Еврейская география

История евреев в России

27.07.2015

Нет ничего сложнее, чем заглядывать в собственное прошлое. Как много мы о нем знаем? Когда еврейские общины впервые появились на российской земле? Чем жили наши деды, о чем мечтали под робким северным солнцем? Перед вами первая часть рассказа о еврейской общине России.

Текст: Ида Недобора

Хазарский каганат

 

Евреи впервые появились на примыкающей к Чёрному и Азовскому морям территории Восточной Европы не позднее II-I веков до н.э. Они жили в греческих колониях, и их разговорным языком был древнегреческий язык. Среди евреев были знатные горожане, купцы и воины. В XIX веке на Тамани была найдена надгробная плита воина-еврея, датируемая I веком н.э.

Известно, что в конце IV века евреи жили в Боспорском царстве (на территории Керченского пролива). Это были потомки тех, кто был изгнан во времена ассирийского и вавилонского пленений, а также потомки участников восстания Бар-Кохбы. Таманский полуостров был крупным центром сосредоточения евреев; византийский хронист Феофан в 671 году н.э. отмечал: «… в городе Фанагория и его окрестностях около живущих там евреев проживают также и многие другие племена».

С IV века н.э. в сирийских, армянских, византийских и латинских рукописях появляются первые сведения о неизвестном до того народе, поселившемся на территории Нижнего Поволжья и восточной части Северного Кавказа. Позднее, в арабских летописях этот народ упоминается под именем «аль-хазар», в «Начальной русской летописи» – «козаре», а в еврейской средневековой литературе – «кузари». Нашим современникам привычнее другое имя – хазары.

Дошедший до наших дней труд известного еврейского мудреца раби Йеуды Алеви «Кузари», был написан около 1140 года на арабском языке и переведен на иврит. В основу сюжета легла история о том, как хазарский царь (Кузари) принял иудаизм. По легенде ему явился во сне ангел и сообщил, что его «намерения угодны Б-гу, но действия Ему не угодны». Несмотря на тщательное соблюдение обрядов хазарской религии, загадочный сон повторялся еще несколько раз, и царь решил выяснить, какая религия сделает его действия «угодными Б-гу».

В поисках ответов на свои вопросы он обратился к философу, мусульманскому ученому и христианскому священнику. В своих ответах все ссылались на чудеса, которые сотворил Всевышний для еврейского народа при выходе его из Египта, на чудеса, сотворенные для Авраама и его потомков. Услышав, что оба представителя разных религий говорят о чудесах, совершенных Б-гом для еврейского народа, царь решил обратиться к раввину.

Диалог с евреем налаживался с трудом и не раз находился на грани срыва. Тем не менее, с течением времени царь осознал истинность еврейской религии. В книге кратко рассказывается о том, как царь вместе со своим визирем тайно делает обрезание и переходит в иудаизм, затем открывает это немногим избранным, затем и другим. Постепенно, по словам автора книги, весь народ перешёл в еврейство, приобрел мудрость, усилился и победил своих врагов. В конце книги еврейский мудрец, разъяснив множество тонких мест в Торе и еврейской философии, просит у царя разрешения осуществить мечту и совершить восхождение в Землю Израиля. Царь милостиво разрешает.

 

«Кузари», написанная в начале XII века, излагает легенду о хазарском царстве, существовавшем несколькими столетиями ранее. Хазарский каганат образовался в середине VII века н.э. Постепенно его столица переместилась в город Итиль в устье Волги. В VIII веке на трон хазарского царства взошел Булан. Еще при Булане, который первым принял иудаизм, евреи пришли в Восточное Предкавказье, спасаясь от преследований мусульман. При кагане Овадии (конец VIII-начало IX вв.)‚ как отмечал арабский историк Масуди‚ "много евреев переселилось к хазарам из всех городов мусульманских и из Рума (Византии)‚ потому что царь Рума преследовал евреев в своей империи‚ чтобы совратить их в христианство".

Евреи заселили целые кварталы хазарских городов‚ особенно в Крыму. Многие из них осели и в столице Хазарии – Итиле. Каган Йосеф писал про те времена: "Овадия поправил царство и укрепил веру согласно закону и правилу. Он выстроил дома собрания и дома учения и собрал мудрецов израильских‚ дал им серебро и золото‚ и они объяснили ему двадцать четыре книги [Священного Писания]‚ Мишну‚ Талмуд и весь порядок молитв". Реформа кагана Овадии привела к тому, что иудаизм стал официальной религией Хазарского каганата.

Историки тех времен отмечали веротерпимость хазарских правителей-иудеев. Под их властью мирно жили евреи‚ христиане‚ мусульмане и язычники. Арабский географ Истахри писал в "Книге стран": "Хазары – магометане‚ христиане‚ евреи и язычники; евреи составляют меньшинство‚ магометане и христиане – большинство‚ однако царь и его придворные – евреи... Нельзя выбрать каганом лицо‚ не принадлежащее к еврейской религии".

Арабский историк Масуди отметил в книге "Промывальни золота": «В столице Хазарского царства "семь судей‚ двое из них для мусульман‚ двое для хазар‚ которые судят по закону Торы‚ двое для тамошних христиан‚ которые судят по закону Евангелия‚ один же из них для славян‚ русов и других язычников‚ он судит по закону языческому‚ то есть по разуму". А в "Книге климатов" арабского ученого Мукаддаси сказано совсем просто: "Страна хазар лежит по ту сторону Каспийского моря‚ очень обширна‚ но суха и неплодородна. Много в ней овец‚ меду и евреев".

 

Историки по-разному объясняют причины падения Хазарского каганата. Одни считают‚ что это государство ослабело в результате постоянных войн с окружающими его врагами. Другие уверяют‚ что принятие хазарами иудаизма – миролюбивой религии – способствовало снижению боевого духа кочевых воинственных племен. В русской летописи записано: "В год 6473 (965 н.э.) пошел Святослав на хазар. Услышав же это‚ хазары вышли навстречу во главе со своим князем Каганом и сошлись биться‚ и в битве одолел Святослав хазар и город их и Белую Вежу взял...". Это стало началом заката Хазарского каганата. В последний раз в русской летописи упоминается о хазарах как об участниках заговора против князя Олега Тмутараканского в 1079 году‚ а в описаниях еврейских путешественников последующих веков Крымский полуостров долго еще называли Хазарией.

 

Евреи в Киевской Руси

 

После разгрома Хазарского каганата киевским князем Святославом969 году н.э.) евреи Хазарии, как предполагается, бежали большей частью в Крым, на Кавказ и Русь. Согласно так называемому «Киевскому письму» из каирской гнизы в X веке в Киеве существовала еврейская община. В XI и XII веках евреи жили в отдельном квартале в Киеве, ворота в который были известны как «жидовския ворота».

Киевская еврейская община была ориентирована на Византию (в ней жили романиоты, о которых мы писали в прошлых номерах), Вавилон и Палестину. Но c XII века киевская еврейская община была связана и с западноевропейскими еврейскими общинами. Однако до наших дней сохранилось очень мало следов ее существования. Известны также еврейские общины Чернигова и, возможно, Владимира-Волынского. В этот период евреи, возможно, появились также в северо-восточной Руси, во владениях князя Андрея Боголюбского (1169—1174 гг.), хотя и неизвестно точно, жили ли они там постоянно.

 

Славяноязычная еврейская община Киевской Руси сильно пострадала от монголо-татарского нашествия. После него о евреях на Руси долго ничего не было слышно. В Крыму же продолжали жить как местные евреи, исповедующие классический иудаизм, так и караимы. В Крымском ханстве евреи жили свободно, соперничая в торговле с генуэзцами и греками.

 

«… и прибыли интересной от них иметь не желаю!»

 

Массовое изгнание из Англии, Франции, Испании и большинства других западноевропейских стран в разное время, преследования в Германии в XIV веке привели к тому, что западноевропейские евреи (ашкеназы) приняли приглашение польского короля Казимира III поселиться на территории Польши. Малочисленная славяноязычная еврейская община, существовавшая в Литве ассимилировалась в среде этих носителей языка идиш. Затем евреи, поселившись на территории собственно Польши и Литвы, начали расселяться на малонаселенных территориях Белоруссии и Украины, входивших в Речь Посполитую.

Иван Грозный запретил всякое пребывание евреев в своей стране и следил за тщательным соблюдением запрета. В 1545 году были сожжены товары еврейских купцов из Литвы, приехавших в Москву. Когда польский король Сигизмунд II Август в 1550 году напомнил русскому царю, что раньше московские великие князья свободно впускали всех купцов из Польши, будь то христиане или евреи, Иван Грозный ответил на это: «жиды… людей от крестьянства (то есть христианства, имеется ввиду «ересь жидовствующих» – появившееся в 1470 г. в Новгороде общество вольнодумцев. – Прим. авт.) отводили и отравныя зелья в наше государство привозили… И ты бы, брат наш, вперед о жидах нам не писал!». После взятия города Полоцка войсками Ивана Грозного в феврале 1563 года около 300 местных евреев, отказавшихся перейти в христианство, согласно легенде были утоплены в Двине.

Царь Алексей Михайлович изгонял евреев даже из временно занятых русскими войсками литовских и белорусских городов. В присоединённой к России части Украины евреи права постоянного проживания также не получили.

Среди первых жителей Мещанской слободы в Москве, согласно переписям 1676 и 1684 гг., было несколько евреев, перешедших в христианство. Перешедшие в православие евреи получали за крещение крупные денежные подарки. На государевой службе во времена Петра I состояли несколько крещёных евреев: вице-канцлер П. Шафиров, резидент в Амстердаме и Вене А. Веселовский (оба – выходцы из Мещанской слободы), генерал-полицмейстер Санкт-Петербурга А. Дивьер. Однако Петр I последовательно отклонял просьбы еврейских купцов о въезде в Россию, не желая, вероятно, обострять свои и без того напряжённые отношения с православной церковью. Как бы то ни было, именно при Петре I евреи начали селиться в пограничных с Польшей российских землях, особенно в Малороссии.

По смерти Петра I Екатерина I издала указ о высылке всех евреев из пределов империи. Ее политику в отношении евреев продолжила императрица Елизавета. В своем указе от 2 декабря 1742 г. она писала: «… во всей Нашей Империи, как в Великороссийских, так и в Малороссийских городах Жидам жить запрещено; но ныне Нам известно учинилось, что оные Жиды ещё в Нашей Империи, а наипаче в Малороссии под разными видами, яко то торгами и содержанием корчем и шинков жительство свое продолжают, от чего не инаго какого плода, Нашим верноподданным крайняго вреда ожидать должно. <…> Всемилостивейше повелеваем: из всей Нашей Империи, как из Великороссийских, так и из Малороссийских городов, сел и деревень, всех мужска и женска пола Жидов, какого бы кто звания и достоинства ни был, со объявления сего Нашего Высочайшего указа, со всем их имением немедленно выслать за границу, и впредь оных ни под каким видом в Нашу Империю ни для чего не впускать». Этим же указом Елизавета разрешала селиться в своей Империи евреям при условии, что они перейдут в христианство.

16 декабря 1743 года на докладе Сената, просившего императрицу допустить евреев из Польши и Литвы для временной торговли на ярмарках в Риге и иных приграничных местах, доказывая, что от ее отказа «подданным в купечестве великой убыток приключиться может», Елизавета начертала: «От врагов веры нашей не желаю интересной прибыли!»

 

До 1772 года еврейское население в России практически отсутствовало. Но усилия не допустить евреев в Российскую империю оказались бессмысленными, поскольку польские земли с их многочисленным еврейским населением вошли в состав Российской империи в конце XVIII века после разделов Речи Посполитой в 1772-1795 годах.