Образ жизни

Каждый, кто протягивает руку…

20.02.2015

Одной из важнейших заповедей Пурима является обычай давать денежные подарки бедным. Известно, что наши мудрецы говорили, что лучше сделать большие денежные подарки неимущим, чем тратить огромные суммы на праздничное застолье и съестные гостинцы – миште Пурим и мишлоах манот, которые тоже являются обычаями этого праздника.

Заповедь «матанот лаэвьёним» выполняют и мужчины, и женщины, и взрослые, и дети. Считается, что, подарив денежные подарки как минимум двум бедным, человек выполнил заповедь. В Пурим человек помогает ближнему материально, но и сам при этом нередко удостаивается духовного и материального избавления от своих собственных жизненных неурядиц.

Достойный подарок

Один из приближенных известного иерусалимского праведника раввина Арье Левина однажды застал его за тем, как реб Арье сортирует и аккуратно складывает денежные купюры. Гость удивился, реб Арье никогда не придавал большого значения деньгам. В ответ на удивленный взгляд пришедшего реб Арье ответил: «Мне передали эти деньги, чтобы я раздал их нуждающимся, и вот сейчас я готовлю их к Пуриму».

«Но если беднякам нужны деньги, то зачем ждать Пурима?» – еще больше удивился гость.

Раввин Арье Левин ответил: «Если я раздам им деньги сейчас, то этим могу смутить их, а в Пурим, когда все дарят друг другу гостинцы и денежные подарки, нуждающиеся люди примут это, как само собой разумеющееся, и не будут чувствовать себя неловко».

 

Чудо Пурима

Недалеко от поселения Йесод-Амаала есть небольшой туристический комплекс «Ахузат Дубровин». Директор этого комплекса Арье Лобоский рассказал нам историю, которая случилась с его сыном много лет назад.

Асиф, сын Арье, попал в автомобильную катастрофу. Травма была настолько тяжелой, что врачи сообщили родителям, что пострадал мозг, и, скорее всего, мальчик останется инвалидом. Надежды на скорое выздоровление и возвращение к нормальной жизни почти не было.

Услышав черные вести, несчастный отец немедленно позвонил своему другу, посланнику Ребе в Йесод-Амаала, раввину Якову Райцесу. Рав Райцес сразу же написал письмо Ребе с просьбой о благословении для мальчика.

В ответе на письмо Ребе просил срочно проверить мезузы в доме семьи Лобоских. Отец и раввин без промедления последовали совету Ребе: проверили мезузы и поменяли негодные. Все это происходило незадолго до Пурима. Через несколько дней раввин Райцес получил сообщение от секретаря Ребе, раввина Кляйна, с указанием от Ребе навестить мальчика в Пурим и передать ему мишлоах манот от имени Ребе. Раввин Кляйн подчеркнул, что Ребе просит сообщить ему о выполнении этой просьбы.

В праздник Пурим рав Райцес отправился в больницу. Он вошел в палату, где лежал ребенок, и положил рядом с его рукой небольшой мишлоах манот. Несмотря на то, что мальчик был без сознания, рав Райцес сказал ему вслух, что сегодня праздник Пурим и Любавичский Ребе прислал ему мишлоах манот. Прошло несколько секунд, и вдруг в палате, где лежал маленький Асиф, раздался истошный крик медсестры: она увидела, что ребенок, которого все считали парализованным, открыл глаза и двигает рукой, поворачивая подарок!

 

Врачи, узнав о чуде, бросились в палату к больному, чтобы убедиться. Несмотря на все медицинские прогнозы, ребенок пришел в себя, его руки и пальцы двигались, а сам он широко улыбался, рассматривая гостинец от Ребе…

 

 

Чудеса задаром

 

Однажды во время пуримского застолья праведник из Ляховичей, раввин Ноах, сказал присутствующим: «Сейчас время особой милости Всевышнего. Просите у Б-га всё, что вам нужно, ибо сказано: «каждый, кто протягивает руку, дают ему». Каждый из вас может попросить какой-то подарок для своей службы Всевышнему, и я благословлю вас, и исполнится».

Хасиды поспешили последовать совету праведника и стали наперебой просить благословить их. Праведник отвечал им «амен» и желал благополучного исполнения того, о чем просили присутствующие.

Среди гостей был и раби Моше из Коврина (который впоследствии, после смерти рава Ноаха, занял его место). Раби Моше сидел молча и ничего не просил у праведника. Заметив это, рав Ноах сам обратился к раби Моше: «А что ты хотел бы пожелать?»

Раби Моше учтиво ответил: «Я не хочу получать чудеса задаром. Я – солдат и хочу достичь духовного совершенства своими силами».

 

Не каждый день Пурим

 

В доме раби Меира Шалома из Порисова был принят такой обычай: на следующий день после Пурима он собирал всех окрестных бедняков и раздавал им большие денежные пожертвования.

Однажды ученики спросили его: «Раби, разве вчера, в праздник Пурим, эти люди не получили съестные гостинцы и денежные подарки? Что за спешка – давать им опять и именно сегодня?»

Ответил на это праведник: «Все знают, что в Пурим положено давать подарки нуждающимся и что это одна из важных заповедей. Но я боюсь, как бы люди не привыкли к тому, что эту заповедь надо исполнять только раз в году – в Пурим. А посему я решил, что буду собирать бедняков на следующий день, чтобы напомнить и себе, и другим, что заповедь цдаки нужно исполнять каждый день, а не один раз в году».

 

Смена обстановки

 

Однажды в Пурим раввин Шломо-Йосеф Натанзон из Львова заглянул в Бейт-Мидраш и увидел, что один из местных богачей, который был также и очень образованным евреем, сидит там над открытым томом Талмуда.

Раввин подошел к этому человеку, закрыл книгу, лежащую перед ним, и строго сказал:

«Сегодня твое место не в бейт-мидраш над книгой, а дома – возле открытой двери, с кошельком полным денег в руках, для того чтобы исполнить заповедь о «подарках нуждающимся!»

 

Золотой скипетр

Празднование Пурима в «Севен севенти», синагоге Ребе, в 5726 году (1966 г.) в Нью-Йорке сопровождалось многочисленными чудесами. И Ребе, глава нашего поколения, и хасиды были в приподнятом состоянии духа, и вся атмосфера праздника была особенной. Много необычного случилось и во время самого Пурима в присутствии Ребе, и сразу после этого дня.

Раввин М.Л. удостоился чести присутствовать в тот необычный день в синагоге Ребе и стать свидетелем многочисленных чудес. Вернувшись домой, он сделал следующую запись в своем дневнике:

«Как только Ребе сказал всем собравшимся: «Каждый, кто протягивает руку – дают ему», люди стали тянуться вперед, желая получить из святых рук Ребе немного «лехаим» и с ним благословение. Началась давка, и очень многие говорили Ребе о том, какие у них проблемы, и Ребе желал людям побыстрее увидеть, как эти проблемы разрешатся к лучшему. Я стал свидетелем многих чудес, которые видел сам и слышал потом от других.

Здесь я запишу только одно из них: раввин Й.Г. протиснулся к Ребе и, плача, попросил у него благословение на потомство и обещание, что это благословение исполнится. Раввин был женат уже несколько лет, но Б-г не дал им до сих пор детей. На это Ребе ему ответил:

«в словах «протягивающий руку» имеется в виду каждый, кто едет в «шлихут».

Раввин Й.Г. молчал, и Ребе громко продолжил: «Можно «прийти к царю и молить его, и просить пред лицом его...» – но всего этого недостаточно. Нужно дотронуться до «золотого скипетра», а им является «шлихут» (исполнение миссии, возложенной на человека царем), для того чтобы исполнилось «и было…» И свой «золотой скипетр» я даю тем, кто едет в шлихут», – закончил Ребе.

 

На это рав Й.Г. ответил, что он готов поехать куда угодно, куда скажет Ребе. Ребе заметил, что нужно получить также и согласие супруги. На это рав Й.Г. ответил, что и он сам, и его супруга сделают все, что посоветует им Ребе.

«Если так, – ответил Ребе, – то я даю вам свой «золотой скипетр», и исполнится «и было...» уже в этом году!»