От редактора

2.12.2014

De España vengo…*


Когда разговор заходит об Испании, то первое, что вспоминает обыватель – это громкие и манящие названия городов: Барселона, Мадрид, а также корриду и «Дон Кихота». Но для еврейского уха в слове «Испания» заключен другой, более глубокий и грустный смысл.

Испания для предков многих из нас была родным, любимым солнечным краем, из которого их изгнали навсегда…

Ида Недобора

 

Как все начиналось

Первые еврейские общины появились на Пиренейском полуострове в незапамятные времена. Существует предположение, что легендарный Таршиш, куда хотел сбежать от гнева Всевышнего пророк Йона, располагался именно здесь.

Поддержка коммерческих отношений Израиля с Таршишем была вполне вероятна. В книге пророка Йехезкеля (27:12) говорится: «Таршиш, торговец твой, по множеству всякого богатства платил за товары твои серебром, железом, свинцом и оловом». Если это предположение верно, то еврейские общины могли появиться здесь уже во временя царя Шломо. Анализ текста Танаха указывает на то, что город располагался на западном побережье Средиземного моря. Финикийцы, бывшие союзниками израильтян во времена царя Шломо, также поддерживали тесные коммерческие отношения с Пиренейским полуостровом – они торговали с той его частью, где был заложен Гадес (Кадис), основание которого обычно датируется 1100 годом до н.э.

Все это дает возможность предположить, что связь между израильтянами и Пиренейским полуостровом была установлена ещё в первом тысячелетии до н.э., однако, нет ни одного прямого доказательства того, что история развивалась именно так. В Кадисе была найдена некая печать с надписью (её изготовление относят к VIII-VII вв. до н.э.); но точно определить ее язык пока не удалось: большинство исследователей склоняется к финикийскому, но часть историков полагает, что это иврит.

 

От Рима до Мадрида

 

Первые неоспоримые доказательства присутствия евреев на Пиренеях относятся ко временам Римской империи, хотя конкретные даты основания первых еврейских общин в Испании неизвестны. Аморфа с письменами на иврите, обнаруженная на острове Ибица, датируется I в. н.э., а могильные плиты из Тарагона и Торотоса с надписями на иврите и латыни – II-IV вв. н.э.

 

В римском обществе евреи считались не этнической, а религиозной группой, которая в месте своего пребывания образовывала практически автономные общины — предшественники средневековых альхам. Общины управлялись внутренним советом, члены которого обычно жили в одном районе, дабы располагаться ближе к синагоге, школам или мясным и другим лавкам, в которые свозили продукты, приготовленные в соответствии с предписаниями кашрута. Евреи, которые не имели какого-либо специфического профессионального занятия, пользовались особым статусом своей религии, несмотря на то, что часть римлян относилась к ним с недоверием из-за монотеизма и религиозных обычаев, которые препятствовали их ассимиляции.

 

Известен римский документ IV в. н.э., подписанный в городе Эльвира (Гранада) на Эльвирском соборе. Часть пунктов этого документа напрямую связана с еврейскими общинами, что доказывает наличие этих общин на полуострове и их особое положение в Римской империи. По этому документу, в частности, евреям запрещалось жениться на христианках, иметь рабов-христиан, благословлять земли христианина и даже сидеть с христианином за одним столом.

 

В VI в. н.э. на смену римлянам пришли вестготы. Они считали себя преемниками Римской империи. Изначально вестготы не были заинтересованы в гонениях на евреев. И даже притом, что вестготы оставили в силе римские законы, они менее строго следили за исполнением тех из них, которые касались еврейских общин.

Но с течением времени положение евреев ухудшилось, многие были вынуждены переселиться на север Африки. Оставшиеся на Пиренеях подвергались все более жестоким преследованиям со стороны вестготов, вплоть до тех пор, когда на Иберийскую землю в 711 г. вторглись мусульмане.

 

Вначале арабское владычество принесло с собой годы спокойствия для еврейских общин. Несмотря на то, что евреи имели статус меньшинства, мусульмане позволяли им жить, объединяясь в общины – альхамы. Альхама имела юридическую власть, основанную на постановлениях еврейского закона и собственную систему самоуправления.

В целом жизнь еврейского населения Иберийского полуострова под мусульманским владычеством можно разделить на два этапа: при правлении альморавидов и при правлении альмохадов.

 

Во времена Кордовского Эмирата и Кордовского Халифата (с VIII по XI вв.) евреям жилось благополучно под владычеством мусульман. Многие из них достигли высокого социального и экономического уровня, а еврейская культура, под сильным арабским влиянием, вошла в свой золотой век. Альморавиды успешно пользовались интеллектуальными способностями евреев и их усердием во взимании и управлении налогами, так что их назначали на должности финансистов, дипломатов и пр. Известны даже случаи занятия постов губернаторов и советников эмиров. Когда у власти оказались альмохады, положение евреев радикально изменилось. Бескомпромиссное отношение к исламу понизило уровень терпимости к иудеям. С XII века еврейское население начало массовое переселение: большая часть укрылась в северных христианских королевствах, монархи которых вели полномасштабную деятельность по увеличению численности населения своих государств и потому нуждались в большом количестве эмигрантов.

 

В те времена официальными языками Пиренейского полуострова были арабский и иврит, иногда некоторые документы писались и на латыни. Но свободное владение арабским и ивритом было признаком образованности.

 

На территории христианских королевств Иберийского полуострова еврейское влияние тоже было огромным: деловая сметка, честность и связи с еврейскими общинами на мусульманских землях делали из лидеров еврейских общин отличных посредников в политической игре двух враждующих цивилизаций.

Часто еврейские мудрецы занимали высокое положение при дворах королей и были их ближайшими советниками. Бывало, что за маской доверия скрывались предубеждения и злой умысел. Известны строки из ответа короля Арагона Хайме II на письмо дочери: «Дочь, мы получили Ваше письмо… касающееся сына, которого Вы родили… И ещё, дочь, не растите его так, как Вы привыкли — по советам евреев»

С другой стороны, надпись на иврите на стенах синагоги дель Трансито в Толедо гласит: «Король Кастильи возвеличил и превознес Самуэля Алеви, и поставил его выше всех своих принцев… Без согласования с ним никто не смеет пошевелить ни рукой, ни ногой».

Благодаря тому, что евреи волею судьбы оказались на стыке двух миров – христианского и арабского, они стали своеобразным проводником знаний и умений для обеих цивилизаций. Во времена Альфонсо X Мудрого была проведена огромная работа по собранию, переводу и обнародованию всего интеллектуального человеческого наследия тех времен, к которой король привлек и еврейских, и арабских мудрецов.

Еще одной областью, в которой прославились евреи Средневековой Испании, была медицина: при королевском дворе не служило ни одного врача нееврея. Это не мешало издавать указы, запрещавшие христианам прибегать к помощи медиков-иудеев; однако очевидное неисполнение этих указов начиналось с самого короля.

Помимо этого евреи занимались взиманием налогов и хранением государственной казны. Приближённое положение как к королю и знати, так и к представителям римско-католической церкви сделает особо заметной пустоту, образовавшуюся после их изгнания. Однако это положение было весьма хрупким и сложным для его поддержания: несмотря на то, что евреи являлись неотъемлемой частью высшего общества, простому народу они представлялись угнетателями и стали объектом средоточия людской ненависти; этим с легкостью могло пользоваться духовное сословие для инициирования антисемитских гонений. Короли понимали важность евреев для государственной экономики и оказывали им поддержку; например, Фердинанд II, по венам которого текла еврейская кровь, заявил в 1481 году, что издать закон с целью запретить что-то еврею — это все равно, что запретить что-то ему самому.

Но, как это часто бывало в еврейской истории последних двух тысячелетий, на смену относительно добрым и спокойным временам пришли беды. В XV веке гонения на евреев становились все более жестокими, а королевский двор не мог или не хотел вмешиваться, чтобы прекратить их — ведь тогда аристократия рисковала потерять поддержку подданных. Гонения XV века затронули не только евреев, исповедовавших иудаизм, но и тех, кто по доброй воле или принуждению, успел перейти в христианство и назывался «новым христианином». Экономический кризис, который переживала Кастилия во второй половине XV века, повлек за собой волну погромов против «новообращенных», и результатом этих волнений стал указ, запрещающий «новым христианам» занимать государственные должности. Этот указ на век позже станет основой для законов о чистоте крови.

На заседании кортесов в Мадригале в 1476 году католические короли, Фердинанд II и Изабелла I, вернулись к давно вступившему в силу, однако не всегда строго исполнявшемуся указу 1412 года, который устанавливал правила в отношении евреев. Он исключал ношение евреями дорогой одежды, обязывал их носить на правом плече круглый рыжий отличительный знак, запрещал вступать в должности, при замещении которых в подчинении оказывались христиане, иметь слуг-христиан, предоставлять денежные займы под проценты и др. Четыре года спустя на заседании кортесов в 1480 году было решено продолжить вести политику в этом же направлении: евреев обязали жить в отдельных районах, выходить из которых разрешалось лишь днем — для исполнения рабочих обязанностей. С этого времени еврейские кварталы превратились в обнесенные стенами гетто, в которые евреи были заключены, чтобы избежать «позора и вреда для нашей святой веры», как было написано в указе.

Изгнание

По просьбе инквизиторов, которые приступили к выполнению своих функций в Севилье в начале 1480-х, в 1483 году короли приняли ещё одно суровое решение: изгнать евреев из Андалусии. Инквизиторы убедили монархов, что до тех пор, пока новообращенные евреи поддерживают контакт со своими сородичами, покончить с тайным соблюдением еврейской веры «новыми христианами», не удастся.

31 марта 1492 года, чуть позже завершения Гранадской войны, которая покончила с последним мусульманским редутом на Пиренейском полуострове, католические короли подписали в Гранаде Альгамбрский эдикт (правда, обнародован документ был не сразу — лишь в конце апреля). Инициатива издания указа принадлежала Инквизиции, Великий инквизитор которой — Томас Торквемада — был назначен ответственным за его редакцию. Имя Торквемады осталось в веках символом жестокости и фанатизма, но мало кто знает, что в его жила текла еврейская кровь – его отец и дядя были обращенными евреями, а их фамилия в переводе с испанского означает «сожженная Тора» – «Torah quemada».

На протяжении четырёх месяцев, до 10 августа, Торквемада сосредотачивался на работе по исполнению этого указа — чтобы все евреи окончательно покинули земли Арагонской короны и короны Кастильи: «решаем выслать всех евреев и евреек из наших королевств, и никогда ни один из них не вернется сюда». Евреям предоставлялся определенный период времени, в течение которого они могли продать свое недвижимое имущество и забрать оплату за него в виде векселей (вывоз чеканных монет, золота и серебра был запрещен законом) или продуктами.

В указе об изгнании евреев из страны Фердинанд и Изабелла объявили, что присутствие евреев смущает «новых христиан» из числа евреев: они служат примером для обращенных и побуждают их вернуться к своей старой религии.

Но среди историков нет единого мнения об истинных причинах изгнания евреев с полуострова. Испания была не первой среди стран, изгнавших еврейские общины: до нее это сделало Английское королевство, а затем Франция. Католические монархи надеялись, что принцип «чья страна, того и вера» – то есть единое вероисповедание короля и народа – оправдает себя и в Испании. И что еврейские подданные предпочтут остаться в стране, поменяв при этом свою религию. В действительности произошло обратное. Большое число евреев предпочло уехать и сохранить свою веру, понимая, что это подразумевало лишения, мучения и притеснения. Они решительно отказались от ассимиляции, которую им предлагали в качестве альтернативы.

К спорным вопросам относится и количество изгнанников с полуострова. Цифры колеблются от 45000 до 350000 человек. Небольшой процент покинувших Испанию вернулся туда снова, после того как столкнулся с преследованиями и гонениями на новом месте, например, в Фесе, Марокко.

В 1492 году, пожалуй, заканчивается история испанского иудаизма, который позже существовал лишь в подпольных формах, вечно преследуемых инквизицией и подозрительностью общества, которое видело в евреях, иудействующих и даже в честных обращенных закоренелых врагов католицизма и самобытности Испании.

Земли Испании понесли большие убытки, избавившись сначала от мавров, а затем от евреев. Мусульмане создали очень эффективные системы орошения и полива, они были искусными ювелирами, а евреи – умелыми врачами, финансистами, дипломатами и политиками. Победа над маврами, а затем изгнание евреев привело к тому, что все сельское хозяйство, экономика, прикладные ремесла пришли в упадок, и прошел не один век, пока Испанское королевство смогло оправиться от этого потрясения.

Сефарды

Большинство изгнанных евреев поселилось на севере Африки (иногда сначала делая остановку в Португалии), а также в других ближайших государствах — королевстве Португалиякоролевстве Наварра или на территории итальянских земель; в последних, как ни парадоксально, евреев принимали за испанцев. Из Португалии и Наварры их также выгнали несколькими годами позже — в 1497 и 1498 году соответственно. Евреям пришлось опять мигрировать: из Наварры основная часть переселилась в Байонну, а из Португалии — на север Европы, в Англию или во Фландрию. Наиболее удачливыми оказались те, кто выбрал для поселения территории Османской империи. Султан Баязид II распорядился, чтобы их хорошо приняли, а его преемник Сулейман I однажды высказал королю Фердинанду: «Поэтому вы зоветесь королем, что разоряете свои земли и обогащаете мои?». Этот же султан сообщил послу Карла V, что «удивлен, что Кастилия избавилась от евреев — ведь это значило избавиться от богатства».

Так как некоторые евреи отождествляли Испанию, Пиренейский полуостров, с библейским топонимом Сфарад, многих изгнанных евреев стали называть сефардами. Помимо религии они также сохранили многие унаследованные от предков традиции, в частности, до наших дней они используют язык «ладино» – эволюционировавший, переживший со временем заметные изменения вариант средневекового испанского. Сефарды никогда не забывали землю своих предков, питая к ней противоположные чувства: с одной стороны, злобу из-за печальных событий 1492 года, с другой — с течением времени — ностальгию по потерянной родной земле.

Еврейские общины Испании подарили миру таких великих раввинов и комментаторов Торы, как Авраам ибн Эзра, Хасдай бен Йеуда Крескас, Ашер бен Йехиэль, Йосеф Альбо, Рамбам, Рамбан, Йеуда бен Шмуэль Алеви, Шломо бен Адерет и многих других.

Евреи в Испании сегодня

Несмотря на то, что в течение веков на территории Испании не существовало ни одной еврейской общины, в культуре страны присутствовал скрытый антисемитизм. Законы о чистоте крове действовали вплоть до второй половины XIX века и только тогда были отменены. В начале ХХ века началось движение за возрождение испано-еврейских связей. 20 декабря 1924 года, во время диктатуры Примо де Ривера, был издан указ, согласно которому членам сефардской общины предлагалась возможность получить испанское гражданство, хотя лишь некоторые евреи, в основном из Салоников, смогли воспользоваться этим предложением. Позднее, во время Второй Мировой войны, венгерский посол Анхель Санс Брис, действуя независимо от франкистского правительства, использовал этот указ и спас сотни евреев, сославшись на их испанское происхождение, хотя большинство из них его не имели. Сама Испания в годы Катастрофы стала прибежищем для многих еврейских беженцев, которым удавалось пересечь границу со стороны Франции. Сохранилось множество свидетельств тех, кто выжил в этих трудных переходах через горы и рассказал, что в тот момент, когда несчастные и загнанные люди пересекали испанскую границу, они уже могли не опасаться за свои жизни, потому что испанские патрули «смотрели сквозь пальцы» на беженцев и почти никогда не выдавали их нацистам.

К 500-летию изгнания евреев из Испании было вновь привлечено внимание общественности к декрету, предоставляющему испанское гражданство тем евреям, которые смогут доказать свое испанское происхождение. Испанское правительство опубликовало список еврейских фамилий, встречавшихся в исторических документах до конца XV века, таких как: Абулафия, Аарон, Толедано, Сапатеро, Хальфон, Карни, Медина и проч. В списке около пяти тысяч фамилий. Вполне возможно, что те из наших соотечественников, кто носит фамилии Раппопорт, Кордоверо или Португалов тоже могут попытаться доказать свое сефардское происхождение.

В наши дни в Испании есть несколько центров Хабада: в Мадриде, Барселоне, Малаге и Валенсии. Если вы отправляетесь в путешествие по Испании, обязательно загляните в один из этих центров, и вы найдете не только теплый прием и угощение, но и услышите интересные рассказы о еврейском прошлом этих мест.

* De España vengo…(исп.) – название старинной сефардской песни о еврейском мальчике, покидающем родину. Эта фраза может быть понята двояко: «Я родом из Испании» и «Я иду из Испании».

№: 55

Самые популярные материалы