От редактора

2.12.2014

Эти огни будут сиять всегда


Из посланий Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона.

Ребе

Наша история – наш учитель

Ханукальные огни, зажигаемые с наступлением вечера, напоминают нам о прошлом: о войне и победе Хашмонеев, об освящении восстановленного Храма, о вновь зажженной в Храме Меноре и о малом количестве масла, которого чудесным образом хватило на восемь дней горения...

Значение праздников в еврейской жизни, как отмечалось неоднократно, – не только напомнить о событиях, которые произошли много лет и поколений назад. Праздник и связанные с ним законы и обычаи должны вызывать настолько сильные и глубокие чувства, чтобы события тех времен переживались заново и отражались на нашем ежедневном поведении – в мыслях, словах и особенно поступках.

Необходимо извлекать уроки из давних событий, годовщины которых мы отмечаем, и прилагать эти уроки к сегодняшнему дню – к повседневной жизни каждого еврея.

В дополнение к общему поучению всех праздников, которые свидетельствуют, что Провидение Всевышнего руководит судьбой нашего народа вплоть до мельчайших деталей и что «Страж Израиля не спит и не дремлет», каждый праздник, конечно, имеет свои особенности, поучения и мицвы.

...Представим себя на минутку членами маленького партизанского отряда Хашмонеев. Мы находимся под владычеством могучего и враждебного государства, многие из наших братьев оставили нас, приняли язычество и образ жизни врага. Но наши вожди, Хашмонеи, вступили в бой, не вдаваясь в расчеты о численности вражеских войск и мощности их вооружения, не взвесив заранее свои шансы на победу. Ведь Храм был захвачен и осквернен, а Тора и наша вера были в большой опасности. Жестокий враг растоптал все святое и пытается заставить нас принять его идеологию, его образ жизни – идолопоклонство, безнравственность, несправедливость и многое другое, совершенно чуждое нашему характеру. Нам остается только одно – еще теснее сомкнуться вокруг нашей веры и объявить захватчику войну не на жизнь, а на смерть.

Ханука празднует нашу победу над греками с помощью чуда, и Хашмонеи, разгромившие несметную армию врага, действительно обладали секретным оружием: «месират нефеш» («самопожертвование») – самопожертвенной решимостью сопротивляться «силам тьмы», не рассчитывая своих шансов в борьбе. Не может быть компромисса с врагами при осквернении того, что свято в еврейской жизни, и единственный для еврея выход – безоговорочное сопротивление, причем конечный исход борьбы остается во власти Святой Воли. Незабываемый урок нашей истории в том и заключается, что, если мы владеем «секретным оружием» – месират нефеш, исход сражения не подлежит сомнению.

Истина в том, что судьба еврейского народа определяется не материальными или физическими критериями, а духовной силой, дарованной нам Б-гом в Торе и заповедях. Победа малочисленных и слабых над могущественным врагом ясно продемонстрировала, что нас нужно оценивать только по шкале духовной силы – даже в областях, где физическое превосходство обычно решающий фактор.

Слабость? Нет, сила!

Хотя евреи, говоря словами молитвы, «слабы» и «малочисленны» в физическом смысле, однако они не могут быть подавлены «могущественными» и «многочисленными» и проявляют необыкновенную духовную стойкость и самопожертвование при любой угрозе еврейству, Торе и заповедям.

Так было на протяжении всей истории – и «в те дни» и в наши дни. Евреи – всегда «малочисленное меньшинство среди народов» и никогда не равны другим народам по материальной и физической мощи. Но с позиции духовной силы все оказывается наоборот, более того, духовная победа не ограничивается духовной сферой, а приводит к победе на реальном поле битвы, «вручая могущественных в руки слабых и многочисленных в руки малочисленных» со всеми вытекающими отсюда последствиями.

События Хануки подчеркивают: в еврейской жизни материальное всегда связано с духовным благополучием. Хотя преследования начались с духовной атаки, с попытки греков «заставить их забыть Твою Тору и нарушить Твои заветы», вскоре последовало и материальное ограбление евреев и их детей. Та же связь между физическим и духовным еще раз проявила себя при освобождении евреев.

Когда они под руководством Хашмонеев с непоколебимой верой воспротивились ассимиляции, Б-г помог им полностью избавиться от врагов и спас не только их души, но и богатство и детей.

В наши дни, как и часто в прошлом, евреи подвергаются угрозе со стороны могущественных «сил тьмы», грозящих проглотить мир, в целом, и еврейский мир, в частности. В настоящее время наши святыни – это еврейский дом, йешива и синагога. У них нет иммунитета от осквернения, и по-прежнему нужна решимость Хашмонеев, чтобы сохранять их чистоту и святость. Борьба за них также может казаться неравной, но награда за сопротивление несомненно окажется выше цены усилий – ведь с помощью Всевышнего исход «сражения», конечно, будет чудесным, а победа – полной (духовной и материальной), как это было в дни Хануки.

Таким образом, ханукальный свет учит нас, что, хотя последние дни изгнания (накануне прихода Машиаха) проходят во тьме, еврей не покоряется окружающей его темноте, а освещает свой дом светом Торы и заповедей (их символизируют в данном случае ханукальные свечи), и более того, он показывает всему миру, что светом Торы и ее заповедей проникнута вся еврейская жизнь.

И как свет неотвратимо рассеивает тьму, так и «все народы на земле увидят, что имя Б-га названо на тебе, и они будут бояться тебя» – бояться причинить тебе вред.

Вышесказанное означает, что еврей не только не должен погрязнуть в обыденности окружающего материального мира, но, наоборот, обязан победить его и заставить служить высшим целям в соответствии с предначертанием: «все твои действия (даже в мирских делах) должны свершаться ради Неба» и «во всех путях твоих познай Его», пока «мрак не превратится в свет».

Следовательно, каждый должен следовать примеру Хашмонеев, вплоть до самопожертвования, игнорируя превосходящее большинство, как в древности наши предки – «слабые и малочисленные против могущественных и многочисленных...»

Не против Торы, но против Б-га

Наши мудрецы-талмудисты так описывают чудо Хануки. Захватив Святую Землю, греки проникли в Храм и осквернили все масло в эйхал (внутреннее помещение Храма). Когда Хашмонеи прогнали их, был найден один, случайно не тронутый греками, кувшинчик. Этого масла могло хватить лишь на один день горения, но Менора была зажжена и чудесным образом горела восемь дней, пока не приготовили новое масло.

Из текста Талмуда следует, что осквернение масла было не случайным, а умышленным. Напрашивается вопрос: если греки преследовали цель прекратить зажигание огней в Меноре, почему они только осквернили масло, с большим успехом они могли использовать его или совсем уничтожить.

Более того, мы должны предположить, что греки осквернили все масло в Иерусалиме и его окрестностях: ведь если бы поблизости оказалось ритуально чистое масло, отпала бы необходимость в чуде. Следовательно, ситуация могла быть описана более просто, с помощью слов «осквернили все масло», без дополнительного определения «в эйхале». И это определение тем более излишне, поскольку местом хранения масла был даже не эйхал, а примыкающая к нему азара.

Ответ таков: подчеркивая, что греки осквернили все масло в эйхале, наши мудрецы указывают на истинное намерение греков – это было сделано не ради предотвращения зажигания Меноры. Скорее, они хотели, чтобы обряд совершался оскверненным маслом и, следовательно, нарочно оставили его в Святилище.

На это весьма важное обстоятельство наши мудрецы указывают в кратком, приводимом ниже, описании Хануки.

Ханука напоминает столкновение двух миров: еврейского мира, живущего по Торе и основанного на чистом монотеизме с его идеей святости в повседневной жизни, с одной стороны, и эллинской культуры с ее многобожием и материалистическим образом жизни, с другой. Силой оружия греки пытались навязать завоеванным народам свою культуру. Их целью не было искоренение местных культур, а скорее эллинизация и ассимиляция народов. Такой же была и политика Антиоха, когда Иудея перешла под его господство. «Греческая империя была намерена заставить евреев забыть Твою Тору и преступить Твои законы».

Греки готовы были признать Тору или даже принять ее как совершенное и прекрасное литературное произведение, поэму, собрание мудрости, глубокой философии и так далее, однако с условием считать ее человеческим творением, чем-то вроде их мифологии (которая была создана людьми, и где божества представали в людском обличье, с человеческими характерами и страстями). Так и Тора могла – нет, должна была – быть измененной со временем, чтобы гармонировать со взглядами руководящего класса, новыми идеями и нравами того времени, которые, безусловно, расходились с постоянством и непреложностью религиозных институтов, таких как Суббота, обрезание и другие.

Следовательно, они собирались не замалчивать Тору, а умалить ее восприятие как Б-гом данного слова. Они не испытывали отвращения к моральным и этическим ценностям Торы, но запрещали «хуким» – так называемые «сверхрациональные» законы, которые более чем другие отличают еврейский образ жизни и делают ее специфически еврейской, святой и чистой.

Более того, и в этом была самая большая опасность греческого проникновения в эйхал, они одобряли, они готовы были зажечь Менору, чтобы ее свет распространялся повсюду, как и прежде, за исключением того, что этот свет должно было давать масло, хранившее след «прикосновения» осквернивших его язычников.

Менора, с зажженным в ней святым и чистым маслом, была материальным символом чистоты еврейской жизни, и ее Вечный Свет передавал это послание Храма каждому еврею, где бы он ни находился. Греки решили уничтожить этот символ. И в самом деле, ведь были евреи-эллинисты, которые думали, что «прикосновение» более «искушенной» и «современной» греческой культуры приведет к слиянию ее с еврейской религией и Торой. Но горсть Хашмонеев, чье зрение не было затуманено, увидели в этом «прикосновении» фатальный взрыв, который поражает внутреннюю святыню еврейской жизни.

Еврейская душа – часть Вечного Света

Справедливое для «тех дней» остается истинным навсегда. Под давлением окружающего мира еврей может найти в своем «святилище» идеи и нравы, чуждые еврейскому образу жизни, несовместимые и вредные ей. Но во внутренней святыне его души всегда сохраняется «кувшинчик чистого масла» или «искра» Всевышнего, недосягаемая для осквернения. Надо зажечь ее, и, хотя вначале это может быть крохотный огонек, вспыхнувший на мгновение, его достаточно, чтобы в будущем он превратился в Вечный Свет.

Ни один еврей не должен быть покинут: в каждом необходимо зажечь этот святой и чистый огонь, даже если ему суждено гореть лишь один день. Он и сам по себе имеет смысл, и более того – будет постепенно расти изо дня в день и со временем осветит всю жизнь человека.

Ханука напоминает, что наибольшая опасность не там, где могут запретить еврейский образ жизни, а скорее в намерении осквернить ее, наполняя Менору нечистым маслом. Это намерение проявляет себя многими путями: в поклонении материализму и материальному успеху либо идеологиям и разнообразным «измам» как панацее от всех человеческих болезней, в преклонении перед наукой и технологией, в тенденции измерять все на свете линейкой человеческого разума и тому подобное. Не всякий из этих путей непременно исключает «религиозный опыт», но он заключает его в узкие границы, или – еще хуже – изобретают псевдорелигиозность, где освящение и обязательства приносятся в жертву удобству и компромиссу, где руководящими принципами вместо неизменной правды и святости становятся грубый прагматизм и рационализм.

Ханука учит нас тому, что святость и чистота еврейской жизни должны быть защищены любой ценой. В то же время сама Ханука, как говорит Шало (великий ученый-талмудист), оказывает животворящее влияние на весь мир.

Когда произошло освящение Храма, Ханука указала на обновление мира, ведь мир был создан ради Торы и выполнения заповедей. Греки попытались отменить Тору и заповеди среди евреев. Когда Хашмонеи превозмогли их, значение Торы и заповедей усилилось, и так был обновлен мир...

Как Творение началось со слов «Да будет Свет», так и заповеди Хануки начинаются с зажигания свечей.

Все заповеди результативно воздействуют на мир, но результат не всегда заметен глазу или не всегда проявляется немедленно после свершения заповеди.

Например, суть всех заповедей – заповедь цдаки – награждает дающего цдаку и его семью жизнью и средствами к существованию и одновременно приносит жизнеспособность в мир. Но это не происходит по принципу «что посеешь, то и пожнешь» – действие цдаки скрыто от физического глаза или понимания «натуральным» мышлением.

Однако есть нечто выдающееся в заповедях, связанных с зажиганием свечей, как в Храме в старину, в Субботу, во время праздников и так далее. Здесь результат действия – появление света – виден немедленно: он и должен быть виден всеми, кто находится в доме.

Среди этих заповедей заповедь зажигания ханукального света уникальна. Она требует выполнения «напоказ» – для внешнего мира; согласно правилам, подсвечник должен быть выставлен «у двери дома, снаружи» (если возможно, или же в окне).

Таким образом, любой прохожий, включая нееврея, немедленно заметит ханукальный свет, который освещает окружающий мир. Более того, о наступлении Хануки известно заранее, и мир знает, что евреи повсюду выполнят заповедь зажигания свечей, которые разгонят тьму ночи (так как время зажигания ханукального подсвечника наступает после заката солнца).

Зажигание ханукальных свечей демонстрирует физически глазу и каждому проходящему, даже нееврею, что в еврейском доме светло, когда вокруг темно. Это особо подчеркивается тем, что ханукальные свечи зажигают после захода солнца «у двери дома, снаружи», чтобы видно было и внешнему миру, как Тора и заповеди не ограничиваются стенами дома, а сияют всем окружающим.

Физическое – это следствие духовного

Когда мы находились в тяжелом положении, когда потребовалась высокая самоотверженность, Всевышний заповедал нам ханукальные свечи. В такое время недостаточно освещать лишь свой дом, ибо на «улице» темно, и эта тьма способна проникнуть внутрь. Необходимо приложить усилия, чтобы осветить и «улицу». Даже если тьма велика, ее нельзя бояться. Наоборот, необходимо самоотверженно освещать «улицу» и каждый день увеличивать количество света. Нельзя удовлетворяться вчерашним количеством свечей, необходимо ежедневно добавлять еще и еще. Сегодня одна свеча, завтра две, послезавтра три и так далее. Невозможно начинать сразу со многих свечей. Начинают с одной, будучи готовыми назавтра зажечь две и послезавтра три, пока не станет светло на «улице».

Начало празднику положило чудо зажигания Меноры чистым священным маслом, которое обошло грязное прикосновение. На первый взгляд – поскольку речь идет о свете – так ли уж важно, было или не было масло тронуто и осквернено, ведь, разумеется, трудно ухудшить качество и интенсивность света прикосновением, не так ли?

Однако мудрецы провозгласили решающим моментом, сутью праздника Хануки чудо с маслом. Они не уменьшили и не проигнорировали значение великих чудес на поле битвы (о чем упоминаем мы из года в год в молитве). Но вывод их очевиден: в сфере Торы и заповедей, символизируемых ханукальными свечами, должны царить абсолютные чистота и святость. И не дело человеческого разума искать причину этому: какая, мол, разница, и не стоит обращать внимания на незначительное, кратковременное осквернение.

Свет, которым освещен Храм, должен быть абсолютно чист, без малейшего загрязнения. В этом суть.

Путь еврея в его повседневной жизни освещает свет, о котором сказано: "Заповедь – светильник, а Тора – свет». Этот светильник и сам процесс зажигания нужно тщательно беречь от осквернения, и тогда дорога будет безопасной.

Наши, благословенной памяти, мудрецы утверждали, что ханукальные свечи будут сиять всегда. Зажигание семисвечной Меноры в Храме прекратилось, зажигание восьмисвечного ханукального светильника продолжается непрерывно. И не только на Святой Земле, но и в диаспоре, и не только в Храме, но и в каждом еврейском доме. «Свечи Хануки никогда не перестанут гореть» означает также: их учение вечно, во все времена и повсюду и – как упомянуто – для каждого еврейского дома, каждого еврея и еврейки. Поступки человека и его семьи, а главное – воспитание сыновей и дочерей (слова «Ханука» и «хинух» – воспитание – происходят от одного корня) должны освещаться и направляться чистым светом Торы во все возрастающей степени до тех пор, пока это пламя не начнет освещать и тьму внешнего мира.

Ввиду особого значения глубоко любимой заповеди ханукальных свечей существует обычай исполнять эту заповедь в стиле «меадрин мин амеадрин» – наиболее прекрасным образом, а именно: зажигая в каждую ханукальную ночь все больше и больше свечей. Хотя эта заповедь полностью выполнена зажиганием одной свечи в первую ночь Хануки, она обретает более совершенную форму с прибавлением еще одной во вторую ночь, и евреи продолжают увеличивать число зажигаемых свечей в каждую следующую ночь Хануки – для предельного увеличения света.

Отсюда следует важный урок: каким бы удовлетворительным ни было соблюдение Торы и заповедей в этот день, от еврея ожидается еще лучшее на следующий день и еще более высокое послезавтра. Для совершенствования доброты и святости всегда есть место, поскольку они безграничны, происходя от БЕСКОНЕЧНОСТИ.

...Мы, евреи, всегда были малочисленны; много тиранов пыталось уничтожить нас за нашу веру. Иногда они направляли свои отравленные стрелы против наших тел, иногда – против наших душ. Горько признавать, но многие из наших братьев по той или иной причине отворачивались от Б-га и Его Торы и старались облегчить себе жизнь, подчиняясь диктату победителя.

В такое бедственное время мы должны уподоблять себя Хашмонеям, сохранившим верность заветам отцов. Нужно помнить, что в сердце каждого еврея запрятана «капля чистого масла», и, вспыхнув, она разгорается в огромное пламя. Эта «капля чистого оливкового масла» – Вечный Огонь, свет которого может и должен прорезать темноту нашей ночи теперь и всегда, пока каждый из нас не увидит своими глазами исполнение обещаний пророка о нашем конечном избавлении и торжестве. И, как в дни Хашмонеев, «нечестивый будет вновь побежден праведным, а замышляющий зло – теми, кто следует заветам Б-га, и всему народу Израиля будет оказана большая помощь».

№: 55

Самые популярные материалы