Их след в нашей истории

Ямима, Кция и Керен-Афух – прекрасные и праведные дочери Иова

27.07.2015

Казалось, что мир рушится и стремится похоронить под своими обломками несчастного Иова: вслед за одной бедой приходила другая, несчастье следовало за несчастьем. Но Иов, несмотря ни на что, твердо верил в доброту Всевышнего. А дочери – Ямима, Кция и Керен-Афух – стали его последним утешением.

Текст: Ципи Кольтинюк

Иов – главный герой одноименной книги Танаха. На долю праведного Иова выпали тяжелейшие испытания, но, несмотря на лишения, он продолжал верить во Всевышнего. Книга Иова посвящена теме справедливости в этом мире. Почему есть, как говорят наши мудрецы, «праведники, которым плохо» и «грешники, которым хорошо» – почему в этом мире кто-то мучается, а кто-то живет благополучно? Что такое страдания и богатство – следствие наших дел или воля Всевышнего? История Иова – пример для каждого человека.

 

Праведник, которому хорошо

Книга Иова начинается с описания прекрасной жизни, выпавшей на долю Иова. Мы читаем о том, что его жизнь напоминала утопию. Он был «непорочен, справедлив, Б-гобоязнен и удалился от зла». В заслугу этого Б-г наградил Иова: у него было десять детей – семь сыновей и три дочери, он был богат, у него были многочисленные стада, его любили и уважали современники, и ни в чем не было у него недостатка.

 

Дети Иова не огорчали его и не ссорились между собой, напротив, они любили и уважали друг друга. В Танахе упоминаются имена трех дочерей Иова и подчеркивается необыкновенная красота этих девушек. Мудрецы объясняют, что у дочерей Иова были «говорящие» имена: Ямима означает «день» или «чистая голубка», Кция – название редкого вида благовония, а Керен-Афух – название особого приспособления, с помощью которого женщины в древности подкрашивали глаза, чтобы выглядеть лучше.

 

Красивые и уникальные

В Талмуде от имени раби Йоханана написано, что три дочери Иова были красивы как шесть девушек. Многочисленные комментарии объясняют, почему Писание так подчеркивает красоту дочерей Иова. Раби Йеошуа бен Карха говорит, что в этом внимании к их красоте есть намек на то, что Иов и его дочери жили во времена царствования Ахашвероша: «Иов жил во времена Ахашвероша, так как сказано: «…и не нашли таких красивых женщин как дочери Иова...», а в каком поколении, кроме поколения Ахашвероша, требовалось искать красивых женщин? Следовательно, речь идет о тех временах!»

 

У Иова была любящая и дружная семья. Его сыновья взяли себе за обычай по очереди устраивать пир для всей семьи и всегда приглашали на него не только других братьев, но и своих любимых сестер. Последним устраивал пир сам Иов. Благочестивый отец боялся, что под действием вина его дети могли случайно оскорбить имя Всевышнего, а потому, перед тем как прийти к нему на пир, они должны были ритуально очиститься, а сам Иов приносил искупительные и благодарственные жертвы – по одной за каждого ребенка.

 

Праведник, которому плохо?

Однажды ангел-обвинитель Сатан пришел к Всевышнему и заявил, что Иов такой праведник и восхваляет Б-га, только потому, что получает за это награду в виде всех земных благ. Но если отобрать у Иова то хорошее, что у него есть, то он обязательно оступится и уже не станет приносить Б-гу благодарственные жертвы, как делает это обычно. Всевышний прислушался к голосу ангела-обвинителя и решил испытать Иова, чтобы доказать, что тот действительно любит Б-га всем сердцем и ведет себя праведно вовсе не из-за награды, которую он получает в этом мире.

 

И тогда на Иова стали обрушиваться одно несчастье за другим – от самых легких до самых тяжелых: от смерти животных в его стадах до гибели его сыновей и дочерей…

 

Сначала беда постигла стада, принадлежащие Иову, – его пастухи и животные погибли в пожаре. Затем оказалось, что на караван его верблюдов напали окрестные племена и разграбили его. Но самым страшным было то, что произошло с детьми Иова. В тот день, когда они все по заведенному обычаю собрались на пир в доме старшего брата, налетел ураган с востока и обрушил дом прямо на головы тех, кто в нем находился. Все сыновья и дочери Иова погибли в один день.

 

Все эти трагические события были делом рук Сатана, который хотел доказать Всевышнему, что праведность Иова на самом деле просто следствие его беспечальной жизни. Но Иов повел себя совсем не так, как того ожидал от него ангел-обвинитель – он разорвал на себе одежду в знак траура по своим детям, обрил голову, упал на землю и… благословил Всевышнего за свое горе так же, как благословлял Его когда-то в радости: «Нагим вышел я из чрева матери моей, нагим и возвращусь туда (куда назначено мне)».

 

Сатан пришел к престолу Всевышнего, чтобы доложить о сделанном, но Б-г обвинил его в том, что тот подверг Иова испытанию напрасно: ведь Иов остался праведным и не проклял имя Б-га, несмотря на свои несчастья. Сатан не согласился и, используя свою хитрость, сказал, что Иов продолжает благословлять Б-га потому, что сам он жив и здоров, и потому его вера остается такой сильной. Но если пострадает его тело, то и дух его будет сломлен, и Иов наверняка проклянет Б-га.

Всевышний позволил Сатану подвергнуть Иова испытанию физическим недугом, но не убивать его.

 

На Иова обрушилась тяжелая болезнь, страшные язвы покрыли его тело с головы до ног. Болезнь была заразной, и раны очень зудели. Иов расчесывал их, чтобы унять боль, но от этого становилось только хуже. Его жена, видя эти мучения, стала насмехаться над ним, говоря: «Смотри, сколько страданий посылает тебе Б-г, неужели ты все еще в него веришь? Прокляни его имя и покончи со своими страданиями!»

Но Иов в ответ лишь упрекнул ее и продолжил жить и верить как раньше.

 

Затем к Иову пришли три его верных пастуха: Элифаз, Бильдад и Цофар. Они пытались утешить Иова и найти объяснение всем постигшим его несчастьям. Беседа Иова со своими друзьями занимает основное место в книге. Иов жалуется на свой горький жребий, проклинает день, когда он родился, и просит о смерти, а его собеседники пытаются найти логическую причину всех бед и утверждают, что их корень, возможно, кроется в грехах, совершенных Иовом или его погибшими детьми.

 

После того как Всевышний увидел, что Иов остается Ему верен, Б-г открылся трем пастухам и сказал им принести искупительные жертвы за то, что они обвиняли праведника, и просить Иова молиться за них. Затем Всевышний вернул Иову все то, что было у него отнято: Иов вновь сказочно разбогател, и у него снова родились дети – три дочери и семь сыновей. Иов прожил долгую и счастливую жизнь и удостоился увидеть четыре поколения своих потомков. Он умер в возрасте 144 лет.

 

Двойная награда для Иова

Комментаторы говорят, что новой женой овдовевшего Иова стала Дина, дочь Яакова, и именно она удостоилась стать матерью десяти детей Иова. Они все были большими праведниками и Б-гобоязненными людьми. Комментаторы добавляют, что на дочерях Иова покоилось Б-жественное присутствие, и они восхваляли Всевышнего наравне с ангелами.

В конце книги Иова сказано, что его богатство преумножилось настолько, что он оставил наследство не только своим сыновьям, но и своим дочерям, что было необычно для того времени.

Но есть и другое объяснение того, о каком наследстве для дочерей идет речь. Есть комментарии, которые говорят, что дочери Иова расстроились от того, что не получили наследство наравне с братьями. Они пришли к отцу и спросили его, почему он не хочет оставить и им что-то ценное? Иов решил вознаградить своих любимых дочерей по-другому и подарил им три необычных пояса, которые он сам получил от Всевышнего. Это был особенный духовный подарок, он был бесценен, так как происходил из духовного мира, а не из материального.

 

Эти три пояса не только исцелили Иова от его недуга, но и не давали другим болезням взять над ним верх, а также охраняли его от козней ангела-обвинителя. Благодаря этим трем поясам Иов смог подняться над материальным миром и его искушениями. Как только дочери Иова опоясались этими поясами, они тоже поднялись над искушениями материального мира, возненавидели все земные страсти и посвятили свои дни молитвам и прославлению Всевышнего. Их песни были записаны в книгу, а «ветер запечатлел слова песен на их платьях»…

Так дочери Иова удостоились стать духовными наследницами своего отца, что было гораздо выше того, что получили в наследство их братья.