От редактора

16.07.2014

В плену Эдома


В агадической литературе Рим часто отождествляется с Эдомом – наделом Эсава, брата Якова. Знаменитые слова из книги пророка Йехезкеля: «И отдам месть Мою над Эдомом в руку народа Моего, Израиля» были истолкованы императором Нероном как предупреждение не воевать с евреями и не разрушать Храм.

Евреи в древнем Риме

 

Еврейская община в Риме появилась задолго до разрушения Второго Храма и рассеяния евреев со Святой земли. Первые еврейские переселенцы попали в Рим в составе посольства из Святой земли во времена восстания Маккавеев. Многие члены еврейской делегации решили осесть в Риме, и именно они стали ядром будущей огромной еврейской общины.

Основной приток еврейских жителей начался с разрушением Второго Храма. Многие евреи были порабощены и уведены в плен. На знаменитой арке Тита, построенной в 81 году н.э. можно увидеть рельефные изображения еврейских пленников, несущих на себе военные трофеи. Известное всем нам изображение меноры с полукруглыми ветвями тоже дошло до нас благодаря арке Тита. Рамбам утверждает, что ветви меноры были прямыми и располагались по диагонали от основного ствола, но так как арка Тита строилась специально к его триумфальному входу в Рим, то архитекторы украсили ее рельефными изображениями того, что было описано в письме, присланном Титом в Рим заранее. Имея лишь словесное описание трофеев, и в том числе, меноры, создатели Триумфальной арки допустили ошибку и изобразили менору с полукруглыми ветвями, что до сих пор вводит в заблуждение многих исследователей.

Не только триумфальная арка Тита связана с еврейским присутствием в Риме, но и сам символ города – Колизей – был построен на еврейские деньги, как утверждают местные старожилы. Когда в 66-70 годах н.э. в римской провинции Иудее произошло восстание против поработителей, император Тит жестоко подавил его и разрушил Второй Храм. Награбленное в Иудее еврейское имущество было использовано для строительства амфитеатра Флавиана, известного сегодня как Колизей.

Евреи селились на низменном берегу Тибра, так называемом Трастевере. Община жила своей жизнью: была построена синагога, обитатели еврейского квартала занимались торговлей и ремеслами. В основном, отношение к евреям в языческом Риме было сносным: нижние классы общества относились терпимо, и были даже известны случаи обращения в иудаизм, а аристократия испытывала к ним смешанное чувство любопытства и презрения. Ещё в первом веке до н.э. полководец Помпей, войдя в святилище Храма, был поражён: в нём не было никаких изображений. Эта религия, в которой не было предмета поклонения и изображения высших сил, изумляла римлян, даже самых образованных. Они боялись распространения иудаизма и высмеивали его и новообращённых.

 

К третьему веку внешние удары и внутренние трещины привели к постепенному распаду Римской империи. Евреи оказались свидетелями падения великой державы, которое хоть и не было столь величественным и трагичным, как гибель маленькой, но гордо сражавшейся Иудеи, но оно означало смену формации на европейском материке. А это не могло не отозваться на судьбе евреев, осевших в Европе. В самом Риме произошла решающая перемена, которая подготавливалась уже в предшествующую эпоху. Императорский Рим превращался в Рим папский. В 313 году, когда христианство стало массовой религией, император Константин официально признал его.

 

Христиане смотрели на евреев иначе. Проповедники внушали им, что евреи – богоубийцы, преступники, осуждённые навечно. Это отрицательное представление о евреях усиливалось тем, что евреи вели другой образ жизни, были чужаками, и к тому же, благодаря своим торговым связям и владением ремёслами, были относительно богаче, чем остальное население. Начались антиеврейские вспышки, мелкие погромы, поджоги синагог, нападения на отдельных евреев. Папы и другие высокопоставленные духовные лица относились к евреям терпимее черни, но и они считали, что евреи воплощают собой метафизическое зло и должны быть ущемлены в правах. Так, например, евреям не разрешалось иметь рабов-христиан из-за боязни, что те примут иудаизм. Относительная веротерпимость высшего духовенства не препятствовала ему предавать анафеме еврейский народ, а многим из них запрещать Талмуд и издавать указы о его сожжении.

 

После того как Римская империя в V веке рухнула, были не только утрачены колонии, но и собственно италийская территория распалась на мелкие государственные образования с разным политическим устройством (королевства, княжества, республики). В каждом мелком государстве еврейская община была особой. Наиболее показательно она развивалась в Риме и в Венеции.

 

Римское гетто: снаружи и внутри

 

Положение римских евреев Средневековья лучше всего себе представить по путевым записям известного путешественника – испанского еврея Биньямина из Туделы, странствовавшего восемь лет (с 1159 по 1167 годы) по средиземноморским странам, возможно через Персию и Индию он добрался до Китая. Побывал он и в Риме. По его словам, в еврейском квартале обитало около 200 еврейских семейств, которые жили свободно в своих домах и пользовались уважением. Из свидетельств Биньямина следует, что община не платила налогов городским властям и имела возможность поддерживать собственные религиозные и культурные учреждения. Впечатления Биньямина не были суммарными и поверхностными, он познакомился со многими членами общины и вспоминает их по имени. Среди них были способные и честные личности, выделявшиеся на фоне коррумпированных папских чиновников и завязывавшие деловые отношения с курией. Особенно его внимание привлёк племянник или внук Натана Ахава – Иехиель «юноша красивый, умный и образованный. У него свободный доступ в папский дворец, как управляющего дворцом папы Александра III и его имуществом». Эта беглая характеристика проливает свет на особые свойства евреев, позволявшие их ценить в высших кругах нееврейского общества.

Но отношения евреев и папской власти не всегда оставались такими идиллическими.

В начале XIII века были изданы папские указы, запрещавшие евреям заниматься какой-либо другой деятельностью, кроме ростовщической. Это привело к тому, что ростовщики стали самым активным, сплочённым, состоятельным слоем в еврейском обществе и самым заметным, так как ростовщичество было профессией разрешённой. Притом, что евреям постоянно грозило изгнание из разных городов и стран, им надо было откупаться от властей и влиятельных лиц, а для этого нужны были деньги – и отдельным людям и общине, с которой ростовщики были тесно связаны. Приносили они пользу не только ей, но и местным властям: давали им огромные суммы денег и одновременно служили громоотводом от недовольства бедняков. Ростовщики также способствовали зарождению и развитию банковского дела. Нееврейское население в них нуждалось и вместе с тем ненавидело.

Тора запрещает евреям брать проценты у единоверцев и не рекомендует взимать их у иноверцев, но в диаспоре установлениями раввинов было разрешено давать деньги под проценты иноверцам, так как это был способ выживания общины.

Уличные проповедники использовали слухи о несметных богатствах ростовщиков-евреев, чтобы возбудить ненависть черни, но эти проповеди приводили лишь к единичным случаям нападений и убийств, а не к массовым погромам.

 

XVI век стал переломным в еврейской истории Рима: благоприятная в целом обстановка в начале века сменилась резким переходом к тяжелому положению евреев не только Рима, но и ряда других земель. Во второй половине XVI века в Риме запылали костры инквизиции.

В середине XVI века папа Павел IV издал буллу о выселении евреев в гетто и о запрете евреям владеть землей, торговать зерном, а христианам лечиться у еврейских врачей. 26 июля 1555 года все евреи были переселены в гетто. Место для него было выбрано на левом берегу Тибра, который затопляло при наводнениях. Почти все синагоги в Риме были закрыты. Два месяца спустя гетто обнесли стеной, строительство которой оплатили сами евреи. Евреи были вынуждены продать всю свою недвижимую собственность, находившуюся за стенами гетто. Мужчинам следовало носить особую шапку, а женщинам – шаль; не должно было быть никакого общения с христианами, торговать можно было только старьём и только внутри гетто, и там же разрешено ссужать деньги. Все эти предписания были действительны для всего папского государства; все привилегии были отменены. Эдикт сразу же был претворён в жизнь. Через две недели евреи надели жёлтые шапки, через два месяца на берегу Тибра были возведены ворота и стены гетто, через шесть месяцев у евреев не осталось недвижимого имущества. Попытка евреев откупиться – они предложили папе баснословную сумму в 40 тысяч скудо – была отвергнута.

Римское гетто просуществовало чуть более 300 лет и было упразднено лишь в 1870 году.

Политика властей по отношению к еврейским подданным напоминала маятник: ее качало от благодушного презрения к агрессивной ненависти, и это находило свое отражение на повседневной жизни обитателей гетто.

В XVII веке в Риме были построены дома для новообращенных. По сравнению с теснотой, нищетой и вонью, царившими на улицах гетто, эти дома, расположенные в чистой и светлой – христианской – части города выглядели как настоящие дворцы. Но они были созданы в качестве «золотой клетки». Посланцы церкви отлавливали на улицах гетто детей, взрослых, а иногда и целые семьи с детьми, приводили их в Дома новообращенных и запирали там на 40 дней, разлучая детей и родителей. В течение этого времени священники уговаривали и запугивали взрослых, подталкивая их к принятию христианства, а детей пытались подкупить сладостями и ласковым обращением. По истечении срока неподкупных взрослых отпускали, но детей никогда не возвращали в семью. Они проходили пышный обряд крещения и получали приемную семью в христианской части Рима. Эта порочная практика часто приводила к тому, что родители, не выдержав разлуки с детьми, добровольно переходили в христианство. Но и тогда власти продолжали зорко наблюдать за ними, и любое сомнение в искренности их веры могло привести этих несчастных на костер.

 

Частная жизнь в гетто заметно отличалась от итальянской. Поведение его жителей было гораздо нравственнее, чем поведение христиан. Уровень преступности в гетто был значительно ниже, чем у христианских соседей. Подавляющее большинство молодёжи вступало в брак, незаконные сожительства были чрезвычайно редки и осуждались все общиной. Любое посягательство на целостность семьи почиталось серьёзным нарушением Б-жьей воли. Важнейшим видом деятельности в общине было образование. Оно играло и в период до гетто, и в гетто главенствующую роль. Это тем более показательно, что в средние века подавляющее большинство европейцев, в том числе и итальянцев, было неграмотным. А у евреев изучение Танаха и, следовательно, обучение грамоте, вменялось в обязанность.

Гетто знало и развлечения. С особым пылом праздновали Симхат-Тора и Пурим. Симхат-Тора сначала праздновали в стенах синагоги, пели, плясали, угощались, затем выходили на улицу. Пурим был преимущественно уличным праздником: карнавал сопровождался плясками и мимическими сценками (ощущалось влияние итальянских карнавалов). Но и на семейных праздниках плясали, это были ритуальные танцы, но пляшущих захватывала общая страсть. Несмотря на строгость духовных руководителей еврейской общины, в Риме и в других итальянских городах иногда дозволялись парные танцы: мужа с женой, отца с дочерью, матери с сыном, брата с сестрой. Христиане в моменты некоторой либерализации властей охотно приходили на Пурим и на еврейские свадьбы. Хотя совместные танцы строго запрещались и тем, и другим, оба народа отличались таким темпераментом, что запрещения иногда нарушались. Еврейские праздничные блюда выходили за пределы гетто, например, «артишоки по-еврейски». С другой стороны евреи, прежде всего богатые, заимствовали у итальянцев такие напитки, как кофе и шоколад, а вслед за напитками и табак.

 

Жизнь без гетто

 

Евреи были вынуждены обитать в гетто на протяжении 300 лет – до объединения Италии под властью Савойской династии. В 1870 году Рим был занят войсками Итальянского королевства, и папы были лишены светской власти. Королевский декрет от 13 октября 1870 года полностью упразднил ограничения по религиозному признаку, и римские евреи стали равноправными итальянскими гражданами.

В результате ассимиляции, эмиграции и нацистского геноцида римская община оказалась к середине прошлого столетия на грани исчезновения, однако вскоре после Шестидневной войны многие евреи, изгнанные из Ливии, поселились в Риме (Ливия в прошлом была итальянской колонией). В результате еврейское население увеличилось до 16 тысяч человек и остается стабильным уже несколько десятилетий.

 

29 ноября 1947 года ООН утвердила создание еврейского государства Израиль. 2 декабря итальянские евреи и еврейские беженцы из других стран собрались в Риме вокруг арки Тита и, ликуя, с пением прошли сквозь неё. Это был символический жест. В течение девятнадцати столетий поколения евреев помнили, что им было заповедано не проходить через эту арку. Она символизировала победу Тита, наше страшное поражение и многовековое изгнание. Через Италию наши далёкие предки входили из Иудеи в Европу, как рабы и изгнанники, и через Италию оставшиеся в живых после чудовищной Катастрофы потомки возвращались обратно в Эрец Исраэль.

 

Итальянская холодная паста

 

Это традиционное блюдо еврейской общины Италии прекрасно подойдет для жарких летних дней. Яичная лапша заправляется соусом из чеснока, петрушки и оливкового масла и подается холодной на закуску или в качестве гарнира к мясной, рыбной или молочной трапезе. Поскольку блюдо очень простое, используйте для него ингредиенты только высшего качества.

Количество: 4 порции

Уровень сложности: легкий

Категория: парве

 

 

Ингредиенты:

 

250 г яичной лапши

2-4 ст. ложки оливкового масла первого отжима

3 мелко нарубленных зубчика чеснока

4-6 ст. ложек крупно нарубленной свежей петрушки

25-30 оливок без косточек, нарезанных кольцами или крупно нарубленных
соль

 

Способ приготовления:

Отварите лапшу в подсоленной кипящей воде, как указано на упаковке. Откиньте на дуршлаг и промойте под проточной холодной водой. Переложите лапшу в миску, затем добавьте оливковое масло, чеснок, петрушку и оливки. Перемешайте и поставьте в холодильник на всю ночь.

№: 53

Самые популярные материалы