Интервью

Мелодия души

5.09.2014

Открывая утром глаза, Рики всегда радуется тому, что Всевышний вновь вернул ей душу, и от этого привычные слова молитвы «Модэ ани» обретают свой истинный и искренний смысл. В ней еще живо воспоминание о том, как она заново училась дышать, и поэтому каждый свой новый день Рики принимает как драгоценный подарок Свыше.

Интервью с Рики Оголь, 44-летней мамой шести очаровательных детей, которая в 30-летнем возрасте пережила клиническую смерть, а, придя в себя, вдруг серьезно увлеклась музыкой. Отсутствие музыкального образования не помешало ей стать автором и исполнительницей собственных песен.

Ципи Кольтинюк

 

Все началось, когда Рики родила своего четвертого ребенка. Старшей из дочерей было пять с половиной лет, когда ее мама держала на руках новорожденную сестричку. Рики Оголь нарадоваться не могла своим замечательным и милым дочерям. Сама она выросла в небольшой семье и поэтому с детства мечтала о том, чтобы ее собственный дом был наполнен детскими голосами. Но после четвертых родов на Рики внезапно обрушилась болезнь – послеродовая депрессия. К сожалению, врачи не смогли вовремя диагностировать болезнь, и поэтому Рики пыталась справиться с проблемой сама, без медикаментов. Она занималась детьми, ухаживала за домом, но при этом чувствовала внутреннюю пустоту, как будто что-то погасло внутри нее.

- Мне казалось, что я потеряла Рики. Я не узнавала саму себя. Я смотрела на своих девочек и понимала, что радость жизни куда-то пропала, и я не могла понять причины этого. Я поняла, что обязана сделать что-нибудь, чтобы вернуть себе радость. Тогда я решила, что займусь музыкой, которая исчезла из моей жизни в то время, когда я начала соблюдать заповеди.

 

Чтобы понять, почему наша героиня оставила музыку, и узнать, как складывалась дальнейшая жизнь матери большого семейства, нам придется начать рассказ издалека.

 

Возращение к Торе и внезапная свадьба

Рики Оголь родилась в израильском городе Хадера. Родители души не чаяли в ней и ее младшем брате. В семье немного соблюдали традиции: в доме строго разделяли между мясной и молочной кухней, зажигали субботние свечи и делали «кидуш», но при этом не отказывались от удовольствия посмотреть телевизор в субботу или праздники.

 

Дедушка Рики пережил войну. В огне Катастрофы погибла его жена и шестеро детей, но эта трагедия не ослабила его веру во Всевышнего – даже после войны он продолжал вести религиозный образ жизни. Интересно, что сейчас в семье Рики тоже шесть детей, как и у ее деда, родившихся в том же порядке: пять дочерей и сын...

 

Рики всегда тянулась к духовности и мистике. В двадцать один год она приняла участие в молодежном фестивале. Там она разговорилась с тремя разными предсказателями и экстрасенсами, и каждый из них независимо от остальных предрек ей, что она выйдет замуж в ближайшие три месяца.

- Я сказала им, что у меня даже нет на примете ни одного кандидата в женихи! Парень, с которым я, можно сказать, дружила, был йеменским евреем, а предсказатели в один голос заявляли, что мой жених будет светловолосым. Моим единственным светловолосым знакомым был Эран. Мы были приятелями с четырнадцати лет, у нас всегда были отличные отношения, но за год до этого Эран вдруг начал соблюдать заповеди, и наша дружба ослабла. Я пыталась продолжить наше знакомство, но постепенно заметила, что Эран не идет мне в этом на встречу.

Рики жила в то время в кибуце. Примерно через месяц после загадочного разговора с экстрасенсами ей приснился странный сон, в котором Рики увидела людей с руками запачканными кровью. Этот сон так напугал ее, что она решила позвонить своему другу Эрану и спросить его, как религиозного человека, что может означать такой странный сон?

- Я позвонила Эрану, он выслушал меня, но, казалось, не придал моему сну особого значения. Зато он посоветовал мне зажечь свечу и прочитать отрывок из книги «Практика иудаизма». Наш разговор состоялся вечером на исходе субботы, а уже в воскресенье утром, когда я прогуливалась по кибуцу, я заметила передвижной книжный киоск. Это было очень странно, никогда раньше я не видела в кибуце подобной книжной лавки… Я подошла к продавцу и спросила, есть ли у него книга «Практика иудаизма». Он сказал, что на эту книгу обычно нет спроса в кибуцах. Я выбрала себе несколько книг для чтения, расплатилась и ушла. Когда я отошла уже достаточно далеко от книжного киоска, я вдруг услышала, как меня зовет продавец. Я вернулась, и он сказал мне: «Я понятия не имею, как здесь оказалась эта книга, но я нашел один экземпляр «Практики иудаизма», которую ты ищешь…» Я сразу купила эту книгу, несмотря на большую, на мой взгляд, цену, которую просил за нее продавец. Когда я взяла в руки эту удивительную книгу, я почувствовала, что со мной происходит что-то необычное. Сегодня я назвала бы это «ашгаха пратит» (личное наблюдение Творца).

 

Рики пришла домой и в один присест «проглотила» новую книгу. Перевернув последнюю страницу, она встала с кресла, взяла пакет, сложила туда все свои джинсы и решила, что с этих пор она будет скромно одеваться и кушать только кашерную еду.

 

- Я позвонила Эрану и сказала, что прочла книгу, которую он мне рекомендовал, и теперь хочу с ним встретиться, чтобы задать несколько вопросов. Мы встретились во вторник. Прошло ровно полтора месяца, с тех пор как я говорила с экстрасенсами. Я сказала Эрану, что хочу спросить его о чем-то мистическом. Но он ответил, что с тех пор как начал соблюдать заповеди, он не интересуется мистикой. Я не сдавалась и, в конце концов, Эран согласился ответить мне на один-единственный вопрос. «Когда я выйду замуж?» – спросила я. «Ты выйдешь замуж через полтора месяца, как сказали тебе эти экстрасенсы». «А за кого?» – не удержалась я. Эран не ответил. «Ты уже задала свой вопрос», – сказал он, но у меня всегда было достаточно упрямства, поэтому я настояла на том, что я буду говорить имена возможных претендентов, а он будет отвечать «да» или «нет».

Я называла все возможные имена, но снова и снова наталкивалась на ответ Эрана: «Нет». В конце концов, у меня осталось только одно неназванное имя – имя моего друга Эрана. Он промолчал и улыбнулся. Я засмеялась и сказала: «Счастье, что я тоже начала соблюдать заповеди». Его взгляд вдруг стал серьезным, и он произнес: «Сообщи своим родителям, и сделаем помолвку».

Я вернулась домой в приподнятом настроении и рассказала маме о том, что я собираюсь выйти замуж за Эрана. Мама отреагировала на удивление спокойно и вдруг заявила, что, с тех пор как мы были шестилетними малышами и играли вместе, его бабушка, которая была подругой моей мамы, уже тогда сказала, что нам суждено пожениться.

На той же неделе, на исходе субботы, мы сделали помолвку. Наши родители с давних пор были хорошо знакомы, поэтому все воспринимали это событие как само собой разумеющееся. Через полтора месяца мы с Эраном стояли под хупой.

Полтора месяца перед свадьбой были потрачены Рики на приготовления, но в отличие от других невест, выбирающих платья и музыкантов, она с головой ушла в учебу Торы. Каждое утро девушка отправлялась в «мидрашу» – женское учебное религиозное заведение, а вечером, вернувшись домой и что-нибудь перекусив, убегала на урок по законам чистоты семейной жизни. В то время, когда все невесты обычно заняты материальной стороной подготовки к свадьбе, Рики готовилась к будущей жизни, совершенствуя свой духовный мир.

- Я находилась в состоянии эйфории. Я с легкостью запоминала все, чему меня учили, и чувствовала, что открыла для себя свет истины. Только оказавшись со своим избранником наедине сразу после хупы, я подумала, что всё это произошло слишком стремительно. Но несмотря на это я была уверена, что связала свою судьбу с человеком, который был мне предназначен. История моего замужества звучит действительно странновато, и я не советую нашим читательницам повторять мой путь, – говорит Рики, усмехаясь. – Мне же, слава Б-гу, повезло, и мы до сих пор очень любим друг друга.

 

Поиск себя – это поиск утраченной радости

 

С тех пор как Рики стала соблюдать заповеди, в ее доме появилась хасидская музыка, но в отличие от мужа Рики не получала от нее такого удовольствия.

- Мне казалось, что она не передает всех моих чувств, но в тоже время мне не хотелось, чтобы в доме звучала музыка из моей "прошлой" жизни. Поэтому так получилось, что из настоящего меломана я превратилась в "музыкального аскета". Я была все время занята домом и детьми и даже не заметила, как это произошло. В тот день, когда я поняла, что потеряла себя, я решила, что обязана сделать что-то, что поможет мне стать прежней. Первым шагом к этому стало возвращение музыки в мою жизнь.

Рики отправилась в магазин и купила сразу десять аудиодисков. Один из дисков был издан известной израильской певицей, которая исполняла песню под названием «Песня, дарящая любовь». Вслушиваясь в слова песни, Рики была зачарована строчкой: «Ты хочешь спеть песню, дарящую любовь, сражаться с тем, что мешает тебе. Будь сильной и вырази радость, которая скрылась от тебя…» Чем дольше Рики вслушивалась в эти слова, тем больше она понимала, что это и есть формула, по которой она сможет вернуть себе утраченную радость.

- Я слушала этот диск с утра и до вечера. Затем я нашла себе преподавательницу гитары и за четыре месяца посетила 11 уроков.

 

В этот период жизни без всяких усилий и диет Рики избавилась от 27 килограммов, которые она приобрела «на память» о многочисленных беременностях и том грустном периоде жизни, когда радость покинула ее и она стала искать утешение в еде. С тех пор как Рики начала слушать музыку и играть на гитаре, ее веселость вернулась к ней, она перестала «заедать» свое плохое настроение, и лишние килограммы попросту улетучились.

 

Клиническая смерть: «по милости Своей возвратил мне душу…»

 

После того как Рики резко похудела, она решила сделать операцию для подтяжки мышц живота. Но эта простая операция внезапно обернулась трагедией: образовавшиеся во время операции тромбы закупорили легочную артерию, и Рики впала в состояние клинической смерти. Последнее, что она услышала перед тем, как сознание покинуло ее, был разговор ее отца и хирурга. Отец Рики спросил: «Когда она очнется?» и доктор ответил: «Я бы спросил, очнется ли?»

 

- Я увидела трех людей, которые пришли, чтобы сопроводить меня в мир иной, и я последовала за ними с радостью. Я чувствовала себя обнаженной и, как будто, видела сама себя в трехмерном изображении. Я не могла никуда сбежать – мы шли по коридору, мне было тепло и приятно, я чувствовала себя защищенной, как будто, купалась в волнах доброты и бесконечного света. Мне было хорошо и хотелось следовать за этими тремя фигурами, но вдруг (видимо, это было в тот самый момент, когда врачи пытались вернуть меня к жизни) я вспомнила, что у меня есть четверо детей. Тогда я сказала этим трем людям: «Я знаю, что мое место здесь, но там внизу у меня остались четыре маленькие дочери, и я не могу оставить их сиротами».

Несмотря на то, что Рики рассказывает свою историю уже не в первый раз, на ее глаза всегда наворачиваются слезы, и я плачу вместе с ней.

- Я сказала им, что я обещаю делать добро, что я знаю, что пришло мое время покинуть мир живых, но я прошу разрешить мне вернуться, чтобы я могла вырастить своих детей.

Я развернулась и бросилась бежать назад. Я оказалась возле двери, через которую попала в этот коридор, и начала стучать по ней. У меня было чувство, что я не стучу по двери, а пытаюсь разорвать металл, из которого она сделана. Я плакала, молила и клялась, что буду делать только хорошее, главное, чтобы меня вернули к моим детям. Я очнулась, прикрепленная к аппарату искусственного дыхания, услышала крики врачей и увидела своего мужа, бледного как стена. Впоследствии выяснилось, что прошли всего одна-две минуты, но мне они показались вечностью.

Рики оставалась в больнице в течение недели, и в это время она заново училась дышать.

- Пока я была подключена к кислородной подушке, мое тело разучилось дышать самостоятельно. Ко мне приходила врач-физиотерапевт, которая специализируется на том, чтобы учить таких больных как я дышать. Мы встаем каждое утро и не задумываемся о том, какой это чудесный дар – дышать самостоятельно. Сегодня – после всего, что я пережила – каждое утро для меня становится подарком Свыше, я чувствую как моя душа после сна вновь возвращается в тело с каждым вздохом. Когда я произношу «Модэ ани», я прекрасно понимаю, что значат слова: «по милости Своей возвратил мне душу…». Это такое великое чудо, а мы воспринимаем его как нечто само собой разумеющееся…

 

Песня из глубины души

 

Прошел месяц. В один из вечеров Рики наигрывала что-то на гитаре, используя те самые пять аккордов, которые она успела выучить до своей госпитализации.

- У меня не было никакого музыкального образования, кроме одиннадцати уроков игры на гитаре и огромной любви к музыке. Я даже помню, как расстроилась в третьем классе из-за того, что меня не приняли в хор и объяснили это тем, что у меня нет голоса… И вот, пережив клиническую смерть и вернувшись домой, я сидела и наигрывала что-то на своей любимой гитаре, и вдруг у меня в голове зазвучала песня. Я немедленно записала слова и аккорды. Так появилась песня «Спасибо Тебе».

Когда Рики запела, подыгрывая себе на гитаре, меня охватило волнение: я сразу поняла, что эта песня исходит из глубины души и поэтому так трогает слушателя.

 

Однажды в спешке дня

Остановлюсь, Тебя, Ашем, благодаря:

Спасибо за то, что во тьме

Ты открыл мне глаза;

Спасибо, что на каменистой скале

Была ровной стезя;

Спасибо, что в минуту слабости

Ты мне сердце укрепил;

Спасибо, что в опасности

Ты рядом со мною был;

Спасибо, что в бездвижности

Ты направил мои стопы;

Спасибо, что в миг удушья

Жизнь вдохнул мне Ты;

Спасибо, что в неведении

Ты дал мне все понять;

Спасибо, что хранил меня

И не дал Тебя потерять;

Спасибо, что простил меня

За все мои заблуждения;

Спасибо за право на жизнь,

На смех и на вдохновение!

 

- Эту песню услышала моя подруга. «Это ты сейчас пела? – спросила она меня удивленно. – Где ты научилась петь?» Но, честно говоря, я вовсе не думаю, что умею петь, потому что чужие песни я пою не очень хорошо. Моя способность петь – это скорее дар петь именно свои песни.

Как человек, который слышал Рики, исполняющую собственные песни, я могу сказать, что голос ее в этот момент поражает своей нежностью и трогательностью. Рики уверена, что ее дарование предназначено только для исполнения собственных песен, для того чтобы передать именно тот смысл, который она в них вкладывает. С того момента как на свет появилась ее первая песня, Рики написала тексты и музыку для еще 260 своих творений.

 

- Та самая подруга, которая стала моей первой слушательницей, однажды подошла ко мне и предложила сделать концерт для женщин из моего поселения. Я попыталась объяснить ей, что в моей заветной тетрадке есть всего лишь десять песен и я никогда не выступала на публике и даже не держала в руках микрофон… Но она не сдавалась. И так получилось, что сдалась я. Мы сделали концерт, я стояла перед залом и держала в руках микрофон, я пела и думала: что я здесь делаю?! Но после этого концерта меня пригласили на еще один концерт, а затем – еще, и так получилось, что я стала выступать со своими песнями, а Всевышний послал мне вдохновение написать еще много других песен.

 

Напоследок мне хочется задать Рики самый насущный для меня вопрос: тот факт, что ты мама шестерых детей и религиозная еврейка, не накладывает на тебя ограничений в творчестве?

 

- Я расскажу тебе одну историю. Когда Ишаю, моему младшему сыну, было два года, я решила издать свой первый диск. Я записывала его в студии и на первых порах работала отдельно от музыкантов, поэтому так получилось, что мы не были знакомы и ни разу не виделись. Музыканты все время спрашивали звукорежиссера: «Кто эта певица, почему ты прячешь от нас эту девушку?» А он со смехом отвечал им: «Ей 36 лет, она мама шестерых детей и к тому же религиозная!» Музыканты не верили. Но когда я приехала в студию и мы встретились, они были поражены и все время повторяли: «Рики – ты, прежде всего, музыкант, не забывай об этом. Несмотря на детей, смеси, подгузники – ты, прежде всего, музыкант!» Я думаю, что дети – это источник моего вдохновения, а материнство – это неиссякаемый источник творческих идей. Созидание – это часть моей жизни, и то, что я при этом являюсь мамой и религиозной женщиной, не только не ограничивает мои возможности, но и вдохновляет меня как автора и исполнителя.

 

Рики поступает именно так, как советовали ей когда-то знакомые музыканты: она не забывает о творчестве и продолжает писать и сочинять. С тех пор она успела записать еще два диска своих песен и продолжает выступать на концертах. Она надеется, что на своих концертах открывает слушательницам силу веры, заряжает зал своей энергией и дарит женщинам улыбку, потому что, кроме исполнения песен, Рики всегда старается рассмешить публику – ведь с тех пор как она обрела музыку, она вновь стала прежней, веселой и радостной Рики.

 

- Недавно я издала свою первую детскую книжку, и у меня есть уже две другие книги для детей, готовые к печати. Я написала моноспектакль для детей, который повествует о дружбе и о принятии других людей такими, какие они есть. В конце спектакля я раздаю детям свою книжку в подарок. В спектакле есть чудесная песня с такими словами:

«Если ты грустен, а я весел – я поделюсь с тобой. Нет нужды развязывать ссоры и устраивать бой/Когда можно смеяться и играть веселой гурьбой».

 

Но Рики не только пишет песни и сочиняет стихи, в ее доме множество керамической посуды, ковров и предметов интерьера, сделанных руками хозяйки.

- Для меня творчество – это стиль жизни. Я знаю на собственном опыте, что каждый день, который мы проводим в этом мире, это божественный подарок, и им нужно воспользоваться на сто процентов. Я стараюсь использовать каждую минуту для детей, для дома и творчества и благодарю Б-га за дар, которого я удостоилась, – за мою жизнь.