От редактора

24.01.2015

Земля Израиля и Тора


Как связаны первый стих Торы и обещание, данное нашим праотцам Всевышним? Что значит имя «Исраэль», и почему разведчики, посланные Моше, хотели остаться в пустыне? Какие чудеса сопутствовали завоеванию Святой земли, и почему она принадлежит каждому еврею?

Бини Шпрингер

«В начале сотворения Б-гом»

Наша святая Тора начинается словами «В начале сотворения Б-гом неба и земли…», которые открывают собой рассказ о сотворении мира. Раби Шломо Ицхаки (РаШИ), один из самых известных комментаторов Торы, задается вопросом: почему Тора начинается с рассказа о сотворении мира? Ведь Пятикнижие – это книга, объясняющая еврейскому народу, в чем его предназначение и каких поступков ждет от нас Всевышний. Поэтому логично было бы предположить, что такая книга начнется с изложения первой заповеди, данной сынам Израиля, а именно с заповеди освящения нового месяца. Но Тора начинается именно с рассказа о сотворении мира, и это неслучайно. РаШИ объясняет это тем, что, если придут народы мира и скажут: «По какому праву вы захватили себе эту страну?», евреи ответят: «В начале сотворения Всевышним неба и земли… Он – Властелин всего мира, и Он решает, кто достоин Земли Израиля: поэтому сначала Он отдал ее народам мира, чтобы те сохранили ее для еврейского народа, а потом передал ее нам».

О связи народа Израиля с Землей Израиля Тора рассказывает нам еще до того, как начинает повествовать о заповедях, потому что многие заповеди можно исполнить, только находясь в Земле Израиля, а сама эта земля является местом, которое предназначено еврейскому народу.

 

Земля Обетованная

В пятнадцатой главе книги «Бэрэшит» описывается завет (договор, союз), заключенный Всевышним с Авраамом, – «брит бен абетарим» («завет меж рассеченных частей»). Историческим фоном этого события стала война, разыгравшаяся в стране Кнаан между двумя группами царей. В результате этой войны Лот, племянник Авраама, попал в плен, но Аврааму удалось спасти его и других пленников, став при этом свидетелем больших чудес. После такого удивительного развития событий Авраам стал волноваться о том, что, возможно, эти чудеса и стали его наградой за праведность. Но Б-г заверил его, что его заслуги так велики, что и награда его будет великой: вся страна Кнаан будет отдана в наследие его потомству.

Авраам попросил у Всевышнего знак, и Б-г повелел Аврааму взять трех телиц, трех коз, трех овнов, горлицу и молодого голубя и рассечь их пополам, за исключением голубя. Затем Авраам по приказу Всевышнего положил части животных друг напротив друга, а когда солнце стало клониться к закату, Авраама окутала великая тьма. Внезапно он услышал глас Всевышнего. Аврааму открылось, что его потомки будут рабами в Египте, но станут там большим народом, покинут Египет с огромным богатством и поселятся в Земле Израиля. Внезапно солнце опустилось за горизонт, и Авраам увидел, как "горнило дымящееся и факел огненный" прошли сквозь части животных – таким образом Всевышний заключил с Авраамом союз.

 

Обещание отдать потомкам Авраама землю Израиля Всевышний подтверждает и Яакову, явившись ему во сне. Когда Яаков покинул Беэр-Шеву и отправился в Харан, по дороге, оказавшись на горе Мория, он почувствовал усталость и решил отдохнуть. Он собрал из камней нечто вроде ложа и прилег. Заснув, он увидел во сне лестницу, чье основание стоит на земле, а вершина упирается в небо, и по лестнице поднимаются и спускаются ангелы.

РаШИ объясняет, что ангелы, поднимавшиеся вверх по лестнице, были ангелами, которые сопровождали и охраняли Яакова в Эрец Исраэль, а ангелы, которые спускались, должны были сопровождать и охранять Яакова за пределами Земли Израиля, потому что ангелы Святой Земли никогда не покидают ее. В этот миг услышал Яаков глас Всевышнего: "Землю, на которой ты лежишь, тебе дам ее и твоему потомству".

Яаков немедленно пробудился ото сна и ужаснулся от того, что заснул в таком святом месте, где открывается Всевышний. Он сложил постамент из тех камней, на которых спал, и продолжил путь в Харан. Придя в Харан, он поселился в доме Лавана и работал на него много лет, для того чтобы жениться на его дочерях, Рахели и Лее. Спустя годы Яакову вновь открывается Всевышний и говорит ему, что пришло время вернуться в Землю Израиля. Яаков забирает своих жен, детей, стада и отправляется в путь.

По дороге домой до Яакова доходят слухи о том, что обида Эсава не прошла, и он хочет отомстить брату. Яаков посылает навстречу брату ангелов с подарками, но еще до того момента, как он встречается с братом лично, с Яаковом происходит странное событие. Во время переправы через реку Ябок Яаков вспоминает, что забыл кое-что на противоположном берегу, и возвращается назад. В этот момент на него нападает некто, и у них завязывается бой, длящийся всю ночь. На рассвете, с первыми лучами солнца Яаков наконец одерживает победу, и его противник просит Яакова отпустить его. Мидраш рассказывает, что противником Яакова в этой битве был никто иной как ангел Эсава.

Комментарии объясняют, что у каждого народа в мире есть свой «ангел», который представляет интересы этого народа в высших мирах перед Всевышним. В эту ночь ангел Эсава специально спустился на землю, чтобы помешать Яакову встретиться с братом. Бой был очень долгим, и, когда ангел Эсава понял, что не сможет одержать победу, он вывихнул Яакову бедро. Когда занялась заря, и ангел Эсава должен был вернуться в верхние миры, чтобы предстать перед престолом Всевышнего и петь Ему хвалу, Яаков обхватил ангела и держал, не давая исчезнуть. Ангел взмолился перед Яаковом, чтобы тот отпустил его, и тогда Яаков согласился при одном условии: пусть ангел Эсава благословит его. Ангел благословил Яакова и нарек его еще одним именем – Исраэль, для того чтобы подтвердить, что благословение получено Яаковом по праву. Далее Тора рассказывает, что, когда Яаков пришел в Бейт-Эль, ему открылся Всевышний и сообщил, что с этих пор имя Яакова будет Исраэль.

В иудаизме имя имеет очень большое значение, потому что оно позволяет понять истинную суть вещи или явления. Имя Яаков (от слова «акев» – «пятка») намекает на неполноценность, второстепенность, а имя Исраэль, наоборот, говорит о власти и величии.

 

По дороге в Святую землю

Исход нашего народа из Египта сопровождался великими чудесами. Когда до Святой земли оставалось лишь три дня пути, народ обратился к Моше-рабейну и попросил выслать вперед разведчиков, для того чтобы выяснить, какова та земля, куда евреи держат путь. Сначала Моше пытался объяснить народу, что в разведчиках нет нужды, потому что сам Всевышний сказал им, что Земля, обетованная праотцам, – хороша. Но народ не согласился, и тогда Моше спросил у Б-га. Ответ, который получил Моше, звучал так: «Пошли себе разведчиков», то есть сделай, как ты хочешь, но знай, что не от Меня исходит это повеление.

Моше выбирает по одному представителю от каждого колена и посылает их разведать землю. Перейдя границы страны Кнаан, которую Всевышний пообещал еврейскому народу, разведчикам везде, где бы они ни проходили, стали попадаться похоронные процессии. Это зрелище так напугало их, что позже они заявили, что «эта земля пожирает живущих на ней». Им было невдомек, что Всевышний сделал чудо: для того чтобы живущие в стране народы не обратили на разведчиков никакого внимания, Б-г наслал на них мор. По словам Мидраша среди живших тогда в стране Кнаан народов были и великаны, и когда разведчики увидели их, они сказали о себе: «Были мы словно кузнечики в глазах их…».

Разведчики решили, что евреям никогда не завоевать эту страну. И только два человека среди них не испугались увиденного. Их звали Йеошуа бин Нун и Калев бен Йефуне. Посланцы Моше увидели, что плоды Земли Обетованной прекрасны и огромны, но так как они уже решили, что им ни за что не завоевать эту страну, то они не хотели брать с собой ни одного плода, чтобы не возбудить в народе желание наперекор трудностям все таки войти в Землю Израиля. Но Калев и Йеошуа прекрасно помнили, в чем заключается миссия, возложенная на них Моше: они были посланы для того, чтобы разведать, как лучше завоевать землю, а значит, их задача – принести с собой и плоды этой земли. Калев и Йеошуа пригрозили остальным разведчикам, что убьют их, если те откажутся взять с собой фрукты, и им пришлось согласиться. Возвращение в стан сынов Израиля выпало на 9 ава.

Весь народ собрался вокруг разведчиков, чтобы услышать их слова. Вначале они действительно рассказали о том, как хороша земля, в которую ведет их Всевышний, как она плодородна и красива, что она действительно «течет молоком и медом», и в доказательство этого они предъявили удивительные плоды, принесенные из Святой земли. Но затем разведчики добавили, что народы, населяющие Землю, очень сильны, и среди них есть даже великаны. Народ испугался этих слов и поспешил к Моше-рабейну с вопросом: почему тот ведет их на верную смерть?

Калев бен Йефуне не верил своим ушам: как мог народ так быстро позабыть обо всех тех чудесах, которые сотворил Всевышний? Ведь евреи были свидетелями того, как Б-г раскрыл для них море и провел их по морскому дну, как для них каждый день падал с неба манн, когда Всевышний защищал их в пустыне, как Он послал перепелов… И несмотря на все это евреи сейчас причитают и плачут?! Калев обратился к народу и напомнил обо всех чудесах, которых они удостоились, он сказал, что, если Всевышний был все это время так добр к своим детям, то и сейчас не оставит их, и с Его помощью сыны Израиля смогут завоевать свою страну. Но слова остальных разведчиков были слишком убедительными, и евреи возненавидели саму идею о том, чтобы войти в страну, заповеданную им Всевышним.

Ашем разгневался на легковерный народ. Сначала Б-г хотел погубить всех евреев, а из потомков Моше создать новый народ, но Моше-рабейну вымолил у Всевышнего прощения для евреев. И тогда Б-г решил наказать их иначе: сами разведчики, оболгавшие Святую землю, были наказаны немедленно, а весь народ скитался еще сорок лет по пустыне в память о тех сорока днях, которые разведчики провели в Стране Израиля. За эти сорок лет умерли все те, кто был старше двадцати лет в тот момент, когда разведчики принесли дурные вести, и лишь по истечении этого срока новое поколение под предводительством Йеошуа Бин Нуна смогло войти в Эрец Исраэль.

У каждого читающего об этих событиях в Торе может возникнуть множество вопросов. Например, известно, что Моше-рабейну выбрал лучших из народа Израиля для того, чтобы послать их высмотреть землю, как может быть, что эти люди потеряли веру в слова Всевышнего и оболгали Эрец Исраэль?

Любавичский Ребе проливает свет на этот рассказ и доказывает, что разведчики на самом деле были большими праведниками, и их слова и действия были продиктованы желанием помочь своему народу. Находясь в пустыне, сыны Израиля целыми днями учили Тору, они постигали божественную мудрость и были совершенно свободны от забот о пропитании и прочих материальных вещах.

Они питались манном, который падал с небес, рядом с еврейским станом всегда бил из скалы чистый родник, одежда не пачкалась и не изнашивалась, а наоборот, росла вместе с хозяином, и никакие заботы не отвлекали евреев от учебы Торы. Евреи понимали, что, придя в страну Израиля, им придется забыть о беззаботной жизни, их будут ждать будни и тревоги о насущном хлебе, нужно будет создать армию и воевать, заботиться о своем государстве, обрабатывать землю…

Народ боялся, что все это помешает им исполнять их главное предназначение – постигать мудрость Всевышнего, Его Тору. Для этого евреи попросили Моше послать сначала разведчиков: они хотели, чтобы посланцы сказали им правду, что их ждет там, в стране Кнаан? Слова разведчиков подтвердили то, о чем догадывались сыны Израиля: если земля и правда так хороша, значит, ее нужно будет обрабатывать, если народы, живущие на ней сильны, значит нужно будет воевать… И, поняв это, евреи пришли к Моше и заявили, что не хотят подниматься в Святую землю, что лучше им остаться в пустыне, потому что только там они смогут служить Всевышнему без помех.

На первый взгляд, евреи были правы, но на самом деле желание Всевышнего было совсем иным. Б-г хотел, чтобы евреи, служа Ему в этом мире, не отдалялись от материальности, а наоборот – овладевали ею, и использовали ее на службе Всевышнему. Поэтому так важно было, чтобы евреи, войдя в Эрец Исраэль, обрабатывая землю и заботясь о насущном хлебе, именно среди этих будничных хлопот находили время для Торы и заповедей.

 

Завоевание Страны Израиля

Лидер еврейского народа, Моше, не удостоился чести ступать на Святую землю. Он умер незадолго до того, как евреи вошли в страну Кнаан. Моше назначил своим преемником Йеошуа Бин Нуна, своего ближайшего ученика. И именно под предводительством Йеошуа евреи вступили в Землю Израиля.

 

Перед тем как войти в страну Кнаан, Йеошуа решил послать двух разведчиков. По приказу преемника Моше разведчики пришли в город Иерихон, с которого Йеошуа хотел начать завоевание Страны Израиля. Посланцы Йеошуа попали в дом к женщине по имени Рахав, которая рассказала им, что жители города очень боятся приближающегося еврейского войска. Тем временем весть о том, что в город пришли два разведчика, долетела до правителя Иерихона. Он приказал разыскать лазутчиков, и солдаты принялись обыскивать дома.

Заслышав шум, Рахав сказала своим гостям подняться на чердак, а солдатам сказала, что ее гости уже ушли, и направила их по ложному следу. Когда опасность миновала, добрая женщина подала знак своим гостям. Рахав попросила их, чтобы, когда их войско придет завоевывать Иерихон, ее и ее домочадцев помилуют и не предадут смерти. Разведчики Йеошуа пообещали ей исполнить ее просьбу, в награду за то, что она спасла им жизнь. Затем Рахав дала им веревку, по которой они спустились за стену города и ушли. Три дня разведчики отсиживались в горах, а затем пришли в еврейский стан. Они рассказали Йеошуа о Рахав и о том страхе, который завладел жителями города. Услышав их речи, Йегошуа понял, что он не только сможет взять Иерихон, но и завоевать всю остальную страну.

 

Для того чтобы войти в страну Израиля, евреи должны были перейти Иордан. В это время года Иордан была полноводной рекой. Когда сыны Израиля подошли к ее берегам, они поняли, что оказались перед серьезной преградой. Первыми в воду зашли коэны, неся в руках Ковчег Завета. Как только их ноги ступили в воду, поток остановился. Мидраш рассказывает, что река застыла в 30 км от Иерихона с одной стороны, а с другой она продолжала течь пока вся вода не ушла в Мертвое море, и тогда дно обнажилось и евреи перешли реку посуху, как за сорок лет до этого их предки перешли море, спасаясь из Египта.

Коэны, державшие Ковчег Завета, стояли в обнажившемся русле реки Иордан и ждали, пока последний из народа Израиля перейдет реку. Всевышний приказал Йеошуа выбрать двенадцать человек, по одному из каждого колена, для того чтобы они взяли по камню из обезвоженного русла реки, а потом из этих камней воздвигли бы памятник на берегу в память о чуде, которое сотворил для них Б-г. Лишь когда весь народ перешел Иордан, коэны вместе с Ковчегом Завета перешли на другой берег, а воды вернулись в свое русло. Так евреи вошли в страну Израиля.

 

Когда народы, населявшие страну Кнаан, услышали о том чуде, которое случилось с евреями при переходе реки Иордан, ими овладел ужас. Жители Иерихона заперлись в городе и приготовились к длительной осаде. Но Всевышний повелел евреям обойти вокруг города семь раз в течение семи дней, и тогда стены города падут. Так и было сделано: каждый день вокруг стен города шла процессия – шествие возглавляли семь коэнов с шофарами в руках, за ними – коэны с Ковчегом Завета, а затем – весь остальной народ. Шесть дней евреи обходили Иерихон по одному разу, а в седьмой они обошли город семь раз, протрубили в шофары и стены города рухнули. Разведчики, которые обещали Рахав, что сохранят жизнь ей и ее близким, разыскали женщину и сдержали свое слово. Все остальные жители города были умерщвлены, их имущество перешло в казну Скинии Завета, а город был сожжен.

Затем Йеошуа продолжил свой военный поход. Он бился с жителями Гивона, с царями севера и юга страны, но, в конце концов, смог отвоевать Землю Обетованную.

После этого Йеошуа по жребию разделил Святую землю между коленами сынов Израиля.

Когда Йеошуа состарился и почувствовал, что его дни сочтены, он собрал весь народ и напомнил им о чудесах, сотворенных для них Всевышним. Евреи пообещали, что будут служить только Ашему, который вывел их из земли Египетской и привел в Землю Израиля.

 

Земля Израиля – твоя!

Любавичский Ребе учит, что у каждого еврея, где бы он ни находился, есть право на землю Израиля и надел в ней. Народы мира прекрасно знают, кому по-настоящему предназначена эта земля, и единственные, кого нужно убеждать в этом, – это евреи. Но если мы, не стесняясь, говорим неевреям о том, что Святая Земля принадлежит еврейскому народу, то в итоге это приводит к тому, что евреи начинают исполнять заповеди с энтузиазмом и без стеснения!

№: 56

Самые популярные материалы