От редактора

20.02.2015

Двора, супруга рабейну Гершома


Она была прекрасна и умна, на ее долю выпало стать женой самого великого раввина своего времени, но ее брак долгие годы омрачало горе бездетности. Благодаря своей любви, силе духа, сообразительности и помощи Свыше, она спасла своего мужа от страшной смерти и в конце концов удостоилась познать чудо материнства.

Ципи Кольтинюк

 

Тысячу лет назад во французском городе Меце, жил знаменитый рабейну Гершом вместе со своей женой Дворой. Эта семейная пара была известна своей праведностью не только в городе, но и далеко за его пределами. В истории евреев-ашкеназов имя рабейну Гершома стало синонимом мудрости и праведности. Он был одним из столпов толкования Торы, Мишны и Талмуда и лидером еврейского народа в XI веке.

 

Его незаурядные способности в познании Торы проявились еще в детстве, он старался использовать для учения каждую минуту. В юности его уже называли «илуй» – «молодой гений» Торы. Достигнув возраста бар-мицвы, он оставил родительский дом и уехал учиться в йешиву в Майнце. Молодой талантливый ученик сразу понравился главе йешивы, и через несколько лет он выбрал юного Гершома в мужья для своей красавицы-дочери Дворы.

 

Достойная помощница

Вскоре после свадьбы молодая пара переселилась в Вавилонию, в город Пумбедиту. Путешествие было очень утомительным, но рабейну Гершом мечтал жить в месте, где он смог бы совершенствовать свои познания в Торе, а юная Двора, дочь великого раввина и жена молодого гения, уважала и поддерживала его стремление к постижению Б-жественной мудрости. Поэтому они с радостью переносили все тяготы пути, пока наконец не прибыли в Пумбедиту.

Двора не только поддерживала мужа морально, она также взяла на себя заботы о содержании их молодой семьи, для того чтобы ее муж мог целиком посвятить себя учебе. Со временем рабейну Гершом стал не только прославленным раввином, он изучал также медицину, иностранные языки и ювелирное искусство. В те времена было принято, чтобы даже раввины, заседающие в суде и выносящие алахические постановления, имели профессию, которой зарабатывали бы себе на хлеб, для того чтобы не извлекать материальной выгоды из своих познаний в Торе.

Также поступил и рабейну Гершом. Он проявил себя как талантливый ювелир, и от заказчиков не было отбоя. Когда рабейну Гершом стал известен в Пумбедите, ему пришла грустная весть с родины – престарелый отец рабейну Гершома скончался. Преданный сын немедленно отправился домой, в Мец, для того чтобы похоронить отца и провести там положенные дни траура.

Путь его пролегал через Стамбул (Константинополь). Этот город произвел на него приятное впечатление. Рабейну Гершом заметил, что там есть большая еврейская община и несложно найти работу. Так он решил переехать жить в Стамбул. Двора, которая обычно во всем поддерживала мужа, поступила так и на этот раз.

Через некоторое время супруги обосновались в Стамбуле. Рабейну Гершом занимался ювелирным делом и одновременно с этим учил и комментировал Тору, а также исполнял должность судьи в раввинском суде. Он открыл маленькую ювелирную лавку, и его серебряные кубки и украшения пользовались успехом как у евреев, так и у нееврейских соседей.

 

Как Сара и Рахель

Рабейну Гершом и его жена Двора были счастливы вместе, и лишь одна беда омрачала их семейную жизнь – у них не было детей. Муж видел, что жена очень страдает от их бездетности, и тогда он стал просить Всевышнего, говоря: «Ты послал мне прекрасную жену, богатство и все, что только может пожелать человек, но Ты не дал нам детей, а без них всё, что у нас есть, не радует нас. Без детей я не могу выполнить Твою заповедь «И скажи сыну своему», мне некого учить Твоей Торе… Я молю Тебя, пошли мне и моей жене детей!»

В одну из таких минут мимо двери комнаты, где молился рабейну Гершом, прошла его жена и услышала рыдания мужа. Поняв, как тяжело ему смириться с тем, что в их семье до сих пор нет детей, Двора решила действовать. Она обратилась к мужу с такими словами: «Мой дорогой муж, я готова поступить так, как поступили в свое время праматери нашего народа – Сара и Рахель. У них тоже не было детей, и они согласились, чтобы их мужья женились на других женщинах, чтобы в этих новых браках родились дети, которых они воспитали бы как своих собственных детей. Я готова поступить также, я даю свое согласие на твой брак с еще одной женой, чтобы ты удостоился счастья стать отцом».

Услышав слова своей милой Дворы, рабейну Гершом восхитился ее мудростью, скромностью и жертвенностью. Он понял, что только любовь Дворы к нему заставила ее поступиться своим положением и согласиться ввести в дом соперницу. Так в доме появилась вторая жена по имени Милета.

 

Рабейну Гершом заступается за своих собратьев

Однажды в Стамбуле разгорелся пожар. Пламя быстро пожирало на своем пути дома и утварь, и в очень скором времени почти весь город превратился в пепелище. Но на этом беды горожан не закончились. Не успели люди подсчитать убытки и начать восстанавливать дома, как в городе началась эпидемия. По обочинам улиц и возле развалин домов лежали больные и умирающие, и рабейну Гершом, который когда-то изучал медицину, не мог оставаться в стороне. Днем и ночью он старался облегчить страдания больных и постепенно прославился как хороший врач.

 

В то время в Стамбуле правил император Василий. Он был слабохарактерным правителем и часто действовал по указке своих корыстных министров. Среди его советников был один коварный человек по имени Иоанн. Он ненавидел евреев и все время ждал случая, чтобы их извести. Когда город постигли несчастья, царь Василий созвал своих министров, чтобы посоветоваться с ними о том, как исправить положение дел. Иоанн воспользовался случаем, чтобы оболгать еврейских жителей города. Он придумал, что это именно евреи и никто иной виноваты в пожаре и в последовавшей за ним эпидемии. Царь дал себя уговорить и выпустил указ, по которому все имущество евреев должно было перейти в казну, а сами евреи должны были покинуть город.

 

Услышав о новом указе, евреи были подавлены: теперь, после всех пожарищ и болезней, на них свалилось еще одно несчастье – изгнаниие из родных мест. Куда они пойдут? Как будут зарабатывать на хлеб?

 

Вскоре после этих событий царская дочь тяжело заболела. Врачи из разных концов страны съехались во дворец, чтобы вылечить будущую наследницу трона. Но ни одно из лекарств не помогало, царевне становилось все хуже и хуже. Рабейну Гершом тоже услышал о тяжелой болезни царской дочери и пришел во дворец, чтобы предложить свои услуги. Страже был дан указ приводить всех врачей прямиком к царю, и поэтому рабейну Гершом без промедления оказался в тронном зале перед престолом императора Василия.

"Если ты вылечишь царевну – я щедро награжу тебя. Но если ты не сможешь ей помочь – поплатишься жизнью!" – заявил царь. Рабейну Гершом не испугался грозных слов и ответил, что излечение целиком зависит от воли Небес, а он, со своей стороны, сделает все, что сможет.

Когда рабейну Гершом осмотрел больную, он понял, что положение ее безнадежно. Состояние было очень тяжелым, и по всему было видно, что жить девушке оставалось считанные дни. Тогда раввин и врач присел у постели больной и стал молиться: "Всевышний, помоги мне спасти эту девушку! Исцели ее во имя благополучия Твоего народа…"

Молитва была услышана. На глазах у врача мертвенная бледность на лице больной сменилась румянцем, и она задышала спокойно и ровно. Через несколько дней царевна была совершенно здорова.

Царь Василий и его супруга были счастливы, что их дочь, которая была на волосок от смерти, снова весела и полна сил. Их благодарность рабейну Гершому не знала границ. Царь предложил раввину огромное богатство в награду за чудесное исцеление дочери. Но рабейну Гершом отказался от денег, взамен он попросил царя отменить жестокий указ об изгнании евреев из города.

Царь был удивлен и восхищен альтруизмом раввина и согласился исполнить его просьбу. Через несколько дней указ был отменен к огромной радости всей еврейской общины. Собратья чествовали рабейну Гершома, а коварный Иоанн, автор страшного указа, всей душой возненавидел еврейского мудреца и решил отомстить.

 

Мудрый, как Шломо

Рабейну Гершом продолжал приходить во дворец, для того чтобы следить за здоровьем царевны. Однажды во время своего визита он рассказал царю о том, что у короля Шломо был необычный золотой трон. "Что же было в нем необычного?" – удивился царь.

 

"Этот трон был сделан из золота и украшен драгоценными камнями, – ответил рабейну Гершом, – у него было шесть ступеней, по обеим сторонам которых сидели золотые львы, орлы и многие другие животные. Все они двигались как настоящие, а на самом верху, рядом с троном, стоял золотой семисвечник, на котором были выгравированы имена праотцев и пророков еврейского народа".

Царю Василию так понравилось описание необыкновенного трона, что ему немедленно захотелось иметь такой же, о чем он и попросил рабейну Гершома.

"Но это очень сложная и тонкая работа, Ваше Величество, – ответил раввин. – Для того чтобы создать такой трон, нужно быть таким же мудрым как король Шломо!"

Император не хотел слышать никаких возражений, и рабейну Гершом принялся за дело. Вместе с подмастерьями рабейну Гершом спроектировал и построил этот удивительный трон, а когда работа была закончена, царь решил возвести специальный дворец, для того чтобы его новый великолепный трон получил подходящее обрамление. Многочисленные гости, министры и придворные пришли на бал в новый дворец, чтобы полюбоваться знаменитым троном. Восторгам гостей не было предела, а царь Василий оказал почести создателю трона – ювелиру и раввину рабейну Гершому.

 

Месть министра

 

Ненависть Иоанна к евреям вообще, и к рабейну Гершому в частности, только усилилась после того, как он стал свидетелем почета, оказанного раввину. Иоанн замыслил отомстить. Он убедил царя, что еврей согласился взяться за создание трона только потому, что рассчитывал украсть из царской казны серебро и драгоценные камни, которые ему выдавали для работы. Услышав об этом, доверчивый царь предложил взвесить готовый трон. Но творение рабейну Гершома было таким массивным, что никто не знал как его взвесить. Когда спросили самого ювелира, он сказал, что он этого не знает. Но Иоанн понимал, что рабейну Гершом говорит так, потому что не хочет, чтобы кто-то проверил, сколько весит трон, и сколько было выдано драгоценных материалов на его постройку из казны.

Коварный министр умел плести интриги. Через своего племянника он втерся в доверие ко второй жене рабейну Гершома и, в конце концов, использовал ее для того, чтобы выведать у раввина способ, с помощью которого можно взвесить трон, а, значит, и оговорить мудрого раввина перед царем. Так и случилось: когда слуги царя Василия взвесили трон, выяснилось, что он весит гораздо меньше, чем должен. Рабейну Гершом, конечно, был совершенно честен и не взял себе ни грамма из драгоценных материалов, но его подмастерья, к сожалению, не были такими же честными как он. На суде Иоанн потребовал от царя повесить рабейну Гершома, но царь Василий, помня о том, как раввин спас его дочь, заменил казнь на заключение в высокой башне, находившейся за городом, в которой узников, обреченных на смерть, оставляли умирать от голода. Башня стояла в пустынном месте, специально для того чтобы никто не слышал, как заключенный в эту башню несчастный взывает о помощи…

 

Двора спасает мужа

Камера, в которую посадили еврейского мудреца, находилась высоко над землей. Полное безлюдье и тишина, окружавшие башню, внушали узнику, что надежды на спасение нет. Однажды под утро рабейну Гершом услышал, как внизу под его башней кто-то горько плачет. Он выглянул в тюремное окошко и разглядел женскую фигуру. Это была его верная жена Двора. После его ареста несчастная женщина не могла найти себе места от горя. Соперница изводила ее своим весельем, а для Дворы весь белый свет стал не мил без любимого мужа.

«Я пришла сюда, чтобы умереть вместе с тобой», – разобрал он сквозь горькие рыдания слова своей драгоценной жены. «Не умереть, а спасти меня!» – воскликнул рабейну Гершом.

Уверенность мужа в том, что она может его спасти, придала Дворе сил, и она разработала план побега. Находчивая женщина собрала шелковичных червей и из их паутины сделала длинную тонкую и прочную веревку. Ей удалось переправить веревку мужу, и тот смог сбежать из своей темницы.

 

Не медля ни минуты, рабейну Гершом и его верная жена покинули страну. Путь их лежал в Германию, в город Майнц. Они были безмерно счастливы вместе, и Всевышний после стольких лет бездетности, наконец, наградил их потомством.

 

В Майнце рабейну Гершом основал йешиву. Он стал автором многочисленных комментариев к Торе, постановлений и пояснений к еврейскому закону (алахе) и стихотворных гимнов. Отовсюду к его порогу стекались ученики и просто евреи, желавшие испить от его мудрости. Слава рабейну Гершома в еврейском мире была так велика, что он заслужил титул «меор агола» – «светоч изгнания».

За десять лет до своей смерти он собрал конференцию раввинов, на которой предложил несколько алахических постановлений, призванных укрепить соблюдение заповедей. Наиболее известным его постановлением стал «запрет рабейну Гершома», который отменил практику полигамии в общинах ашкеназских евреев и запретил мужу давать жене развод без ее на то согласия, а история жизни рабейну Гершома и его преданной жены Дворы с тех пор передавалась из уст в уста, из поколения в поколение.

№: 57

Самые популярные материалы