От редактора

24.01.2015

На орлиных крыльях


История еврейской общины Йемена уходит далеко вглубь времен. Возможно, это сама древняя из известных нам общин диаспоры.

Ида Недобора

Пророчество Йермияу

Предания йеменских евреев гласят, что их далекие предки попали на территорию Йемена еще во времена Первого Храма. Изначально это были небольшие торговые поселения, которые со временем превратились в колонии.

Йеменские евреи считают, что их предки оказались на юге Аравии, следуя пророчеству Йермияу, предсказавшему гибель Иудейского царства. Как гласит предание, за сорок два года до того, как вавилоняне разрушили Первый Храм в 587 году до н.э. (или в 3173 году по еврейскому летоисчислению), тысячи семей из Иерусалима добрались до южного края земли.

Но, даже уйдя так далеко от Земли Обетованной, евреи продолжали поддерживать связь с родиной. Об этом говорит недавнее археологическое открытие на территории некрополя Бейт-Шеарим, недалеко от Хайфы: саркофаги с останками химьяритских евреев, привезенные в Землю Израиля в III веке н.э. для захоронения.

 

Хазары? Не совсем…

 

На юге Аравийского полуострова располагалось древнее царство Химьяр. Большинство из нас знает историю, пересказанную в книге «Кузари» Йеуды Алеви о том, как правящая элита Хазарского царства приняла иудаизм и стала называться Хазарским каганатом, но не многие знают, что подобная история произошла и в Аравии, в Химьяре. Исторические документы свидетельствуют, что между концом IV века н.э. и 525 годом некоторые из царей Химьяра и основная часть правящей элиты приняли иудаизм.

Среди историков существует мнение, что принятие иудаизма было вполне логичным и даже прагматичным шагом, не имевшим отношения непосредственно к религии. В Химьяре искони жило много еврейских купцов, связанных с рассеянными по всему Востоку еврейскими общинами. Связанная с мировой торговлей благовониями аристократия и царский двор Химьяра проявляли интерес к библейским воззрениям. Некоторые шли до конца и принимали иудаизм. Христиан было гораздо меньше, и христианство воспринималось как орудие византийского проникновения. К тому же Византия вела активную миссионерскую деятельность среди старых врагов Химьяра, эфиопов. Еврейское единобожие привлекало правящие круги тем, что не таило в себе опасности подчинения какой-либо другой державе. Сложно сказать, было ли это решение продиктовано искренней верой или же политическими мотивами, но факт остается фактом, как минимум два царя Химьяра и множество их приближенных исповедовали иудаизм.

 

Под исламским правлением

С появлением и распространением ислама еврейские обитатели Йемена получили статус «зимми» (немусульман, живущих в мусульманском государстве) и обязаны были платить специальный налог.

Кроме денежного налога, евреи обязаны были подчиняться ряду сегрегационных законов, как например: им разрешалось носить головной убор только из одного определенного вида материи, нельзя было ездить на лошадях, строить дома выше, чем у мусульман, ремонтировать и строить новые синагоги, нельзя было отговаривать другого еврея принимать ислам.

В середине XII века мусульманские правители Йемена пытались насильно обратить местных евреев в ислам, в чем получили помощь некоторых из новообращенных, утверждавших, что окончательная победа ислама предсказана в Писании. Многие верили, что пришли последние времена, и на волне этих настроений появился самозваный Мессия. Тогда Рамбам направил евреям Йемена послание "Игерет Тайман" («Йеменское послание»), в котором увещевал их, призывая вернуться к вере. Местная еврейская традиция считает, что именно оно сыграло решающую роль в поражении лжемессии, прекращении гонений и возрождении общины.

 

Катастрофа йеменского еврейства

 

В 1545 году Йемен был завоёван Османами, и евреи стали страдать от напряжённости между турками и местными жителями. В 1618 году вышли очередные антиеврейские постановления, евреев изгнали из южного Йемена. После ухода османов из Йемена (1635 г.) на некоторое время положение евреев улучшилось – до прихода имама Ахмеда Ибн-Хасана, который правил в 1676-1681годах. Этот правитель пытался «очистить» Йемен от евреев. Именно при нем произошла страшная трагедия, оставшаяся в памяти йеменских евреев на века. Ахмед ибн Хасан повелел, чтобы все евреи были изгнаны в Мавза. Это была прибрежная красноморская зона, где свирепствовала влажная жара и малярия, а температура воздуха порой могла доходить до +50 ºС.

Всего через год евреев вернули назад, потому что некому было торговать, ковать клинки и лемехи, делать надежные замки, выдувать или отливать серебряные браслеты и серьги, чеканить лучшие ножны для кинжалов и мечей, резать по дереву, выделывать тонкую кожу, вышивать пояса и лепить фигурные сосуды. Подобные профессии считались недостойными мусульманских мужчин или были запрещены мусульманскими законами (как, например, банковское дело и виноделие), поэтому изгнав всех еврейских ремесленников, имам Ахмед ибн Хасан разрушил экономику своей страны.

Но дома евреев были заняты новыми жильцами, а их книги и места молений уничтожены. Великий еврейский поэт Йемена Мори Салим Шабази (Або Шолем) с горьким сарказмом рассказывал об этих испытаниях в своих стихах. Теперь евреям Саны был отведен специальный квартал Каа аль-Йахуд («Еврейская долина») за городской стеной.

За время гонений из десятков тысяч покинувших свои дома евреев выжила всего лишь тысяча человек. Через короткое время после того, как имам вернул оставшихся в живых евреев, он умер, а уцелевшие изгнанники увидели в его смерти Б-жью кару.

 

Маленькая Румия

 

Еще одним из самых известных примеров гонения на евреев в Йемене был «закон о сиротах», действовавший в XVIII веке и возрожденный на короткое время в начале ХХ века. Согласно этому закону любой сирота (из евреев или христиан) обязан был воспитываться как мусульманин. Все сироты помещались в мусульманский детский дом или отдавались на воспитание в мусульманскую семью. Евреи пытались сопротивляться этому закону. Они скрывали, что ребенок осиротел, забирали такого ребенка в свой дом и обручали его с одним из своих детей. Когда ребенок вырастал, то помолвку могли аннулировать или (если дети этого хотели) играли свадьбу. Девочки-сироты начинали носить такие же платки, как и взрослые замужние женщины, но у девочек из-под платка выглядывала коса – так можно было отличить тех, кто еще не замужем.

Известна трагическая история девочки по имени Румия, которая осиротела, когда ей было 5 лет. Ее старшая замужняя сестра решила забрать ее к себе и воспитывать вместе со своими детьми, но местный мусульманский правитель не позволил ей этого. Он сам был бездетен, и ему захотелось удочерить пригожую еврейскую девочку. Он силой увел девочку к себе в дом и решил сделать из нее настоящую мусульманку. Пока старшая сестра Хамама и ее муж Давид пытались найти управу и вырвать Румию из его лап, девочка подвергалась унижениям и побоям, но не согласилась принять мусульманство.

Несколько дней она голодала, но не прикоснулась к некашерной еде. Тогда взбешенный правитель решил публично казнить упрямицу. Давид, дядя Румии, не терял времени даром, он отправился в столицу ко двору султана, но оказалось, что султан уехал, а в замке остался наследный принц. Давид знал, что принц гораздо более милостив к евреям, чем его отец, и поэтому решил рискнуть. Во время прогулки принца Давид бросился под копыта его лошади и в слезах стал умолять спасти жизнь его маленькой племянницы. Когда принц услышал о страшном злодействе, он сжалился над горем семьи и выдал Давиду охранную грамоту, по которой Давиду разрешалось забрать ребенка к себе. Принц дал Давиду отдельное распоряжение о том, что он может скакать на лошади, для того чтобы успеть до казни.

На счастье малышки Румии Давид успел вовремя: его маленькая племянница уже стояла на помосте для казни, когда он на лошади ворвался в толпу и закричал: «Она будет жить!» Все кончилось благополучно, Румия вернулась к своей настоящей семье, а затем приехала в Землю Израиля. Она дожила до глубокой старости и удостоилась увидеть не только своих внуков и правнуков, но и пра-правнуков.

 

В 1872 году Йемен снова был захвачен Османской империей. Технологический прогресс – телеграф, почта, дороги – облегчил поток идей, писем, газет и книг между Йеменом и остальным еврейским миром.

Часть йеменских евреев жила в больших городах, в кварталах, обнесённых стеной, – эти гетто назывались «малах»; остальные жили в более чем тысяче деревней и городков. Несмотря на то, что евреи жили рассеянно, они строго придерживались религиозного образа жизни. В основном, они занимались ремёслами: мужчины были ювелирами, кузнецами, кожевенниками, портными, изготовителями пороха, гончарами, ткачами и проч., а женщины занимались вышивкой.

Но, несмотря на то, что еврейское население было ремесленниками, все мужчины умели читать, и большинство – писать на еврейско-арабском диалекте, но еврейским алфавитом, и при этом почти все из них знали иврит. Книг в хедерах и Талмуд Тора не хватало, и часто весь класс должен был учиться по одной книге, лежавшей перед учителем. Дети усаживались вокруг и читали, глядя в единственный экземпляр. Поэтому очень многие пожилые йеменские евреи до сих пор умеют читать текст, лежащий «вверх ногами» или под необычным углом.

 

На Святой земле

Первая волна алии из Йемена пришлась на 1881-1882 года. Йеменская традиция всегда трепетно относилась к тексту Танаха. С наступлением 1881-1882 годов, или תרמ"ב по еврейскому календарю, евреи Йемена решили, что так как написано в «Песни Песней»: «поднимусь я на пальму» (7:9), а пальма на иврите תמר, то есть слово, состоящее из тех же букв, что и год, следовательно, пришло время вернуться или, точнее, «подняться» в землю праотцев.

В то же время поползли слухи о том, что знаменитые еврейские меценаты, Лоренс Элифант и барон Ротшильд, выкупают земли в Палестине, для того чтобы заселить их евреями. Это еще больше подбодрило йеменских евреев, и около 2500 человек снялись с насиженных мест и отправились в путь – на родину своих предков.

Евреи из Йемена были работящими и очень религиозными людьми. Большинство из них поселилось в Иерусалиме, в деревне Шилоах (Силуан). Условия жизни были очень тяжелыми, не хватало работы, еды, не было крыши над головой. Уже существующая еврейская община Иерусалима почти ничем не могла помочь новым репатриантам просто потому, что бедствовала сама. Йеменские евреи вынуждены были ютиться в пещерах и гротах в окрестностях города. Постепенно трудные годы остались позади, нашлись благотворительные организации, которые помогли йеменским евреям построить дома в Шилоахе, быт налаживался. Но в 1920 и 1929 годах прошла волна погромов, и Шилоах не стал исключением. Британские власти обещали восстановить спокойствие, но на деле не собирались этим заниматься. Многие евреи вынуждены были бежать из своих домов и скрываться в Иерусалиме, а опустевшие дома стали добычей арабских соседей. Несмотря на заверения британского правительства, евреи так и не смогли вернуться в свои жилища, а в 1938 году был издан указ, официально запрещавший им возвращаться в деревню Шилоах до наступления спокойствия, которое так и не воцарилось…

За первой волной последовало еще несколько волн миграции в 1918 и 1947 годах. Алия 1947 года была спровоцирована страшными погромами в Адене.

К 1948 году, до основания Государства Израиль, в Израиле проживали 35 000 йеменских евреев, то есть 40% от всего йеменского еврейства (наибольший процент среди еврейских общин). Ещё 4 000 пытались попасть в Израиль, но были задержаны британцами, и отправлены в Аден.

До основания государства Израиль йеменские власти препятствовали выезду евреев, но после провозглашения государства евреям было разрешено уехать в Израиль. Но правительство поставило одно условие: каждый еврейский ремесленник должен обучить несколько арабских учеников и передать им секреты своего мастерства – так высоко ценилась в Йемене работа евреев-ткачей, ювелиров и прочих.

В это время в Йемене происходили погромы, и власти Израиля организовали операцию «На орлиных крыльях» (1949-1950гг.). Во время этой операции евреи Йемена пешком двинулись в Аден, откуда их доставляли самолетами в Израиль. В результате операции «на орлиных крыльях» в Израиль прибыло 50 000 евреев. В 1952 и 1954 годах были проведены дополнительные операции, в результате которых ещё несколько тысяч было доставлено в Израиль.

К 1985 году в Йеменской Арабской Республике все еврейское население оценивалось в 1,5 тысячи человек. А к 2001 году в Йемене осталось около 200 евреев, в основном ремесленники и мелкие торговцы.

 

В книге «Шмот» Всевышний, обращаясь к еврейскому народу, говорит: «Вы видели, что Я содеял Мицраиму, и поднял вас на крыльях орлиных, и принес вас ко Мне». Дай Б-г, чтобы мы удостоились воочию увидеть чудо возвращения в Святую землю всех евреев, разбросанных по разным уголкам земли!

 

Йеменский плоский хлеб на опаре

Кухня йеменских евреев изобилует изделиями из теста. Еврейские ремесленники из Йемена в большинстве своем не могли позволить себе мясо или рыбу, поэтому их рацион состоял в основном из злаков и овощей. Этот плоский хлеб называется лахух. Он похож на тонкую сдобную пышку. Его готовят из нежного, пузырящегося теста. Лахух обычно подают к супам, но его также можно обмакивать в острый йеменский соус «схуг» или подавать к нему жареные помидоры и козий сыр.

Количество: 4 порции

Уровень сложность: легкий

Категория: парве

Ингридиенты:

1 ст. ложка сухих дрожжей

1 ст. ложка сахара

500 мл теплой воды

350 г пшеничной муки

1 ч. ложка соли

4 ст. ложки растительного масла

 

Способ приготовления:

 

Растворите в миске в 75 мл теплой воды сухие дрожжи и щепотку сахара. Поставьте их в теплое место на 10 минут. Смесь должна стать пенистой. Затем добавьте оставшуюся воду, сахар, муку, соль и растительное масло. Вымесите гладкое тесто, накройте миску чистым полотенцем и поставьте на час в теплое место, чтобы дать тесту подняться. Смесь должна увеличиться в объеме вдвое.

Снова перемешайте тесто, и, если оно покажется вам слишком густым, добавьте еще немного воды. Накройте миску снова и подождите еще час.

Жарьте хлеб на сковороде с антипригарным покрытием. Наливайте на сковороду 3-4 столовые ложки теста или меньше, если вы любите маленькие лепешки. Жарьте на маленьком огне, пока верх лахуха не начнет пузыриться, а его цвет не изменится. Традиционно этот хлеб жарят только с одной стороны, но вы можете перевернуть лепешку и обжарить ее еще несколько секунд с другой стороны, чтобы получить красивую корочку.

Снимите готовые лепешки со сковороды и заверните в чистое полотенце, чтобы сохранить их теплыми. Продолжайте жарить, пока тесто не закончится. Лучше использовать одновременно несколько сковород, чтобы потратить меньше времени на приготовление, так как лахух принято есть обжигающе горячим.

№: 56

Самые популярные материалы