О месяце

Конец и начало года

8.09.2014

Дольки яблок с капельками меда,

Протяжные звуки бараньего рога,

Белая курица над головою,

И вода, что наши грехи все смоет…

Это лишь немногие из удивительных обычаев праздничного месяца тишрея…

Что отличает каждый из осенних еврейских праздников? Почему именно эти обычаи стали их визитной карточкой? И как правильно эти обычаи исполнять?

 

Бини Вайнфельд

 

Месяц элул – это особое время, данное нам Всевышним для того, чтобы задуматься о своих поступках в прошлом году и подготовить себя к наступлению нового года. В дни этого удивительного месяца Всевышний близок к нам как никогда, а значит, стоит воспользоваться этими днями для молитв и просьб о самом сокровенном и важном, и поэтому еврейские мудрецы установили особенные обычаи для этого времени года.

 

3 главы «Теилим» в день. Начиная со второго дня месяца элула, принято читать каждый день по три дополнительных главы из книги «Теилим». 2 элула читают с 1-го по 3-й псалом, 3 элула – с 4-го по 6-й и так далее, вплоть до Йом Кипура. В Йом Кипур читают оставшиеся тридцать шесть псалмов и, таким образом, заканчивают всю книгу «Теилим».

В элуле принято давать больше денег на добрые дела, помогать ближним и проявлять заботу и милосердие по отношению к окружающим. Также важно проверить мезузы и тфилин. Несмотря на важность происходящего в этом месяце, основной настрой человека должен быть радостным, потому что это время особенной милости со стороны Всевышнего, а также время обновления, время, когда закладывается основа для наступающего года.

 

В течение 28 дней принято трубить в шофар – полый бараний рог. Протяжные, стонущие звуки рога пробуждают еврейскую душу и напоминают ей, что именно сейчас нужно приблизиться к Б-гу и Его Торе. Так мы трубим с начала месяца элула и до дня накануне Рош Ашана. Но в день, предшествующий празднику Рош Ашана не трубят в шофар. Почему? Чем ближе такой важный день, тем, казалось бы, необходимее было бы трубить в шофар?! Одно из объяснений гласит, что обычай велит нам сделать однодневную передышку, чтобы «запутать» ангела-обвинителя, который каждый раз поднимается во время трубления в шофар и пытается отговорить Всевышнего прощать евреям их грехи. Поэтому накануне Рош Ашана мы не трубим, чтобы не дать этому ангелу возможность обвинять еврейский народ накануне святого дня. Другое объяснение прекращения трубления в шофар накануне еврейского Нового года связано с тем, что мы хотим отделить трубление в шофар в элуле, которое является обычаем еврейского народа, от трубления в шофар в сам праздник Рош Ашана, которое является для нас заповедью из Торы.

 

12 дней – с 18 элула до Рош Ашана. 18 элула называют днем, который «дает жизненность месяцу элулу». В этот день родились такие великие праведники как Баал Шем Тов, основатель всего хасидизма, и раби Шнеур-Залман из Ляд – основатель хасидского движения Хабад. Хасиды называют этот день «днем, когда взошли светила» и отмечают это событие хасидским застольем. Начиная с этого дня, нам остается всего лишь 12 дней до Рош Ашана, а в году, как известно, 12 месяцев. Хасидизм объясняет, что каждый из этих двенадцати последних дней года связан с одним из месяцев уходящего года, и поэтому еврей может мысленно оглянуться в прошлое и исправить то, что ему хотелось бы исправить в каждом из месяцев заканчивающегося года.

 

Начиная с последней недели года, принято говорить каждый день «Слихот» – молитвы, выражающие раскаяние и надежду на полное и скорейшее избавление. А в конце каждой утренней и дневной молитвы в течение всего элула добавляют главу «Теилим», начинающуюся со слов «Псалом Давида. Г-сподь – свет мой».

 

2 в 1 – праздник Рош Ашана. Наступает долгожданный день Рош Ашана, а точнее два дня, которые и составляют вместе этот праздник. С этого дня начинается новый год. 1 тишрея был сотворен человек и, тем самым, закончено творение мира. Также как в человеческом теле голова управляет всем организмом, так и еврейский год получает все влияние и силы от своей «головы» – праздника Рош Ашана, ведь на иврите «рош» значит «голова». Хотя праздник и длится два дня, его принято называть «йома деарихта» – «длительный день», потому что, по сути, первое и второе тишрея объединяет один и тот же внутренний смысл.

 

День коронации Короля

В день Рош Ашана вы услышите 100 трубных звуков шофара в синагоге. Трубление в шофар является основной заповедью этого праздника, потому что, во-первых, так принято делать во время коронации королей, а Рош Ашана – это день, когда мы признаем над собой и всем миром власть Всевышнего и объявляем о своем желании быть его подданными, его народом; а во-вторых, звуки шофара, как уже было сказано ранее, пробуждают еврейскую душу к раскаянию и возвращению к Б-гу.

Молитвы этого праздничного дня посвящены не только нашим просьбам о том, чтобы Всевышний правил нами, но и тому, что мы просим для себя хорошего и мирного года, здоровья, материального благополучия…

Не странно ли, что в такой святой день, как Рош Ашана, когда решается, каким будет весь наступающий год и когда Всевышний вновь поднимается на королевский трон, чтобы править миром, евреи осмеливаются просить о таких «низменных» и материальных вещах, как например, заработок? Не противоречит ли это святости такого дня? Сама по себе идея коронации означает, что человек абсолютно подчиняет себя высшей власти, а если так, то как может быть, что в момент, когда он признает, что нет иной власти, кроме Б-жественной, он осмеливается просить Царя Царей о своих личных нуждах? Тем не менее, в этом нет ни малейшего противоречия: Король обязан заботиться о своих подданных, о том, чтобы у них был достаток и благополучие, и тогда подданные смогут лучше исполнять волю Короля. Истинный смысл наших просьб о материальном благополучии не в том, что мы стремимся именно к нему, а в том, что мы мечтаем с полной отдачей исполнять волю Всевышнего, и именно в этом и состоит наша цель, а материальные блага, здоровье и достаток – лишь средства для ее достижения.

 

Праздничные трапезы украшают традиционные блюда, называемые на иврите «симаним» – «знаки» – и символизирующие наши пожелания в новом году.

Гранат ставят на стол, чтобы «увеличились наши заслуги, как число зерен граната»; финики, «чтобы погибли и исчезли все наши ненавистники»; яблоко в меду, «чтобы год был сладким» и так далее.

 

На исходе первого дня праздника принято отправляться на берег моря, реки или любого другого водоема, чтобы там провести обряд «ташлих». Стоя на берегу реки, мы вытряхиваем над водой карманы или полы одежды, как бы показывая этим, что мы избавились от всех своих грехов и теперь мы чисты и готовы войти в новый год.

10 дней раскаяния. Период между праздниками Рош Ашана и Йом Кипур называется десятью днями раскаяния. После того как в Рош Ашана Всевышний записал для каждого из нас приговор на будущий год (как пройдет год, сколько денег мы заработаем, будем ли здоровы и проч., и проч.), наступают десять дней раскаяния, когда мы своей молитвой и добрыми делами можем повлиять на свой приговор и изменить его к лучшему.

 

3 книги открываются в Рош Ашана перед Всевышним, так говорит Талмуд: Книга абсолютных праведников, Книга абсолютных грешников и Книга средних. Праведники сразу получают запись в Книге Жизни и удел в будущем мире. Грешники тоже немедленно получают запись о том, что не получат они удела в будущем мире, и лишь для средних чаша весов продолжает колебаться вплоть до Йом Кипура. Это время стоит использовать для молитвы, благотворительности и раскаяния. Если такие люди смогут исправить себя и свои поступки, они получат запись в Книге Жизни, а если нет – то горе этим несчастным…

Так высок эмоциональный накал этих 10 дней, что присутствие Всевышнего чувствуется совсем близко. И, даже если кажется человеку, что он не заслуживает того, чтобы Всевышний открылся ему, то в десять дней раскаяния Б-г раскрывается каждому еврею независимо от его заслуг, и поэтому не стоит отчаиваться и думать, будто человек не сможет приблизиться к Всевышнему и получить прощение грехов – Врата раскаяния никогда не закрываются.

В течение десяти дней раскаяния, а по обычаю хасидов Хабада накануне Йом Кипура, принято проводить обряд «капарот». Берут курицу (для женщины) или петуха (для мужчины), крутят ею три раза над головой и произносят: «Это замена мне, прими это вместо меня, это выкуп мой. Пусть уделом этого петуха (курицы) станет смерть, а моим уделом – благополучная и долгая жизнь!». После этого курицу относят к резнику, а после забоя и проверки на кашерность ее мясо отдают бедным.

 

10 тишрея. Это день, когда приговор на будущий год скрепляется окончательной печатью. Об этом дне сказано, что он «сам искупает грехи». Это значит, что святость Йом Кипура так высока, что сама по себе искупает грехи еврейского народа.

 

Даже если в течение года человек оступался и грешил, то когда наступает Йом Кипур и еврей отвлекается от всего материального (не ест и не пьет), он, таким образом, очищает свою душу и показывает, что все грехи и ошибки – это только внешняя грязь, которая налипла на его душу, а еврейская душа сама по себе чиста и свята, и ничто не может ей навредить. Когда еврей соблюдает заповеди Йом Кипура (постится, не носит кожаную обувь и проч.), святость этого дня искупает его грехи, так как благодаря этой святости в еврейской душе раскрывается связь со Всевышним, которой ничто не может навредить и которую никто не может прервать. Но если человек обидел своего ближнего, то Йом Кипур не смоет с него этот грех, пока обидчик не попросит прощения у обиженного им человека.

Йом Кипур мы посвящаем посту, молитвам и раскаянию.

 

7 + 1 = Суккот. Во времена существования Храма евреи поднимались в Иерусалим трижды в году: в Песах, Шавуот и Суккот.

 

В праздник Суккот нам заповедано исполнять 3 заповеди. Одна из них называется «сукка»: Тора повелевает нам построить шалаш с четырьмя стенами и крышей из срезанных веток и находится в нем в течение праздника. Самым важным в этой заповеди является нахождение в сукке во время первого вечера праздника, 14 тишрея, но в действительности евреи стараются кушать в сукке и принимать в ней гостей в течение всех семи праздничных дней. Среди хасидов принято вне стен сукки не выпивать даже стакана воды. Смысл этой заповеди заключается в том, чтобы напомнить евреям о тех облаках славы, которыми Всевышний окружил их после исхода из Египта.

 

4 вида растений. Это вторая из заповедей праздника Суккот. В этот необычный «букет» входят этрог (вид цитрусовых), лулав (ветвь финиковой пальмы), адас (ветви мирта) и арава (ветви ивы). Тора заповедала нам взять эти четыре вида растений и, произнеся на них благословение, потрясти ими в каждый из дней праздника, за исключением субботы. Лучше всего исполнять эту заповедь под сенью сукки. Каждый раз перед исполнением заповеди о «лулаве» следует сказать благословение: «Благословен Ты…, повелевший нам брать в руки лулав». А в первый день праздника, перед тем как исполнить эту особенную заповедь впервые в этом году, мы говорим: «Благословен Ты…, давший нам дожить до этого времени».

 

Третья и самая приятная заповедь праздника Суккот – это веселье! Конечно, каждый еврейский праздник – это радостное событие, но именно в праздник Суккот радость становится отличительной особенностью. Во времена существования Храма в Суккот на жертвенник возливали воду, и это событие сопровождалось настолько веселыми песнями и танцами, что мудрецы Талмуда сказали, что «тот, кто не видел своими глазами веселье во время возлияния воды на жертвенник, никогда не видел настоящей радости». В память об этих радостных минутах каждый вечер праздника Суккот стараются устраивать танцы.

 

Праздник Суккот длится семь дней и еще один день. Какой странный обычай… Мудрецы объясняют это притчей о короле, который пригласил к себе сыновей, а когда настало время разъезжаться, он попросил детей задержаться еще на один день, потому что ему было трудно расстаться с ними. Так, после семи праздничных дней Король Вселенной просит еврейский народ остаться с Ним еще на один день, и день этот называется Шмини Ацерет, в земле Израиля в этот день празднуется также и Симхат Тора.

 

Симхат Тора. Каждый Шабат в течение всего года мы читаем в синагоге по одной недельной главе.Тора разделена на главы таким образом, чтобы в течение одного года мы смогли прочесть всё Пятикнижие. В праздник Симхат Тора кончается годовой цикл чтения Торы, и это является поводом для большой радости: евреи собираются в синагогах, достают свитки Торы и пляшут с ними, не жалея ног.

В толпе танцующих мелькают веселые лица, в руках у евреев тяжелые свитки, закрытые богатыми вышитыми бархатными чехлами… Но почему Тора закрыта? Ведь это ее праздник! Да потому что в радости все равны – и великий мудрец, и простой сапожник! В этот день еврейский народ веселится потому, что чувствует свою связь с Торой и Всевышним. Симхат Тора – «радость Торы», это праздник радости о того, что мы евреи, без всяких чинов и различий, и именно поэтому радость так велика!