Еврейская география

Легенды старой Праги

27.03.2015

На фронтоне синагоги в Еврейском квартале в Праге висят необычные часы: вместо цифр старинный циферблат украшают еврейские буквы, расположенные против часовой стрелки. Это зрелище так непривычно, что от одного взгляда на часы создается впечатление, будто время начинает течь назад, стоит лишь оглянуться, и вместо машин и спешащих прохожих ты увидишь узкие улочки древнего еврейского квартала, детей, играющих на мостовой, и длиннобородых мужчин, спешащих в синагогу.

Ида Недобора

 

Еврейский квартал Праги знаменит тем, что жизнь еврейской общины в этом городе с Х века н.э. и до наших дней никогда не прерывалась на длительный период. Легенда гласит о том, что евреи пришли сюда сразу после разрушения Второго Храма. Достоверно известно, что в Х веке еврейская община обосновалась в Праге и просуществовала на территории гетто вплоть до середины XIX века, когда было решено улучшить внешний вид и санитарные условия этого района и частично расселить жителей.

 

Жизнь в пражском гетто не всегда была безоблачной. С давних времен еврейская община Праги вынуждена была уметь себя защитить. Гетто было окружено крепкой стеной с шестью надежными воротами, которые запирались на ночь от непрошеных гостей.

Бывали времена, когда правящая власть обеспечивала еврейской общине сравнительную безопасность, а бывало, что погром следовал за погромом, и жизнь обитателей гетто была наполнена постоянным страхом.

Поводами для погромов обычно становились так называемые «кровавые наветы». Вариаций таких наветов было множество, но лейтмотивом всегда оставался миф о том, что евреи используют кровь христиан в ритуальных целях. Чаще всего такие наветы возникали в преддверии праздника Песах.

 

История еврейской общины Праги немыслима без упоминания о знаменитом раввине Йеуде-Лёве бен Бецалеле или, иначе, Маарале. Ему приписывают создание легендарного пражского Голема, который встал на защиту еврейской общины от погромщиков.

 

Пасхальное чудо

 

Раби Йеуда-Лёв родился приблизительно в 1512 году в Познани в семье раввина Бецалеля из Вормса. С его рождением связана удивительная история.

 

Накануне праздника Песах в еврейских домах царила обычная радостная суета. Дом раби Бецалеля не был исключением: там тоже убирали, готовили, пекли мацу и ждали гостей. Когда на город опустился вечер, раввин, его жена и домочадцы уселись за богато накрытый стол, чтобы провести пасхальный седер. Жена раввина должна была в скором времени разрешиться от бремени. Во время чтения «Агады», молодая женщина вдруг почувствовала, что у нее начинаются роды. Сначала она крепилась и не подавала вида, чтобы не прерывать седер, но все развивалось так стремительно, что она поняла, что больше не может терпеть. Раби Бецалель понял, что жене срочно нужна повитуха, и вместе с гостями бросился вон из дома, чтобы позвать кого-то на помощь.

Когда они выскочили на порог, прямо перед ними по двору метнулась тень с большим мешком за плечами. Человек с мешком ловко перемахнул через забор и бросился наутек. Раввин и часть гостей побежали за подозрительным незнакомцем. После недолгой погони по узким улочкам им удалось догнать и поймать этого беглеца. Евреи требовали от него сказать кто он такой, что делал во дворе дома и зачем ему мешок. Но тот молчал и не хотел ничего говорить. Тогда вызвали стражу, и те допросили подозрительного типа.

Оказалось, что в мешке он нес труп христианского ребенка, который хотел подкинуть во двор к раввину Бецалелю, чтобы обвинить его и остальных евреев в том, что они жестоко убили мальчика и воспользовались его кровью для изготовления своей мацы.

Кровавый навет оказался разоблачен еще до того, как он перерос в кровавый погром. А раввин Бецалель, увидев своего новорожденного сына, по преданию, произнес: «Этот ребенок станет нашим утешителем! Если своим рождением он уже спас целую общину от ужасной беды, то верно и вся его жизнь будет посвящена тому, чтобы спасать его братьев-евреев от врагов!»

Слова отца оказались пророческими, раби Йеуда-Лёв вошел в еврейскую историю как защитник своих соплеменников и создатель легендарного Голема.

 

Йоселе Голем

С юных лет Йеуду-Лёва считали гением. Он обладал огромными познаниями не только в вопросах еврейской этики, законов и традиции, но и в светских науках. Известно, что однажды он был приглашен на диспут, на котором отвечал на вопросы трехсот священников и одержал победу. Этот случай восстановил против него духовенство Праги, но сделал его еще более привлекательным собеседником в глазах короля Рудольфа, который покровительствовал Мааралю и прислушивался к его мнению. Благодаря своему влиянию на короля Рудольфа раби Йеуда Лёв сумел отвратить от еврейской общины множество кровавых наветов. Вот как описывает это зять Маараля, раби Ицхак Кац в своих воспоминаниях:

 

«Маарал вернулся домой [от короля] веселый и радостный и сказал нам: „Мне удалось предотвратить беду кровавых наветов больше чем наполовину. Я надеюсь, что с Б-жьей помощью мне удастся аннулировать ее окончательно“.

С тех пор намного улучшилось положение евреев, ибо страх Маарала пал на их врагов. Но кровавые наветы не исчезли окончательно.

 

Сам Маарал побаивался священника Тадеуса, заклятого врага евреев. Тадеус был также колдуном. Страшная зависть и ненависть к Мааралу горели в его сердце. Он решил бороться против Маарала и изгнать его из города.

Маарал открыл эту тайну мне и своим ученикам: он опасается Тадеуса, потому что в нем находится искра филистимлянина Ишби из Нова (Шмуэль-II, 21:16), а в душе Маарала находится искра короля Давида, еле спасшегося от гонений Ишби. Маарал обратился к небесному судилищу с вопросом, что надобно сделать для успешной борьбы против Тадеуса. С небес ответили ему фразой на святом языке, состоящей из десяти слов, по порядку еврейского алфавита: „Ты сотвори подобие, слепив глину, и, уничтожив злодеев, побей „хищных зверей“.

Маарал сказал, что в этих десяти словах есть сочетание святых имен, с помощью которых можно сотворить человека из глины. Маарал показал мне и Якову, сыну Хаима Сасона из рода Леви, ответ, который он получил с небес, и раскрыл нам тайну творения человека из глины. Маарал сказал нам, что он хочет взять нас с собой, так как для этого нужны силы четырех элементов: огня, ветра, воды и праха. Маарал поведал, что он родился силой элемента ветра, я – огня, а раби Яков – воды.

Маарал наказал нам не открывать никому эту тайну и поторопил нас освятиться и подготовиться к сотворению в течение семи дней. Двадцатого числа месяца адара 5340 года (7 марта 1580 года), в четвертый час после полуночи, мы пошли втроем к берегу реки Молдовка. Там мы нарисовали на глине, которую нашли на берегу реки, человека в три локтя длиной. Мы нарисовали также лицо, руки и ноги. Потом мы стали у ног этого изображения, лицом к нему.

Маарал велел мне обойти вокруг изображения справа налево семь раз и говорить во время обхода святые стихи, которые он мне произнес. Как только я завершил семикратный обход, превратилась глина в горящий уголь. Маарал велел сделать то же самое раби Якову и наказал ему произносить другие святые стихи. Раби Яков сделал, что ему сказали, и огонь погас. Вода наполнила глину, и из нее поднялся пар. На голове появились волосы, как у тридцатилетнего мужчины, и ногти на кончиках пальцев.

Теперь сам Маарал обошел изображенную фигуру семь раз. Затем мы все трое сказали хором: „И вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек живым существом“ (Берешит, 2:7), так как в воздухе дыхания также должны быть элементы огня, воды и ветра. Первые буквы этих трех слов упоминаются в „Книге создания“ (тайное учение).

Мужчина раскрыл свои глаза и с изумлением посмотрел на нас. Маарал громким голосом приказал: „Встань!“

И тот внезапно встал. Мы его одели в одежду и обувь, которые приготовили заранее, и он стал подобен человеку. Он все видел и понимал, но был немым. Утром, еще до зари, мы направились по домам. По дороге сказал Маарал Голему:

- Знай, что мы создали тебя из праха земного для того, чтобы ты оберегал евреев от всякого зла и от всех бед, которые причиняют им их враги. Твое имя — Иосиф. Ты будешь жить в комнате моего суда. Ты будешь служкой суда и будешь выполнять все мои распоряжения, даже если придется идти в огонь или в могучие воды, или прыгать с высокой башни. Иосиф кивнул в знак согласия.

Дома рассказал Маарал, что утром по дороге в микву (ритуальный бассейн) он встретил этого немого, наивного, простодушного нищего, сжалился над ним и привел его домой для помощи служкам суда. Маарал распорядился, чтобы не использовали это создание для домашних надобностей.

Иосиф сидел всегда в зале суда в уголке у стола, опустив голову на свои руки, не заботясь и не беспокоясь ни о чем. Поэтому его прозвали Йоселе Голем, или Немой Йоселе.

Маарал сказал мне и рабби Якову, что Йоселе Голем не сгорит в огне и не утонет в воде, и его невозможно убить ничем. До десяти локтей над землей и десяти локтей в глубину земли нет для него невозможного, и никто и ничто на свете не в состоянии помешать ему что-либо сделать».

 

Коварный заговор

 

Весть о загадочном силаче, поселившемся в еврейском квартале, быстро облетела город. Ненавистники евреев присмирели, и лишь один священник Тадеус все не мог смириться со своим поражением.

Однажды в его голове созрел коварный план. Он знал, что некий трактирщик по имени Василь должен большую сумму денег богатому еврею Мордехаю Майзелю. Пришло время расплатиться с кредитором, а денег у трактирщика не было. На улице стояла весна, приближалась еврейская Пасха…

Священник Тадеус заглянул к трактирщику и попросил позволения поговорить с ним с глазу на глаз. Их беседа затянулась далеко за полночь, но священник, в конце концов, ушел очень довольный.

На следующий день, поздно вечером, на территорию еврейского гетто въехала старая подвода. На козлах сидел человек в шапке, надвинутой на глаза, а густая борода почти скрывала его лицо.

Телега остановилась возле дома Мордехая Майзеля, и человек отпустил вожжи, чтобы слезть с повозки. Внезапно за его спиной послышался шум. Оглянувшись, он увидел, что кто-то копается в вещах, лежавших на дне телеги. Трактирщик (а это был он) попытался скинуть вниз незваного гостя, он даже замахнулся на него, но внезапно был сражен ударом огромной силы и без чувств упал в телегу. А неизвестный богатырь, который на самом деле был ни кем иным как Немым Йоселе, еще немного порылся в вещах и нашел странный сверток. Развернув его, он увидел внутри тушу свиньи, а из ее вспоротого брюха торчал кусочек материи. Раскрыв тушу, он обнаружил внутри детский труп, завернутый в еврейское молитвенное покрывало – талит. Не медля ни секунды, Йоселе Голем погнал лошадей к ближайшему караулу. Когда телега поравнялась с солдатами, Василь как раз пришел в себя, но, еще не совсем сообразив, где он находится, начал кричать и проклинать солдат. Те разозлились на буяна и бросились усмирять его с помощью тумаков. Во время этой суматохи Йоселе оставил страшный мешок на видном месте в телеге и тихонько удалился.

Солдаты нашли труп ребенка, началось дознание, и Василь признался в том, что священник Тадеус подговорил его подкинуть тело в дом богатого еврея и, таким образом, с одной стороны, устранить кредитора, которому надо было выплатить долг, а с другой, на радость Тадеусу навредить евреям…

Благодаря бдительности стража гетто Немого Йоселе кровавый навет не состоялся и на этот раз.

 

Еврейская традиция сохранила множество рассказов о приключениях пражского Голема и его создателя, великого Маараля. Староновая синагога, в которой молился раби Йеуда-Лёв до сих пор украшает собой еврейский квартал. Она была построена в 1270 году и изначально получила название Новая синагога, но с годами квартал рос, и в нем строились новые синагоги. Тогда жители прозвали свою «Новую» синагогу – Староновой. По преданию, в генизе, на чердаке синагоги, раби Йеуда-Лёв спрятал глиняного Голема и запретил всем будущим поколениям беспокоить вечный сон этого рукотворного героя.



Добавить комментарий

Добавить комментарий

* Внимание! Все комментарии проходят премодерацию. Ваше сообщение появится после проверки модератором.

Visual Captcha
Код изображения:
Заголовок:
Ваше имя(*):
Адрес электронной почты:
Уведомление о новых сообщениях в этом треде:
Сайт:
Комментарий(*):