Из учения Ребе

Послание Ребе

13.09.2014

С Б-жьей помощью,

в дни слихот 5736 г.

Бруклин, Нью-Йорк.

Ребе

 

 

Сыновьям и дочерям еврейского народа,

где бы они ни находились,

да пребудет с ними Всевышний,

 

Мир и благословение!

 

3а несколько дней до начала нового года, в дни слихот – молений о прощении и милосердии, когда все аспекты месяца элула находят еще более глубокое выражение, и в дополнение к тому, что говорилось в письме от восемнадцатого элула, где указывалось, что сущность еврея связана с силой жизни, о которой написано: "А вы, приверженные ко Всевышнему, вашему Б-гу, вы всеживы сегодня", – что достигается жизнью, соответствующей Торе Жизни, и исполнением заповедей, о которых написано: "И будет жить ими" –

нужно увеличить эту жизненную силу, приближаясь к Рош Ашана, когда мы просим: "Вспомни о нас для жизни, Король, желающий жизни" – увеличить качественно и количественно, а также и позднее, во время десяти дней покаяния, в соответствии с выражением наших мудрецов: "Оживляющий живых".

 

 

Оживляющий живых

 

 

"Оживляющий живых" – так называют наши мудрецы Всевышнего, ибо Он – источник Жизни. Это означает также, что живые (те, кто уже может быть так назван) получают от Него (Всевышнего, Творца всех) еще "душу к душе" и "добавочную душу" и т.д.

Но ведь сказано: "И ходи Его путями" – нужно следовать путями Всевышнего и развивать в себе Его свойства: "Как Он называется милосердным, так и ты будь милосердным и т.п." – как Всевышний одаряет нас всеми благами даром и в изобилии, так должен каждый еврей быть милосердным и т.п. То же самое следует сказать и в отношении свойства Всевышнего "оживляющий живых". Каждый еврей должен оживлять живых – вызывать к жизни силу жизни в живых евреях, причем не только усиливать в них жизнь (количественно), но делать так, чтобы в них возникла новая жизнь (качественно), чтобы изменение было столь же значительным, как если бы камень был оживлен.

А так как это веление Всевышнего, ясно, что Он дает силы, для того чтобы это выполнить предельно совершенно.

И так как основное – конкретное действие, то и "оживление живых" должно выразиться конкретным образом, начиная с исполнения заповеди, предписывающей подавать милостыню бедным, что связано с жизнью, поскольку милостыня оживляет неимущего и его семью.

Самый простой смысл этого действия – сохранить жизнь бедного, но есть и более глубокий смысл: когда бедный находится в тяжелом положении и не знает, "откуда придет мне помощь", тогда, если помогающий ему делает это охотно, доброжелательно и с открытым сердцем, он оживляет человека в гораздо более глубоком смысле.

И от милостыни вещественной к милостыне духовной. Ведь известно, что корень и источник всего вещественного – в духовных мирах, откуда вещественное происходит и откуда оно черпает существование и жизненные силы.

О милостыне в духовном смысле, в смысле "оживления живых", наши мудрецы сказали: "Тот, кто учит Торе сына друга своего, как бы родил его", а ученики названы сыновьями.

Имеется здесь в виду ученик не только по возрасту, но и взрослый человек: он – ученик, так как изучает Тору и заповеди.

Заповедь о духовной милостыне налагает обязанность на каждого еврея, мужчину и женщину, создавать условия для того, чтобы все евреи, от малого до великого, изучали Тору и исполняли ее заповеди.

И благодаря милостыне вещественной и – в еще большей степени – благодаря духовной милостыне, ведь в милостыне, оказании помощи отражено содержание всех остальных заповедей, еврей становится "оживляющим живых" в самом реальном смысле.

 

 

Плоды и плоды плодов

 

 

Основа духовного служения еврея, как по отношению к самому себе, так и по отношению к своему окружению (а эта основная форма служения в целом охватывает все три основания: изучение Торы, молитву и оказание помощи, а также покаяние, возвращение ко Всевышнему – что имеет особую связь с этими днями года), выражена великим правилом Торы: "Люби ближнего своего как самого себя". В свете сказанного это означает, что во всех видах духовного служения, и прежде всего во всеобъемлющей заповеди любви к ближнему, должно найти свое выражение "оживление живых". Все это должно делаться с такой душевной силой, теплотой и энтузиазмом, чтобы этим проникались души всех, к кому вы обратитесь, и они в свою очередь также станут "оживляющими живых", чтобы и они давали, по выражению наших мудрецов, плоды и плоды плодов, захватив все концы мира, так, что станут наконец, как написано: "живы все сегодня".

 

 

* * *

 

 

И да будет воля Всевышнего, чтобы это духовное служение, проникнутое все возрастающей силой жизни и светом, как упоминалось выше, умножило еще более благословения Того, чье Имя благословенно, Он же беспределен и беспредельны Его благословения.

И да будет каждому вместе со всем еврейским народом добрая запись и подпись на новый год, наступающий для нас и для всего Израиля, неся добро и благословение. И да будет живо во всех и исполнено то, что написано: "Мы славим Тебя, Всемогущий, мы славим Тебя, и Имя Твое всегда близко к нам для защиты нашей и помощи нам, и мы, как и отцы наши, провозглашаем чудеса Твои".

 

С уважением и благословением

на добрый и светлый год

в материальном и в духовном отношении,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С Б-жьей помощью,

6 тишрея 5737 г.

Бруклин, Нью-Йорк.

Сыновьям и дочерям еврейского народа,

где бы они ни находились,

да пребудет с ними Всевышний,

 

Мир и благословение!

 

Десять дней от Рош Ашана до Йом Кипура выделены в году как дни покаяния (а покаяние –  "оживление живых"), ибо в это время оно более осуществимо и действенно, и влияние его распространяется на все дни нового года.

Эти дни отличаются также и тем, что тогда Всевышний особенно близок – так наши мудрецы истолковывают слова: "Ищите Всевышнего, когда Он есть (раскрывает Себя), взывайте к Нему, когда Он близок", связывая их с периодом десяти дней покаяния.

В эти особые в духовном отношении дни все, что может нас связать со Всевышним, ближе, легче и достижимее, чем во все остальные дни года. И хотя еврей всегда должен быть в состоянии сказать о себе: "Я постоянно мыслю о том, что Всевышний передо мной" (а так как главное – действие, это должно также выразиться и в действии конкретно, что создает возможность принятия благословения Всевышнего: "И благословит тебя Всевышний во всем, что ты будешь делать") – однако, в силу особого духовного значения этих дней, в это время тем же действием можно достичь гораздо большего, чем в иное время, а если приложить больше усилий, легко себе представить, как велик может быть результат.

Эти дни имеют еще одну особенность. Многое из того, что в обычное время может быть достигнуто лишь при собрании многих, во время десяти дней покаяния достижимо усилиями одного. А так как известно, что собрание многих всегда имеет большее значение, чем один человек, понятно, что и в эти дни усилия многих могут сделать гораздо больше, чем усилия одного.

Предпочтение многих одному имеет место не только при молитве, но также и при выполнении любых добрых дел и заповедей.

Потому эти дни – время, когда необходимо всем напоминать и во всех пробуждать желание использовать эти особо благоприятные дни, делать все больше и больше добрых дел и, по возможности, при участии множества людей. И прежде всего "основу и корень Торы" – заповедь любви к ближним, объединяющую всех евреев, и в частности также три основания: изучение Торы, молитву и милостыню (оказание помощи), причем последнее, милостыня, обобщает в себе все остальные заповеди.

 

 

Молитва и милостыня

 

 

В продолжение того, что было уже сказано, и в дополнение к особой просьбе, обращенной в свое время к руководителям синагог: синагоги, в основном используемые для молитвы, сделать также местом изучения Торы и оказания помощи (милостыни), и исполнять все это при участии многих.

Я хочу обратиться также к учебным заведениям, основное назначение которых изучение Торы (йешивы, хедеры, талмуд-торы и проч.), чтобы в стенах этих учебных заведений (независимо от того, что учащиеся то же исполняют в синагоге) были введены также молитва и милостыня при общем участии. А в тех учреждениях, которые занимаются сбором и распределением милостыни, дополнить и ввести два остальные основания – давать средства также и в поддержку мест изучения Торы и молитвы, разумеется, не в ущерб материальной помощи, уделяемой бедным, но в дополнении к ней.

И, как уже было сказано, там, где все это уже было введено раньше, увеличить все, что делается (количественно и качественно), в соответствии с особым значением десяти дней покаяния:

Так как это время "нахождения" и "близости" Всевышнего, а известно, что следует поступать так же, как и Он: "И ходите Его путями, как Он милосерд…» и т.д. – каждый еврей должен также "быть" во всем и быть "близким", все больше и больше делать добрых дел, делать это все лучше, совершеннее и больше, количественно и качественно, и относится это ко всем, как индивидуально, так и как к членам общества, народа.

И, само собой разумеется, все это должно быть продолжено с той же живой отдачей и даже с еще большей силой в продолжение всего года.

 

 

* * *

 

 

И благодаря тому, что евреи усилят свое "присутствие" и "близость" по отношению друг к другу и по отношению ко всему народу, и каждый из них и все вместе – в отношении трех оснований: Торы, молитвы и милостыни – Всевышний, благословенно Его Имя, добавит и усилит свое "присутствие" и "близость" по отношению к каждому еврею и ко всем вместе и благословит каждого и его семью хорошей записью и подписью на новый год во всем необходимом, включая успех во всех добрых начинаниях, как уже говорилось, что в свою очередь увеличит Б-жественное благословение в материальном отношении, и дети принесут им радость и будет им жизнь и здоровье и хороший заработок

вплоть до достижения подлинного изобилия с исполнением Б-жественного обещания "И возвысит рог Машиаха своего", достижения истинного и полного Освобождения с приходом праведного Машиаха, когда сбудется сказанное: "И восторжествует праведник" – каждый еврей, ибо "Народ Твой – все праведники", а все вместе, как народ и общество, упомянуты единственным числом – "праведник".

 

С уважением и благословением

и пожеланием подписи и завершения

доброй подписи на добрый и светлый год,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С Б-жьей помощью,

13 тишрея 5737 г.

Бруклин, Нью-Йорк.

 

Сыновьям и дочерям еврейского народа,

где бы они ни находились,

да пребудет с ними Всевышний,

 

Мир и благословение!

 

По окончании священного, особо стоящего в году дня, завершающего десять дней покаяния, и в канун праздника Суккот, "времени нашей радости", которым начинается вторая половина месяца тишрея и завершаются праздники "седьмого месяца" –

ибо кроме буквального смысла названия этого месяца, "месяц седьмой", в нем есть также смысл "насыщенный" (שובע от того же корня, что и שוביעי – седьмой) – месяц, насыщенный всем благодатным, как в материальном, так и в духовном отношении, как это объясняют наши мудрецы –

нужно особо остановиться на значении наступающих дней, их связи с днями первой половины месяца тишрея и сделать соответствующие выводы.

тишрей делится в общем на две основные части, отличающиеся друг от друга, и вместе с тем они дополняют друг друга и составляют единый месяц начала нового года.

Первая часть этого месяца проникнута атмосферой покаяния, евреи стремятся выйти из своего прежнего состояния и продвинуться в другом направлении – подниматься все выше и выше к более духовному, к Б-жественному.

В этом и состоит общий смысл десяти дней покаяния, и наши мудрецы объясняют, что указание (которое является также и просьбой): "Ищите Всевышнего тогда, когда Он есть (раскрывает Себя), взывайте к Нему, когда Он близок" – относится к десяти дням покаяния. В последующие четыре дня еще звучат отголоски покаяния, и только пятнадцатый день месяца считается "первым днем", началом нового счета дней.

Вторая часть месяца тишрея имеет другое направление – принести Б-жественное в мир, проникнуть вещественной обращенностью к Б-гу и всем, что Им заповедано, проникнуть до такой степени, что это вызовет радость, пение и танцы, а это – центральный смысл праздника Суккот, "времени нашей радости". Заповедь, связанная с этим праздником, состоит в том, что самое обыденное – еда, питье и т.п. – должно происходить в шалаше, в сукке, и, таким образом, принятие пищи вводится в сферу заповеданного, оно напоминает о чудесах, сопутствовавших евреям при выходе из Египта и т.п.

Эта радость особенно явственно проявляется в обряде, совершаемом с помощью "арба миним" (четырех видов растений), который исполняется уже в первый день Суккота (за исключением субботних дней), как написано в Торе: "И возьмите в первый день плод великолепного дерева" (и выбрать именно красивый плод) и еще три вида растений, и они послужат для исполнения заповеди, в сопровождении благословения: "Освятивший нас Своими заповедями и Повелевший нам" и радости: "И возрадуетесь перед Всевышним Б-гом вашим".

Эти два направления месяца тишрея, одно из которых ориентировано снизу вверх, а другое – сверху вниз, дополняют друг друга и представляют собой единое целое, как было сказано выше.

 

 

О единстве

 

 

Есть общий основной момент, соединяющий эти две части месяца тишрея, он служит вводной темой к этому месяцу и выражается во всех его деталях, и это – единство еврейского народа.

В последнюю субботу перед началом нового года в присутствии всего народа читается глава, которая начинается словами: "Вы все стоите сегодня перед Всевышним Б-гом вашим" – евреи стоят все вместе перед Всевышним, все как один, как единое тело.

Подобным образом вторая часть этого месяца вводится заповедью сукки, которая охватывает и объединяет всех находящихся в ней, всех одинаково, великих и простых, и объединение это настолько полно, что, как сказано: "Все евреи достойны того, чтобы сидеть в одной сукке".

Еще более ясно единство еврейского народа выражено в заповеди "арба миним", в которой "четыре вида – этрог, пальмовые ветви, мирт и ветки ивы – представляют, как известно, четыре типа евреев, из которых одни имеют "вкус" и "аромат" (Тора и заповеди), другие же (пока) этого не имеют. Но только при соединении всех четырех видов вместе возможно исполнение этой заповеди.

 

 

Каждый еврей, как часть тебя

 

 

Как и во всех вопросах Торы, здесь есть для нас много указаний и намеков. Одно из наиболее простых и ясных указание, связанное с конкретным действием, а ведь действие – основное, и это – заповедь "Люби ближнего своего как самого себя".

Как это подчеркивалось много раз, смысл этой заповеди – любить евреев, каждого еврея, каким бы он ни был и где бы он ни был, и любить как самого себя, как часть самого себя – так объясняет Иерусалимский Талмуд – видеть в другом плоть от плоти и кость от кости своей, будто он – одно с тобой тело.

И еще смысл есть в выражении "как самого себя": так же, как каждый любит себя, зная собственные недостатки, когда "любовь (к самому себе) покрывает все грехи", и сознавая свои недостатки, человек все же заботится обо всех своих нуждах, материальных и духовных, отдает этому много сил и энергии, так же следует относиться к другим евреям.

И особенно, если принять во внимание, что в отношении собственных недостатков каждый знает истину, но никто не знает, что у другого в душе, и потому можно легко ошибиться.

 

 

* * *

 

 

И да будет воля Всевышнего, чтобы время нашей радости было в полной силе, и так же, как цель каждого праздника в том, чтобы влияние его распространилось на следующие за ним дни и оживило их, пусть так будет и со временем нашей радости, пусть эта радость наполнит своим духом и оживит собой все дни года, и да будет, как написано: "Я всегда буду рассказывать о чудесах Всевышнего, восхвалять Б-га Яакова".

 

С уважением, благословением и

пожеланием веселого праздника,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С Б-жьей помощью,

7 мар-хешвана 5737 г.

Бруклин, Нью-Йорк.

 

Сыновьям и дочерям еврейского народа,

где бы они ни находились,

да пребудет с ними Всевышний,

 

Мир и благословение!

 

С завершением месяца тишрея, который называется "общим", обобщающим год, и весь заполнен праздниками и переживаниями, охватывающими все области духовной жизни еврея на протяжении года:

трепет перед Б-гом и принятие Его царственной воли – содержаниие праздника Рош Ашана; возвращение к Б-гу – десять дней покаяния и Йом Кипур; исполнение заповедей с готовностью и с радостью, вплоть до величайшего ее выражения, радости по поводу того, что мы обладаем Торой, – содержание праздников Суккот, Шмини Ацерет и Симхат Тора –

сейчас своевременно напомнить об обычае, который был распространен во многих местах и заключался в том, что на исходе Симхат Тора праздник завершали провозглашением: "И Яаков пошел своим путем".

Это делалось для того, чтобы, переходя к повседневности, еврей сознавал, что он – Яаков, что у него свой собственный путь, начало которого в празднике Симхат Тора и связано с радостью Торы и заповедей.

Это означает, что чем бы он далее ни занимался, пусть даже самым обычным и повседневным, он должен все делать так, чтобы были "все дела во имя Неба", и как сказано: "На всех путях твоих познай Его".

Тишрей назван "общим месяцем" также и в том смысле, что это время создания для каждого "запаса товаров" на весь год, в последующие месяцы их нужно ежедневно "распаковывать" – нельзя довольствоваться тем, что сделано во время "общего" месяца.

Такое же значение имеют общие заповеди – хотя все заповеди нужно исполнять с готовностью и очень тщательно, заботясь об исполнении малейших их деталей – общие заповеди должны исполняться еще более тщательно с еще большей готовностью, ибо индивидуальное исполнение этих заповедей имеет отношение ко всем евреям и ко всему еврейскому народу в целом.

 

 

Великое правило Торы

 

 

Одной из основных заповедей является заповедь любви к ближним, ко всем евреям. Об этой заповеди сказано, что она – "великое правило Торы" и что она обобщает в себе всю Тору.

Объясняется это тем, что все евреи представляют собой как бы единое тело, так что каждый может сказать о другом, что он его кровь и плоть. По той же причине заповедь, исполненная одним, имеет отношение ко всем евреям, а если это общая заповедь – тем более.

Поэтому сейчас своевременно еще раз напомнить о заповедях-кампаниях, о которых уже подробно говорилось не раз, и связать их со сказанным: "И Яаков пошел своим путем" – нужно идти, действовать еще больше, чем раньше, все, что свято, поднимать выше и выше. Ввиду того, что эти кампании необыкновенно важны, следует их перечислить вкратце еще раз:

КАМПАНИЯ ЛЮБВИ КО ВСЕМ ЕВРЕЯМ – любить каждого еврея как самого себя, со всеми последствиями, вытекающими из этого.

КАМПАНИЯ ВОСПИТАНИЯ – приложить все усилия к тому, чтобы не только свои, но и все еврейские дети получали воспитание в духе Торы.

КАМПАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТОРЫ – стараться изучать Тору во всякое свободное время – помимо исполнения обязанности изучать Тору ежедневно дважды в день, в дневное и ночное (вечернее) время.

КАМПАНИЯ ТФИЛИН – способствовать тому, чтобы каждый еврей надевал тфилин. Одна из первых заповедей, которые были даны евреям еще в Египте, это заповедь тфилин; к этой заповеди приравнена вся Тора.

КАМПАНИЯ МЕЗУЗЫ – способствовать тому, чтобы на двери каждой комнаты еврейского дома была прикреплена кашерная мезуза. Мезуза хранит всех и все в доме, она оберегает еврея в любом месте, куда бы он ни шел: "Всевышний сохранит тебя при выходе и при входе, отныне и навеки".

КАМПАНИЯ МИЛОСТЫНИ – распространять эту заповедь, также раздавая копилки для милостыни. Благодаря исполнению этой заповеди еврей удостаивается умноженных благословений Всевышнего, ибо и нам Его благословения даются как незаслуженный дар "из руки Его полной, открытой, святой и просторной".

(И в дополнение к перечисленному)

КАМПАНИЯ "ДОМ, ПОЛНЫЙ КНИГ" – способствовать тому, чтобы в каждом еврейском доме были еврейские священные книги, как минимум, молитвенник, Хумаш (Пятикнижие) и "Теилим" (Книга Псалмов). Эти книги послужат напоминанием о том, что нужно ежедневно изучать Тору и молиться).

И три специальные общие заповеди, возложенные на еврейских женщин:

КАМПАНИЯ СУББОТНИХ СВЕЧЕЙ – способствовать тому, чтобы все еврейские женщины и девушки, в том числе самых младших возрастов, зажигали свечи в положенное время до захода солнца в канун суббот и праздников, внося свет в еврейский дом.

КАМПАНИЯ КАШЕРНОСТИ – следить за кашерностью пищи и напитков, как дома, так и вне дома, способствовать тому, чтобы кашерность была введена в каждом еврейском доме. Благодаря соблюдению кашерности пищи очищается и освящается тело (и сердце, и мозг) евреев.

КАМПАНИЯ СЕМЕЙНОЙ ЧИСТОТЫ – основа чистоты и святости каждого еврейского ребенка, каждой еврейской семьи и всего еврейского народа.

 

 

* * *

 

Да будет воля Всевышнего, чтобы исполнились все благословения, которых желают себе евреи на новый год,

да будет он добрым и светлым годом во всех отношениях, и да будет, как уже было сказано:

Яаков – имя, обобщающее всех евреев, не только тех, которые уже сейчас стоят на высокой ступени;

пошел – идти в истинном смысле этого слова, то есть уходить от прежнего состояния и переходить на новую, более высокую ступень, ибо и при хорошем духовном состоянии нужно стремиться продвигаться все выше во всех аспектах святости;

своим путем – "своим путем" даже в тех вещах, которые, казалось бы, ничего общего с заповеданным не имеют, и в этом путь должен вести к Б-жественному, как написано далее о Яакове: "и встретились ему ангелы Всевышнего". А ведь каждый еврей – "ангел" (на древнееврейском это слово означает "посланец"), каждый – посланец Всевышнего, и его миссия – создать Всевышнему "жилище" в самом нижнем из миров, где мы живем.

И все перечисленное следует выполнять с радостью, в продолжение праздника Радости Торы (Симхат Тора), и Яаков будет петь и славословить: "Воспою Б-гу Яакова", и мы вскоре удостоимся времени, когда "восторжествует праведник" с приходом нашего праведного Машиаха.

 

С уважением, благословением и

пожеланием успехов и добрых вестей

во всем вышесказанном,