Взаимоотношения в семье

Дорога к цели

30.03.2015

Бывает так…

Муж и жена с трудом находят общий язык, финансовые проблемы грозят потопить их семейную лодку, а дети с каждым днем огорчают все больше и больше…

Мои собеседники, Йоси и Шира, смотрят на меня разочарованно и обреченно: «У нас больше нет сил, – говорят они мне, – жизнь поставила нас в ситуацию, в которой мы должны сражаться на нескольких фронтах одновременно… Это слишком. Может, лучше разорвать этот узел и покончить со всеми проблемами раз и навсегда?»

 

Бывает так…

Муж и жена с трудом находят общий язык, финансовые проблемы грозят потопить их семейную лодку, а дети с каждым днем огорчают все больше и больше…

Мои собеседники, Хаим и Яэль, грустно разводят руками: «Вся эта ситуация – одно сплошное испытание, у нас уже нет сил бороться. Мы решили прекратить консультации и оставить все как есть, все равно эти встречи нам не помогут, ничего изменить уже нельзя. Мы решили, что будем стараться просто выживать...»

 

Бывает так…

Муж и жена с трудом находят общий язык, финансовые проблемы грозят потопить их семейную лодку, а дети с каждым днем огорчают все больше и больше…

Мои собеседники, Моше и Хана, готовы сражаться за свое счастье: «Мы не можем смириться с тем кошмаром, в который превратилась наша жизнь. Мы решили, что приложим все силы, чтобы преодолеть трудности, но мы не хотим ждать, терпеливо и постепенно меняя свою жизнь, мы будем бороться за свое счастье здесь и сейчас».

 

Бывает так…

Муж и жена с трудом находят общий язык, финансовые проблемы грозят потопить их семейную лодку, а дети с каждым днем огорчают все больше и больше…

Мои собеседники, Авраам и Мирьям, смотрят на меня внимательно и ожидающе: «Да, мы знаем, что наша ситуация непроста. Но одними словами делу не поможешь. Тот, кто верит, не знает страха. Главное, положиться на Б-га, молиться об успехе, и всё, в конце концов, наладится…»

 

Четыре супружеские пары и четыре различных отклика на одни и те же жизненные проблемы.

 

Выйдя из Египта и направившись к горе Синай, евреи оказались в сложной ситуации. Перед ними лежало море, а по их следам гнались египтяне, желающие вернуть себе бывших рабов. Свернуть с пути и где-нибудь укрыться было невозможно, потому что вокруг была пустыня. Страх и ужас овладели народом. Что делать?

 

Так написано в Мидраше: «На четыре группы разделились отцы наши на берегу моря: эти говорили: «Бросимся в море»; те говорили: «Вернемся в Египет»; были среди них такие, что говорили: «Будем воевать»; а другие говорили: «Возопим к Всевышнему на врагов наших…»

Тем, кто говорил «бросимся в море», Моше-рабейну ответил: «Стойте и смотрите, как Всевышний спасет вас…»

Тем, кто говорил «вернемся в Египет», Моше-рабейну ответил: «Как видели вы сегодня египтян, так не увидите их более никогда!»

Тем, кто хотел сражаться, Моше-рабейну ответил: «Всевышний будет сражаться за вас».

А тем, кто сказал «возопим к Б-гу», Моше ответил: «А вы – умолкните».

В тот день на берегу Красного моря еврейский народ разделился на четыре группы. Те, кто решил броситься в море, были разочарованы и напуганы, они считали, что у новорожденного народа нет шансов выстоять в сражении с самой сильной армией своего времени, а если так – то не стоит и пытаться, уж лучше сразу броситься в море. Этим людям Моше сказал: «Стойте и смотрите, как Всевышний спасет вас…» – распрямите плечи, забудьте об отчаянии и страхе, и тогда вы удостоитесь увидеть, как Всевышний спасет вас.

В тот день на берегу Красного моря были не только пессимисты, но и «прагматики», которые, «трезво» оценив ситуацию, решили, что лучше быть живыми рабами, чем мертвыми, но свободными людьми, а значит самым правильным решением будет вернуться в Египет, вернуться в рабство. Таким людям Моше ответил: «Вы не вернетесь в Египет: прошлое останется прошлым, оно никогда больше не повторится».

Третья группа была настроенная воинственно. Они считали, что ни в коем случае нельзя сдаваться без боя. Всевышний сделал нас народом, и у нас есть национальная гордость, уж если нам суждено умереть от рук египтян, то пусть это будет геройская смерть! Но Моше ответил им: «Всевышний будет сражаться за вас!» – время ваших войн еще не пришло, Всевышний сразится вместо вас.

Но были в еврейском стане и те, кто искренне верил в Б-га и в его чудеса. Эти люди решили, что единственный выход из беды, в которой они оказались, – это молитвы. Им Моше ответил: «А вы – умолкните» – сейчас не время для молитв.

 

Давайте снова вернемся к тем четырем парам, с которых мы начали наш рассказ, и не только разберемся, в чем состоит их ошибка, но и постараемся вместе найти правильный выход, который «раскроет» перед нами воды Красного моря и приведет нас к желанной цели.

 

Первая пара, отчаявшаяся и потерявшая надежду, напоминает мне женщину, которая во время родов вдруг заявляет, что не хочет рожать и не станет слушать советов акушерки!

Когда жизнь испытывает нас на прочность, нельзя позволять отчаянию и унынию завладеть нами. Если вы нашли в себе силы прийти на консультацию к специалисту, найдите в себе силы поверить, что ситуация может и должна измениться, и начните ее менять. Не дайте страху остановить вас.

 

Вторые мои собеседники заявили мне, что хотят оставить все как есть, потому что не верят, что в их жизни можно что-то изменить. Они напомнили мне историю об одной семье, которую злой помещик посадил в долговую яму. Муж и жена провели там много лет. В темнице у них родились дети. Они уже почти забыли о том, что можно жить иначе: видеть небо, радоваться солнцу, вдыхать аромат трав. Однажды появился человек, который захотел исполнить заповедь о выкупе пленных и внес необходимую сумму в казну помещика. Но к удивлению и ужасу своего благодетеля семейство отказалось выходить из ямы: они так привыкли к своей яме, что уже не представляли, что возможно жить где-то вне ее стен.

Каждый человек должен знать, что он достоин лучшей доли, лучших семейных отношений. Нельзя позволить трудностям поработить себя. Нельзя смиряться с неадекватными семейными отношениями. Каждый из нас должен стремиться вылезти из «ямы», на дне которой он очутился, навстречу свету большого мира.

 

Боевой настрой третьей пары вызвал у меня улыбку. Мне вспомнилась история об учителе, которому достался очень трудный класс. Новый учитель пытался выполнять свои обязанности, но ученики не слушались его, ходили по классу во время урока, разговаривали и занимались своими делами, а когда учитель пытался на это что-то возразить, подростки нагло отвечали ему. Шло время, обида на учеников росла. Учитель понял, что больше не может терпеть это безобразное поведение, но вместо того чтобы запастись терпением и постепенно менять своих учеников в лучшую сторону, он решил проявить строгость и начать наказывать за каждую мелочь. Когда дети поняли, что их учитель «объявил им войну», они просто демонстративно покинули класс, и учитель остался один.

Супруги, уверенные в том, что проблемы, накапливаемые годами, могут быть решены за один вечер, вызывают у меня чувство удивления и недоумения. Им следует знать, что такой марш-бросок изначально обречен на провал.

 

Мои последние собеседники считали, что главное – это молиться об успехе, и тогда Всевышний поможет им и решит их проблемы.

Рассказывают, что однажды в Йом Кипур Алтер Ребе, основатель движения Хабад, никак не начинал праздничную молитву «Коль Нидрей». Внезапно он вышел из синагоги и скрылся в темноте улицы. Позже оказалось, что Ребе пошел в один из бедных домов, где была роженица. Женщина была так слаба, что не могла подняться с постели. В доме было темно и холодно. Алтер Ребе разжег огонь, чтобы обогреть жилище, и приготовил для молодой матери еду, чтобы она могла подкрепить свои силы. Лишь затем великий раввин вернулся в синагогу и начал праздничную молитву.

С тех пор прошло много лет, но эта история не потеряла своей актуальности: молитва невероятно важна, но она не сможет помочь в ситуациях, когда от человека требуются активные действия. Это замечательно, если супруги понимают, что им следует молиться о том, чтобы их брак был благополучным, но без реальных действий молитвы будут бессильны.

 

Самым верным решением в той сложной ситуации стали слова, сказанные Моше-рабейну Всевышним: «Скажи народу Израиля, и пусть идут вперед». Покидая Египет, евреи знали, что целью их путешествия станет гора Синай, на которой они получат Тору. И поэтому Всевышний напоминает евреям, в чем состоит истинная цель их путешествия. Когда человек сосредоточен на цели, он не обращает внимания на трудности, встречающиеся у него на пути. И благодаря их стремлению достичь цели – добраться до горы Синай и получить Тору – евреи удостоились того, что перед ними расступились воды Красного моря.

 

Также и в семейной жизни. Когда супруги обращаются к профессионалу, выстраивают для себя план действий, намечают конечную цель, которой хотят достичь, и промежуточные цели, когда супруги ведут себя взвешенно и разумно, только тогда они удостаиваются увидеть плоды своих трудов, и дорога наконец приводит их к желанной цели – к успешному и счастливому браку.



Добавить комментарий

Добавить комментарий

* Внимание! Все комментарии проходят премодерацию. Ваше сообщение появится после проверки модератором.

Visual Captcha
Код изображения:
Заголовок:
Ваше имя(*):
Адрес электронной почты:
Уведомление о новых сообщениях в этом треде:
Сайт:
Комментарий(*):