От редактора

5.12.2014

Сила женщины


Для многих из нас Ханука – это праздник победы маленького народа над большой армией, это история о чудесном кувшинчике чистого оливкового масла. Но кроме привычной и знакомой нам Хануки, с ее пончиками и латкес, с мерцанием свечей, в этом празднике скрыт глубокий внутренний смысл, который относится именно к нам – еврейским женщинам.

Из года в год ханукальные огни напоминают нам о храбрости еврейских женщин, о свойственной женщинам мудрости, которая помогает нам создавать атмосферу уюта и добра, о Яэли – «благословенной из жен», о жертвенности и о той особенной силе, которая заключена в каждой из нас.

Бини Вайнфельд

 

Чудо Хануки

Придя к власти в Иудее, царь Антиох решил оторвать еврейский народ от его корней. Просвещенным эллинам было непонятно желание евреев придерживаться своей религии. Иудаизм казался им алогичным, недоступным для человеческого понимания. Поэтому жестокий Антиох решил силой оторвать евреев от их веры. Он издал указы, которые под страхом смерти запрещали исполнять самые важные заповеди иудаизма: учить Тору, делать обрезание, приносить жертвы в Храме и многое другое.

Это было время страшных испытаний, и не все из еврейского народа смогли их выдержать. Были среди евреев и такие, кто смалодушничал и подчинился воле Антиоха. Они отошли от Торы, переняли греческие привычки, одежду, культуру и этим заслужили презрительное имя «митъявним» – «огречившиеся». Но остались и те, кто не предал Б-га.

Эти люди продолжали учить Тору и соблюдать заповеди втайне. Именно против них Антиох и выступил на войну. Самая сильная армия того времени встретилась с горсткой убежденных в своей правоте людей. У еврейских повстанцев не было мощного оружия, они не были хорошо обученными воинами, но на их стороне был Б-г и вера в победу.

25 кислева произошло решающее сражение, после которого стало ясно, что Б-г сотворил чудо и маленькое еврейское войско смогло обратить в бегство самую мощную армию того времени.

 

Но чудо Хануки было связано не столько с удивительной победой евреев над греками, сколько с маленьким кувшинчиком масла, который горел восемь дней в золотой храмовой Меноре. С тех пор каждый год именно в память об этом событии наш народ в течение восьми дней зажигает ханукальные светильники и рассказывает о чуде.

 

Женская доля

В праздник Ханука мы вспоминаем историю о Йеудит. Когда враги осадили ее родной город Ветулию, их полководец Олоферн приказал перекрыть все источники, из которых в город поступала вода. Он надеялся, что из-за этого осажденные быстро сдадутся на милость победителей. Осада продолжалась долго, горожане страдали от жажды и уже говорили о том, что выбора нет и им придется открыть ворота врагу… В этот момент у одной из жительниц города, вдовы по имени Йеудит, созрел план. Она попросила у жителей отсрочку на четыре дня и позволение выйти за стены города вместе со своей служанкой.

Оказавшись снаружи, Йеудит направилась в лагерь вражеской армии. Она была так красива, что сразу покорила сердце военачальника Олоферна. Она пробыла там четыре дня. Все это время, прислуживая Олоферну и развлекая его, она молилась Всевышнему о том, чтобы ее план удался и ее народ был спасен. На исходе четвертого дня Йеудит накрыла стол и угостила воина вином, разными молочными кушаньями и солеными сырами. Когда он насытился, опьянел и заснул, отважная женщина взяла его меч и отрубила ему голову. После этого Йеудит тайком вернулась в свой город.

Весть об убийстве полководца быстро разнеслась по вражескому стану, и солдаты в страхе обратились в бегство. Еврейский народ был спасен.

 

Еще одна история, рассказываемая в мерцании ханукальных свечей, связана с Ханой. Хана была матерью семи сыновей. Все они были праведными юношами. Когда Антиох начал гонения на еврейскую веру, его солдаты привели к нему семерых братьев, сыновей Ханы, и жестокий царь попытался уговорить их отойти от традиций предков. Антиох приказал каждому их них преклониться перед статуей своего божества. Но мальчики отказались.

Один за другим братья шли на смерть только для того, чтобы не преклонить колени перед идолом. Хану заставили стоять рядом и смотреть, как ее сыновья погибают. Греки надеялись, что материнское сердце не выдержит, и она прикажет своим сыновьям поклониться идолу. Но они не знали настоящей силы еврейской матери… Хана приказала своим детям не преступать запреты Всевышнего несмотря ни на что. После того как все ее сыновья пожертвовали жизнью во имя Всевышнего и были убиты у нее на глазах, Хана поднялась на крышу дворца, бросилась вниз и разбилась насмерть. В этот миг раздался глас с Небес: «Счастливая мать сыновей!»

 

Но не только во времена Хануки проявлялись удивительные силы, заключенные в душе еврейской женщины. На протяжении всех веков истории нашего народа еврейские жены и матери совершали подвиги самопожертвования и отваги.

 

«Благословенна среди жен Яэль»

Пророчица Двора восхваляет Яэль такими словами: «Благословенна среди жен Яэль». Чем же заслужила Яэль такую похвалу? Рассказ об этом приведен в Книге Судей. Во время войны евреев с армией Сисры во главе нашего народа стоял Барак бен Авиноам. С помощью хитроумных маневров ему удалось заманить войско Сисры в долину потока Кишон. Он знал, что зимой эта местность становится непроходимым болотом, и надеялся, что войска противника увязнут в нем, и тогда еврейское войско сможет одолеть могучую армию. Исход битвы был предрешен.

Видя, что его войско гибнет, Сисра бежал с поля боя и скрылся в шатре Яэли, женщины, которая была замужем за человеком из семьи Кейни. Яэль приняла Систру с почетом и уважением, а когда он попросил воды, она принесла ему горячего молока и предложила отдохнуть в ее шатре. Когда Яэль увидела, что Сисра глубоко заснул, она взяла один из кольев, на которых держался ее шатер, и вонзила его в голову Сисры. Убив вражеского полководца, она помогла еврейской армии одержать окончательную победу.

Яэль по своей природе была женщиной милосердной и никогда не держала в руках оружия, но в тот момент, когда главный враг еврейского народа оказался под кровом ее шатра, она решила, что это ее шанс помочь евреям выиграть тяжелую войну. Забыв о чувствах, она взялась за оружие и исполнила то, что было предназначено ей Небесами.

 

«Мудрость женщины строит дом»

 

В книге «Бамидбар» рассказывается о противостоянии Кораха и лидеров поколения – Моше и Аарона. Корах завидовал знаменитым братьям и подговорил народ на восстание против них. Небольшая часть народа присоединилась к восстанию, финал которого был ужасен: земля разверзлась и поглотила бунтовщиков вместе со всем их имуществом.

Одним из тех, кто примкнул к восстанию, был Он бен Пелет, но его имя не упоминается среди тех, кого постигло наказание. Почему? Его жизнь была спасена благодаря мудрости его жены. Когда ей стало известно, что Он присоединился к Кораху, женщина убедила его, что чем бы ни закончилось противостояние, ему все равно будет отведена второстепенная роль: не важно, победит ли Корах или Моше-рабейну, для Она ничего не изменится, а если так, то зачем вообще вмешиваться в этот спор? Он бен Пелет, выслушав ее доводы, согласился с женой, но не знал, как объяснить всем остальным, почему он хочет выйти из «игры». Тогда супруга вновь пришла ему на помощь, сказав, что все уладит и ему не стоит беспокоиться – пусть муж остается в шатре и не выходит наружу, чтобы ни случилось. Она угостила мужа вином, и, когда тот заснул, вышла и села на пороге своего шатра.

Жена сняла платок и принялась расчесывать свои волосы – она знала, что евреи очень строго относятся к законам скромности, и если кто-либо приблизится к шатру и увидит ее с непокрытой головой, то решит поскорее отойти подальше. Так и произошло: когда посланцы Кораха пришли позвать Она бен Пелета присоединиться к ним, они увидели жену Она, сидящую с непокрытой головой, и в смущении быстро покинули место.

Благодаря своей мудрости женщина спасла своего мужа и свой дом. О ней сказали мудрецы: «Мудрость женщины строит дом».

 

В годы Катастрофы

В наши дни женщинам требовалось не меньше сил и храбрости, чем когда-то. Этим рассказом поделился раввин Исраэль Шапиро, до войны бывший раввином местечка Болжова, а затем узником нацистского концентрационного лагеря Ясеновац. Он рассказывал, что заключенные каждый день отправлялись на лесоповал, где трудились до изнеможения с утра до вечера. Каждая пара узников получала пилу и должна была валить деревья. Голод и холод одолевали несчастных, многие падали без сил, и тогда надсмотрщики пристреливали их на месте.

Однажды во время работы на лесоповале к раву Шапиро вдруг подошла женщина и быстрым шепотом спросила, есть ли у него нож? Рав Исраэль испугался того, что она задумала, и принялся ее отговаривать, он убеждал женщину, что даже если сейчас всё ужасно, надо верить, что наступят другие, лучшие дни, никогда нельзя отчаиваться… Но женщина не отступала и шепотом умоляла дать ей нож.

Эта сцена привлекла внимание надсмотрщика, который находился неподалеку. Он подошел к раввину, и рав Шапиро решил, что пробил его смертный час. Но женщина не растерялась и обратилась к надсмотрщику: «Я попросила у него нож. Но у него нет. Может быть, у вас есть нож?» Нациста позабавила эта просьба, и он решил посмотреть что будет дальше. Он протянул заключенной нож и недобро усмехнулся.

Женщина схватила нож и побежала к груде тряпок, которая лежала неподалеку. На глазах у раввина и надсмотрщика она развернула лохмотья, вытащила оттуда новорожденного младенца и быстро сделала ему обрезание тем самым ножом. Все произошло очень быстро. После этого женщина прижала к себе ребенка и воскликнула: «Хозяин Мира! Восемь дней назад ты подарил мне сына. Я знаю, что мы с ребенком не выживем в этом проклятом месте. Но теперь, если Ты заберешь его у меня, то заберешь настоящим евреем!» После этого женщина вернулась к нацисту и отдала ему нож.

 

В нашем поколении

Сегодня от еврейских женщин и девушек не требуется жертвовать жизнью ради соблюдения Шабата или выступать против вражеских полководцев. Значит ли это, что и силы нам даны не такие как нашим предшественницам? И есть ли у нас эти силы вообще?

 

Любавичский Ребе отвечает на этот вопрос в многочисленных беседах и письмах. Он говорит, что еврейским женщинам дарованы удивительные силы, и не случайно именно еврейскую женщину мудрецы называют «основой дома», потому что именно она является основой, сутью семьи. Ребе говорит, что женщинам свойственно особенное очарование, благодаря которому они могут распространять еврейство в своем окружении и влиять на свою семью и знакомых.

Когда Всевышний даровал Тору на горе Синай, Он повелел Моше: «Так молви дому Якова и скажи народу Израиля». Комментаторы говорят, что Б-г сначала велел Моше обратиться к «дому Якова», то есть к женщинам, а затем лишь к «народу Израиля», то есть мужчинам, потому что женщины, убедившись в том, как хороша Тора, смогут повлиять и на мужчин.

Также было и во времена строительства переносного Храма. Женщины первые пришли и принесли свои украшения, для того чтобы внести свою лепту, и лишь затем со своими приношениями пришли их мужья.

Когда еврейская женщина использует свои силы, дарования и мягкий характер, которыми наделил ее Всвышний, на то, чтобы распространять вокруг себя свет заповедей, тогда она выполняет свое предназначение, уготованное ей, как женщине.

Когда мы задумываемся над тем, сколько сил может скрываться в хрупких еврейских женщинах, сама мысль об этом придает сил!

Дай Б-г, чтобы мы удостоились освобождения из этого галута, как когда-то наши предки удостоились освобождения из египетского рабства благодаря душевным силам и вере еврейских женщин!

№: 55

Самые популярные материалы