Образ жизни

Шмита – «субботний» год

5.12.2014

Раз в семь лет эта гостья переступает порог нашего дома, и каждый ее визит становится для еврея испытанием его уверенности во Всевышнем. Представьте себе субботу, которая длится не один день, а целый год – это и есть год шмиты.

Откуда мы знаем об этой удивительной заповеди? Как она отражается на нашей жизни и повседневных делах? Мы расскажем вам об особенном еврейском мужестве и о том, чему учит нас год шмиты, даже если мы не занимаемся сельским хозяйством.

 

Бини Шпрингер

 

«А в седьмой год – будет шмита у тебя, и оставишь [землю]», – так говорит нам вторая книга Торы, «Шмот». С тех пор как еврейский народ заселил землю Израиля, он ведет счет семилетним циклам, и этот счет не прекращается по сей день. И так же как в те давние времена, сегодня вместе с наступлением седьмого года земледельцы оставляют свой труд и дают отдых земле, которая кормила их в течение предыдущих шести лет.

Законы шмиты запрещают обрабатывать землю и собирать урожай, а то, что вырастает на этих полях в седьмой год, называется «эфкер», то есть «бесхозное». Каждый желающий может зайти на поле или в сад и собрать для себя немного плодов, а остальное пойдет в пищу диким животным.

Несомненно, заповедь шмиты заставляет еврея по-новому взглянуть на свою жизнь и становится настоящим испытанием его веры. Совершенно естественно, что человек, услышав о законах шмиты, решит, что все эти тонкости обрекут его на голодную смерть: чем же питаться, если весь год не обрабатывать землю? Но Тора в книге «Ваикра» дает совершенно ясный ответ на этот вопрос: «А если скажете вы: что же мы будем есть, когда ни сеять, ни жать мы не будем урожай наш? Я дам вам свое благословение в шестой год, и хватит вам урожая вашего на три года…».

Тора обещает каждому, кто соблюдает законы шмиты, что он не понесет никакого убытка. Еврей должен верить в своего Создателя, и так же как мы празднуем Шабат в память о том, что Всевышний творил мир шесть дней, а на седьмой день отдыхал, так и седьмой, «субботний», год шмиты является подтверждением того, что мы верим в то, что Всевышний – истинный Творец этого мира. Но у заповеди о субботнем годе есть одна черта, которая отличает ее от заповеди о Шабате: заповедь шмиты показывает, что мы не только верим в то, что мир сотворен Б-гом, но также и в то, что и сейчас Б-г управляет им так же, как и в первый момент творения. Еврейские земледельцы на целый год оставляют поля, в которые было вложено столько труда, именно потому, что знают, что настоящий хозяин земли – это Всевышний.

 

Заповедь о субботнем годе, как и некоторые другие заповеди, связана с Землей Израиля. Она затрагивает такие области как обработка земли, выращивание и сбор овощей и фруктов, которые выросли на земле, принадлежащей еврею. Такой урожай носит статус «святости субботнего года», а значит, эти плоды выбрасывают в мусорный бак только после того, как они перестанут быть пригодными в пищу собаке. Принято также держать отельный мусорный бак, предназначенный только для овощных и фруктовых отходов.

 

Даже если трудно

 

Есть множество рассказов о том, как люди соблюдали заповедь шмиты вопреки логике и рассудку, наперекор трудностям, которые этому сопутствовали, и чудесным образом удостаивались увидеть, как обещание Всевышнего исполняется на их глазах, и они собирают урожай, во много раз превосходящий их ожидания. Вот один из таких примеров.

Накануне 5740 (1980-81) года, который должен был стать годом шмиты, раввин Мендельзон путешествовал по Израилю и объяснял еврейским земледельцам как важно соблюдать законы этого особенного года. Приехав в поселение Тламей Элияу, он встретился с большой группой садоводов и убедил их в важности заповеди «субботнего года». Многие их тех, кто слышал речь рава Мендельзона, решили не обрабатывать землю в течение года, как это написано в Торе.

Одного из этих садоводов звали Йеуда Фионир. Он был владельцем большого земельного надела, на котором находилось цветоводческое хозяйство. Вся его продукция шла на экспорт. Однажды весенним утром Йеуда вместе со своими помощниками пришел на работу и увидел, что все цветы покрыты мелкими белыми пятнышками. Ни Йеуда, ни его работники не знали, отчего появилась на цветах эта неизвестная сыпь, но ясно было одно: урожай был полностью загублен, и всё, над чем они трудились в течение года, не годится для продажи.

После долгих расспросов выяснилось, что на соседние поля с вертолета распылили специальный химический состав, которые препятствует росту сорняков, а излишки химикатов летчик решил сбросить над пустырем. В тот момент, когда вещество оседало на поверхность пустыря, налетел сильный ветер и отогнал облако порошка на территорию соседнего цветочного хозяйства.

«Я стоял там, – рассказывает Йеуда, – и сквозь слезы смотрел на урожай 5739 года, который погибал на моих глазах. Я сразу подумал о том, что я теряю не только урожай этого года, но и следующего, ведь будущий год – это год шмиты, и я уже решил, что я не буду обрабатывать землю. Но тогда что я принесу домой, чем накормлю детей, как заработаю себе на жизнь?»

Но Йеуде не пришлось слишком долго горевать. Ровно через две недели после этого случая он получил по почте письмо от компании, которой принадлежал вертолет, с уведомлением о том, что фирма решила выплатить ему большую сумму денег в качестве компенсации за неудобства, поневоле причиненные Йеуде и его хозяйству. Сумма была так велика, что садовод не только смог выплатить долги по ипотеке, но и безбедно жил на оставшиеся деньги в течение двух лет. Компания предпочла выплатить пострадавшему огромную компенсацию, чтобы сохранить свое доброе имя в мире бизнеса.

 

Другой случай произошел в поселении Комемиют. Еврейское агентство «Сохнут» выбрало несколько поселений, в которых планировалось разбить плодовые сады на деньги агентства. Комемиют оказалось в числе счастливчиков, но так как жители поселения были религиозными евреями, то они сразу заявили представителям «Сохнута», что согласятся обрабатывать сад только при условии, что там будут соблюдаться законы седьмого года. Представители «Сохнута» были удивлены такому необычному требованию и решили, что на этих условиях они не хотят сотрудничать с поселением.

Жители Комемиют узнав о том, что дело провалилось, отреагировали спокойно несмотря на то, что новый сад сулил многим из них рабочие места. Однако рав Мендельзон встретился с представителями «Сохнута» и красноречиво объяснил им, как важно для жителей поселения соблюдать заповеди и в особенности заповедь Шмита. Работники «Сохнута» были так тронуты его речью, что изменили свое решение – и плодовый сад был разбит.

Когда настал год шмиты, рав Мендельзон дал подробные указания о том, как нужно ухаживать за деревьями. Управляющие садом были опытными агрономами, приглашенными жителями поселения. Когда они услышали о всевозможных ограничениях, связанных с годом шмиты, они только покачали головами и сказали, что это очень рискованное дело – если жители поселка будут вести себя в соответствии с указаниями своего раввина, то они просто загубят сад. Но рав Мендельзон взглянул на небо и сказал, что будет молиться, чтобы Всевышний помог евреям в заслугу исполнения заповеди шмиты.

В конце года к раввину Мендельзону приехал управляющий всеми садами, которые были посажены на деньги Еврейского агентства «Сохнут». С первых минут этой встречи раввин заметил, как сильно взволнован его посетитель. Оказалось, что из двенадцати садов, находящихся в его ведении, за последний год одиннадцать потерпели большие убытки, несмотря на то, что работы там велись в полном объеме. И только в двенадцатом саду, находящемся в поселке Комемиют, урожай оказался высок, несмотря на то, что сад не обрабатывался должным образом. «В чем ваш секрет?» – спросил агроном. Раввин Мендельзон улыбнулся и ответил, что этот секрет называется «год шмиты».

 

Полная вера в Творца

А чем год шмиты знаменателен для тех, кто не обрабатывает землю и не живет в Эрец Исраэль? Какой урок мы можем извлечь из этого удивительного года?

 

Один успешный бизнесмен пришел на аудиенцию к Любавичскому Ребе и попросил его стать партнером в бизнесе. Ребе согласился, но заметил, что партнеры всегда советуются друг с другом и один из партнеров ничего не делает без разрешения второго. Только на этом условии Ребе был согласен войти в долю. Предприниматель обрадовался и с легкостью согласился.

Во время аудиенции Ребе посоветовал своему партнеру купить партию новой ткани, о которой бизнесмен никогда не слышал. Конечно же, он немедленно выполнил указание Ребе и закупил нужную ткань. Вскоре пришла весточка от Ребе с просьбой докупить еще одну большую партию такой же ткани. Бизнесмен сделал и это. Через некоторое время после заключения сделки цена этой ткани на бирже стала падать, и тогда коммерсант решил продать ткань, чтобы хоть частично вернуть свои деньги. Помня об уговоре, он спросил Ребе, можно ли продать ткань, в ответ Ребе сказал, что следует еще подождать. Еврей решил набраться терпения, но цена падала все ниже и ниже, и ему уже казалось, что в этой сделке он проиграл. Он видел, что положение отчаянное, и ему стало казаться, что он совершил ошибку, когда предложил партнерство Ребе в своем бизнесе. Прошло еще немного времени, и цена на ткань снова поднялась. Бизнесмен решил, что сейчас настал удачный шанс, чтобы вернуть себе хоть немного денег, потраченных на закупку, но Ребе и на этот раз не согласился на продажу. Внезапно стало известно, что один модный дизайнер ищет большую партию именно этой редкой ткани, и, конечно же, договор был заключен, а счастливый бизнесмен получил многомиллионную прибыль в сделке, на которую уже и не надеялся. Довольный, он приехал на аудиенцию к Ребе и принес с собой чек на половину вырученной суммы. Но Ребе отказался от своей доли и попросил бизнесмена отдать эти деньги на благотворительность. Когда же предприниматель попросил Ребе стать его партнером в новой сделке, Ребе с улыбкой отказался: «Вы – слабый партнер», – ответил он.

 

Человек может много говорить о величии Всевышнего, о Его доброте и своей вере в Б-га, но когда наступает год шмиты, еврею приходится подтверждать свою веру действиями, и в этом и состоит главный урок «субботнего года». Этот урок актуален для всех нас, независимо от того, чем мы зарабатываем себе на хлеб.

 

Подготовка к году акэль

Следующий за годом шмиты год называется акэль, то есть «год собрания». Во времена существования Храма весь народ от мала до велика собирался в Иерусалиме во время праздника Суккот, чтобы послушать, как еврейский царь читает вслух Тору для народа. Каждый раз читались одни и те же отрывки из книги «Дварим»: «Шма» и текст, повествующий об отделении десятин. Событие отличалось особой пышностью: коэны трубили в трубы, царь восседал на специальном помосте, сооруженном для такого случая, и весь народ внимал его словам, затаив дыхание. Это событие пробуждало в людях желание исполнять заповеди с еще большей радостью, чем прежде.

В наше время, когда Храм пока еще лежит в руинах, Ребе возродил обычай собраний в праздник Суккот на следующий год после года шмиты. Эти собрания носят такое же название как и прежде – акэль, и Ребе рекомендовал, чтобы каждый постарался сделать подобное собрание для своих друзей и близких, и вовсе необязательно, чтобы это происходило в Иерусалиме. Смысл этой заповеди важен и в наше время: пробудить еврея к исполнению заповедей и усилить его связь со Всевышним. Ребе говорил об этом в десятках бесед, в своих письмах и посланиях, ему хотелось, чтобы каждый из нас стал «евреем года акэль», и чтобы это чувство осталось с нами на весь год…

 

Дай Б-г, чтобы еще до наступления года акэль мы удостоились собраться все вместе в Иерусалиме, в отстроенном Храме!