вниз и взять обрезки искусственной кожи и другие остатки сырья в любом количестве.

 

Когда дети пришли в клуб, я сказала им: "У меня для вас сюрприз! Сегодня вы получите разные кусочки материалов, закроете глаза и представите себе кого-то кто вам дорог. А затем сделаете для него в подарок любую поделку из того, что лежит на столах". После двух часов песен, танцев и игр дети сделали 120 прекрасных поделок и сказали мне, что это был самый классный день в нашем клубе!

 

Для меня это стало открытием! Мы всегда закупали дорогие материалы и готовые наборы для поделок. Но именно сегодня, когда я выдала детям остатки производственного сырья, они получили гораздо большее удовольствие и создали по-настоящему красивые вещи!

 

Искусство как инструмент воспитания и терапии

 

Благодаря этому случаю Элишева решила изучать историю искусств и получить первую степень по специальности "Искусство, как инструмент воспитания и терапии".

 

- Когда я закончила семинар, мне предложили заменить на время одну учительницу истории в восьмом классе. Я вошла в класс, и ученицы, видя мою неопытность, решили устроить мне экзамен.

Перешагнув порог класса, я услышала, как самая высокая девочка, завидев меня, скривилась и нарочито громко сказала: "Ихс! Я ненавижу историю!" "Спасибо большое!" – сказала я.

Она не ожидала от меня такой реакции и спросила: "Почему спасибо?". "Садитесь по местам, и я объясню, почему я рада твоему приветствию", – ответила я. Когда девочки расселись, Элишева сказал им: "Я люблю испытания и трудности. И моя мечта услышать от вас в конце семестра слова: "Я люблю историю". Я покажу вам, что этот предмет интереснее любого другого предмета".

Так началась история любви Элишевы и ее учениц ко всемирной истории. Она не только рассказывала о событиях прошлого, но и показывала детям предметы искусства тех времен, и, в конце концов, скучные страницы учебника оживали, и девочки полюбили ее уроки.

 

- Однажды, в тот период, когда я занималась преподаванием, я поехала на курс повышения квалификации для учителей. По дороге я увидела школу дизайна торговых витрин. Я вышла из автобуса и зашла в здание этой школы. Решение пришло ко мне за секунду – я сама и не заметила, как записалась на курс дизайна торговых витрин!

 

Семья Элишевы была шокирована ее поступком: что общего у их гениальной дочери и торговых витрин?! Элишева всегда поступала так, как считала для себя нужным, и никогда не боялась услышать критику в свой адрес. Поэтому, закончив учебу, она продолжала преподавать и заодно оформляла витрины разных магазинов.

- Однажды я получила предложение стать оформителем витрин в крупном торговом центре, он назывался "Каньон агадоль". Но Б-г распорядился иначе, и я рада, что все вышло именно так.

 

40 дней у Котеля – и шидух

 

Все подруги Элишевы уже вышли замуж и стали матерями, а она все еще не нашла свою судьбу. У нее было много предложений, она считалась завидной невестой благодаря своему характеру, внешности и происхождению. К тому же Элишева была финансово независима, и у нее была интересная работа. Найти жениха для такой удивительной невесты было непросто, да и сама Элишева очень точно знала, каким должен быть ее будущий жених: она мечтала выйти замуж за достойного, Б-гобоязненного парня из хорошей хасидской семьи. Ей было важно, чтобы жених был бескомпромиссно религиозным человеком, открытым миру и людям.

 

- Я верила, что Всевышний не забывает обо мне ни на минуту. И уж если Он сотворил такой “венец творения” как я, то, наверняка, позаботился и о моей второй половинке. Я делала все, что могло бы ускорить желанную встречу: молилась, читала «Теилим» и жила с верой в то, что ни одна молитва не остается без ответа. Однажды мне позвонила подружка, которая, как и я, уже долгое время искала жениха. Она сказала, что, пытаясь найти свой шидух, она уже испробовала все средства, кроме одного: молитва у Котеля (Стены Плача – прим. пер.) в течение сорока дней. Подруга предложила мне присоединиться к ней, и я с радостью согласилась. Меня не нужно было долго уговаривать, не дав ей закончить фразу, я заявила: “Мы прямо сейчас садимся в автобус и едем в Иерусалим! Отсчет сорока дней начинаем сегодня!”

 

В течение сорока дней каждое утро две девушки отправлялись к Котелю. Они садились в автобус в четыре утра, чтобы успеть вернуться в Тель-Авив и быть на работе ровно в 7:30. Элишева вспоминает, что эти дни слились в одно сильное и торжественное переживание. Спустя несколько месяцев, в дни Хануки, Элишева и раввин Итиэль Гликсберг, сын главного раввина города Гиватаим, объявили о помолвке. Будущая свекровь Элишевы была известна тем, что исследовала положение женщины в иудаизме и написала об этом три монографии.

- Я получила жениха, о котором всегда мечтала, а также стала частью большой дружной и любящей семьи. Я поняла, что мое ожидание и молитвы не пропали даром.

 

Пристрастие к обезболивающим и жалости к себе

10 тевета 2011 года, закончив молитву и протянув руку, чтобы закрыть сидур, Элишева заметила, что страницы сами раскрылись на дорожной молитве. Несмотря на то, что Элишева в этот момент находилась в помещении и не планировала куда-либо ехать, она все же решила прочесть эту молитву. Всего несколько часов спустя, когда Элишева вела машину, кто-то врезался в нее сзади на одном из перекрестков.

- Я услышала грохот и почувствовала сильный толчок, мне показалось, что моя жизнь оборвалась – так это было страшно.

 

Элишева попала в очень сильную автокатастрофу. Машина пострадала так, что уже не подлежала восстановлению, а сама женщина получила повреждения позвоночника и шейных позвонков.

 

- В течение восемнадцати месяцев я была вынуждена лежать на полу в затемненной комнате и пересиливать боль. Я молилась, превозмогая сильнейшие головные боли, которые преследовали меня постоянно. Я пристрастилась к обезболивающим, а моим единственным переживанием стала бесконечная жалость к себе. Жизнь разделилась надвое: все, что было со мной до аварии, казалось радостным и безоблачным, я была хозяйкой своей судьбы, а все, что происходило со мной после аварии, умещалось в четырех стенах затемненной комнаты и казалось мне насмешкой Провидения над всем моим существом. Мне было 29 лет, и я почти потеряла веру в себя и в Б-га.

 

Раввин Итиэль Гликсберг помог своей жене выйти из этого тяжелого кризиса.

- Он сказал мне: «Ты обязана чем-то заняться. Сделай первый шаг, и я тебе помогу».

Так Элишева решила основать первую школу дизайна торжеств и мероприятий для женщин из ультраортодоксальных общин. Деньги, которые ей выплатили в качестве компенсации за автомобильную аварию, она потратила на создание и рекламу школы своей мечты.

 

Десять месяцев рекламы не дали никакого результата – ни одного звонка! Аудитория, на которую ориентировалась Элишева, еще не разобралась в том, какие огромные достоинства и потенциал скрыты в сфере дизайна. Но Элишева не сдалась.

- Когда было опубликовано последнее рекламное объявление, мне позвонила одна (!) женщина и записалась на курс. Она стала моей первой ученицей. Я тогда сказала ей: «Ты превратила меня в учителя, но придет срок, и ты будешь работать в этой сфере вместе со мной!»

С тех пор прошло много времени. Из Академии стиля под руководством Элишевы Гликсберг вышло более сорока выпусков талантливых и оригинальных дизайнеров, ее выпускницы успешно работают и в Израиле, и за его пределами и специализируются на дизайне торжеств, цветов и подарков. Сама Элишева ведет колонки в различных изданиях, ориентированных на религиозных женщин, она – автор радиопередачи о стиле и множества видеоматериалов на сайте «Youtube». Но главная любовь ее жизни – это дизайн частных торжеств и бизнес-мероприятий.

 

Созидание без границ

 

Дизайн для Элишевы не только работа, но и призвание.

- Я рада, что с моей помощью сотни женщин открыли для себя интересную профессию. Они работают с самоотдачей, а их профессионализм и творчество пронизаны уважением к традиционным еврейским ценностям и скромностью. Я встречаю интерес и понимание со стороны своих нерелигиозных коллег и клиентов. Многочисленные магазины, компании, да и частные клиенты из ультраортодоксальных общин разобрались в том, как важно красиво оформить зал или витрины, сервировать столы. А воспитатели и учителя приходят на курсы в мою Академию, чтобы научиться правильно украшать классы, потому что понимают, что эстетика интерьера влияет на духовный мир их учеников и отношение к учебе. Я чувствую, что Всевышний удостоил меня чести привнести что-то новое в быт моих современников.

 

Когда я спросила Элишеву, не чувствует ли она себя стесненной из-за того, что на ней лежит “бремя заповедей”, она ответила, что все наоборот.

- В нашем обществе есть так много праздников и торжеств! И у людей есть желание узнать что-то новое, научиться. Когда мы сталкиваемся с ограничениями, будь то формат или содержание праздника, или небольшой бюджет, это всего лишь подстегивает воображение и заставляет находить новые оригинальные пути решения “проблемы”. В ультраортодоксальном мире каждый праздник и каждое публичное событие несет свой особенный духовный смысл. А я, со своей стороны, стараюсь наполнить этим смыслом дизайн и сервировку столов, украшаю столы элементами декора, связанными с праздником, и прочее.

 

Моя собеседница рассказывает, что в самом начале ее профессионального пути, когда она решила дать объявление о своей деятельности в ультрарелигиозной газете, ей немедленно позвонили из редакции:

 

- На другом конце телефонного провода я услышала голос человека, отвечающего за соответствие текстов и рекламных объявлений данной газеты стандартам ультраортодоксальной общины. Он спросил меня, почему в тексте объявления я использую иностранное слово “стайлинг”, а не простой и привычный синоним на иврите? Я объяснила ему, что написано: “Верь, что есть мудрость и у других народов”. Это значит, что и в дизайне есть что-то уникальное. И поэтому, если мы хотим, чтобы религиозные женщины овладели самыми последними и прогрессивными приемами и течениями в этой профессии, находясь при этом в кашерном учебном заведении и не чувствуя себя в чем-то ущемленными, нам следует использовать общепринятую профессиональную терминологию, частью которой является и слово “стайлинг”.

 

Вера и стиль

 

Будучи женой раввина, Элишева придумала новаторскую программу, объединяющую еврейские законы и дизайн. Ее муж, рав Итиэль Гликсберг, проводит урок по законам определенного еврейского праздника, а затем Элишева делает для присутствующих мастер-класс, на котором делится идеями декорирования и сервировки стола в духе приближающегося праздника.

 

- Иудаизм очень ценит эстетику в окружающем нас мире, в быту. Ведь сказано: ”Красивая жена и красивые сосуды…” – это значит, что эстетика и тяга к красоте и гармонии являются частью нашей женской сущности!

 

Как профессионал Элишева знает о влиянии цветовой гаммы, освещения, текстуры материалов на настроение и восприятие человека.

- Я думаю, что мы “создаем” людей, а не торжества, так как сочетание дизайна и цвета влияет на поведение аудитории.

Элишева живет своей работой – ей нравится весь творческий процесс: беседы с клиентами, разговоры о том, каким они видят праздник своей мечты, попытка воплотить в жизнь то, что существует только в воображении и на бумаге, суета, чертежи, закупки… И вот наступает, наконец, тот миг, когда сон становится явью!

 

- Когда проект закончен, я чувствую опустошение. Я привязываюсь к своим заказчикам, и именно живое общение с ними и привлекает меня в этой работе. Успех самого торжества для меня – просто бонус.

Я попросила Элишеву рассказать о курьезных случаях, которые происходили с ней в связи с работой.

 

- Однажды мне позвонила женщина и сказала, что она находится сейчас в санатории для рожениц. Она рассказала мне, что в течение почти десяти лет у нее не было детей, и вот, наконец, с Б-жьей помощью, после долгого лечения она удостоилась обнять своего первенца. Совсем скоро ей нужно было возвращаться домой, а в ее квартире есть только голые стены, и она просит меня помочь ей с дизайном интерьера. Я выслушала эту молодую мать и объяснила, что никак не смогу ей помочь, потому что специализируюсь в другой области – в дизайне торжеств. Но женщина не сдавалась. Она заявила, что читала статью о моей работе и настоятельно просит именно меня превратить ее голые стены в красивый еврейский дом. Я взялась за этот проект, и, слава Б-гу, он оказался очень успешным. Закончив его, я поняла, что мне интересен и дизайн интерьера, поэтому я поехала учится в Европу, чтобы постичь тонкости мастерства.

Был и другой случай. Однажды ко мне пришли мать и дочь. Девушка выходила замуж, и маме очень хотелось сделать эту первую в семье свадьбу незабываемой. Во время встречи я заметила, что все решения мать принимает, не считаясь со мнением дочери. В конце беседы я услышала, как невеста иронично заметила: “В отделку свадебного зала здесь вкладывают десятки тысяч, а мне после свадьбы придется жить в хлеву…”

Оказалось, что родители невесты переделали свою кладовку в однокомнатную квартиру и собираются поселить там молодых. Тогда я сказала матери невесты: “Я прошу вас, дайте мне деньги, которые вы собирались потратить на декорирование свадебного зала и столов, а я превращу кладовую в настоящий дворец. Дайте вашей дочери именно то, что ей на самом деле нужно!”

Это было настоящим испытанием, но Элишева не боится трудностей. Невеста праздновала свою свадьбу в менее шикарном зале, чем хотелось ее матери, но зато ее семейная жизнь началась в красивом доме, в котором вряд ли кто-нибудь мог узнать бывшую кладовую.

 

Еще большему я научилась у своих учениц

Когда я спросила у Элишевы, что она прежде всего старается передать своим ученицам, та улыбнулась и ответила:

- Это не я учу их, а они учат меня. Недаром сказано: “Ученики дали мне больше, чем кто бы то ни было”. Я начинаю свою первую лекцию с аксиомы: есть много хороших дизайнеров – мало дизайнеров чутких и человечных. Нам следует, прежде всего, слушать своих клиентов, мы можем советовать, рекомендовать, нам приходится находить компромиссы в ситуациях, когда часть семьи хочет сделать так, а другая часть – иначе. Мы должны уважать выбор и вкус тех, кто стал нашим заказчиком. В нашей профессии, прежде всего, нужно уметь находить общий язык с разными людьми.

 

Элишева замечает, что новое поколение дизайнеров свободнее ориентируется в мире технологий. То, что раньше ей приходилось делать вручную, сегодня можно заказать в мастерской или купить в специализированном магазине.

 

- Каждое поколение студенток уникально, но содружество и сотрудничество, царящие в классах Академии, доказывают, что у профессии дизайнера нет возраста.

 

Множество студенток, влюбленных в дизайн и стайлинг, приходят в Академию, для того чтобы научиться профессии и привнести что-то новое в торжества и мероприятия, которые проводятся для религиозных евреев. Большинство выпускниц работают по специальности, но есть среди студенток и те, кто получил образование дизайнера в качестве второго высшего образования. Эти женщины используют приобретенные навыки для того, чтобы проявить творческую жилку, заложенную в их характере, и заодно иметь возможность подработать.

 

Шикарно и недорого

 

В мир дизайна Элишева попала благодаря случайности: красота поделок из вторсырья так заворожила ее, что это стало началом новой карьеры.

- Шикарный дизайн вовсе не должен быть дорогостоящим. Мы можем использовать простые материалы. Все чаще я сталкиваюсь с тем, что люди задумываются об экологически чистых материалах, и это отражается на моем на творчестве. Очень важно следить за тем, чтобы все в окружающем нас пространстве было приятно для глаз, соответствовало духу праздника: не надо использовать кричащие цвета или непропорционально большое количество элементов декора.

 

Я попросила Элишеву поделиться с нашими читательницами секретами сервировки праздничного стола.

 

- Я заметила, что, когда мы подаем к столу какое-либо кушанье на красивом блюде в оригинальном оформлении, сидящие за столом едят медленнее, воспитаннее, и в итоге еда доставляет нам не только вкусовое, но и эстетическое удовольствие. Я советую отказаться от украшений в центре стола, потому что они часто загораживают собеседников друг от друга, и предлагаю сосредоточить внимание на украшении каждого посадочного места. Красивая салфетка, декорированная специальным зажимом или миниатюрной деталью, плейсмент, расположенный под тарелками обедающих и украшенный оригинальными принтами (которые можно купить или самостоятельно нарисовать и распечатать специально для праздника) – все это может украсить персональные места за столом. Если использовать такую технику, то каждый из сидящих будет чувствовать себя частью праздника.

 

В дизайне интерьера следует соблюдать правильные пропорции: в спальне должны доминировать спокойные цвета, а в гостиной или рабочем кабинете – цвета динамичных оттенков. Освещение тоже должно соответствовать назначению помещения. Не стоит обременять интерьер многочисленными деталями, ведь то, что загружает наш взгляд, влияет и на душу.

 

Нашу беседу Элишева заканчивает удивительными словами: “Самым лучшим материалом для творчества в нашей жизни является радость. И очень важно просить Всевышнего, чтобы Он дарил нам только хорошие поводы, чтобы мы радовались сами и радовали других.