Взаимоотношения в семье

Дом, который мы выбираем

16.07.2014

В чем секрет успеха заикающегося торговца книгами? Почему творческий подход становится достоинством в семейной жизни? Чему учат нас шесть ветвей меноры? Сегодня мы поговорим об уступках, любви, заботе и о том, как с их помощью достичь гармонии в семье.

Дина Торнгейм

Один человек страдал очень серьезным дефектом дикции, речь давалась ему так тяжело, что собеседники с трудом понимали его, и из-за этой проблемы он не мог найти себе работу. Каждый день он просматривал газетные объявления о найме, но все было тщетно. Однажды ему попалось на глаза объявление о том, что в книжный магазин требуется продавец. Работа показалась нашему герою настолько заманчивой, что, не теряя времени, он отправился по указанному в объявлении адресу. Придя в магазин, он попробовал объяснить, что хочет устроиться на работу, но хозяин магазина, поняв, с кем он имеет дело, попытался отказать: «Это объявление не актуально, я уже нашел продавца».

Посетитель не желал отступаться – ему был необходим заработок. Тогда он предложил хозяину магазина заключить сделку: «У тебя наверняка есть склад, на котором лежат нераспроданные книги? Давай я продам их, а выручку поделим пополам?» Хозяину эта идея показалась интересной, и он согласился. Наполнив ящик книгами, будущий продавец покинул магазин. Каково же было удивление хозяина магазина, когда через несколько часов заика вернулся с пустым ящиком и попросил еще книг! Ящик снова наполнился, и новый продавец скрылся за дверью. Но спустя несколько часов, он опять вернулся, неся в руках пустой ящик! Так повторилось четыре раза. Наконец книготорговец не выдержал и спросил у нового продавца: «Скажи мне, в чем твой секрет? Как тебе удается продать такие книги, которые годами лежали у меня на складе и никого не интересовали?» На что заика ответил: «Я иду по домам, стучу в двери, и, когда хозяева открывают мне, я говорю им так, как обычно у меня получается – очень медленно и подбирая слова: «Здравствуйте, я продаю книги. Купите у меня книгу, или я ее вам сейчас прочту…»

Формулой успеха этого заикающегося торговца было упорство и желание достичь своей цели. Появляясь перед новыми потенциальными покупателями, он каждый раз как будто заявлял: «Да, я заикаюсь. Да, эти книги вам не интересны, но я здесь – и я не собираюсь отступать…»

 

Хочешь быть счастливым – работай над собой

 

В эти летние дни принято учить по книге Рамбама законы, связанные с Храмом. Мы с упорством и верой повторяем законы Храма, несмотря на то, что сам Храм еще не отстроен. Подобно заикающемуся торговцу книгами мы как будто повторяем снова и снова: «Всевышный, да, мы несовершенны. Да, наши поступки не всегда хороши, но мы уже начали учить законы Храма и не собираемся отступать, пока Ты не пошлешь нам полное и окончательное Избавление!»

 

Каждый еврейский дом подобен Храму, как написано: «Если муж и жена удостоились, то Всевышний находится между ними». Для того чтобы брак нас не разочаровал, нужно готовится к нему так же, как мы готовимся к получению Третьего Храма.

В самом первом тезисе Рамбама о Храме сказано, что цель постройки Храма в том, чтобы было место, куда евреи приходят три раза в году и приносят жертвы. Когда еврей тратит свое время, силы и деньги на то, чтобы выбрать, купить и привести жертвенное животное в Храм, то эти действия помогают Б-жественному присутствию раскрыться в святом месте.

Также и в семейной жизни: жертвуя душевные силы, время и средства ради своего ближнего, человек помогает раскрытию присутствия Всевышнего в своем доме. Для того чтобы между супругами была любовь и взаимопонимание, каждый должен работать над собой, научиться уступать ради другого. Брак, в котором нет взаимных уступок и заботы, не может стать сосудом для раскрытия в нем Б-жественности.

 

Чтобы победить, нужно уступить!

Когда-то один король решил провести опыт. Он пригласил во дворец четверых людей и разделил их на две пары. Каждая пара получила комнату, посередине которой стоял стол, ломящийся от королевских яств. Когда первое удивление прошло, король сказал испытуемым: «Та пара, которая быстрее всех расправится с этим прекрасным ужином, станет победительницей!». Слыша это, каждый из участников эксперимента подумал: "Нет ничего проще, чем съесть такое вкусное угощение! Я с легкостью добьюсь победы!" Но король вдруг раздал всем соревнующимся необычные вилки, каждая из которых была больше метра длиной, и заявил: "Кушать вы должны будете только такими приборами, и держать вилку вы обязаны за самый край, а не посередине!"

Король вернулся через полчаса, чтобы проверить, кто победил в этом странном соревновании. Зайдя в первую комнату, он увидел, что весь пол завален кусками еды, костюмы людей и их лица перепачканы остатками пищи, а сами участники выглядят разочарованными и голодными. Король молча вышел и отправился проверять, как обстоят дела у второй пары. Зайдя в их комнату, он с удивлением заметил, что пол чист, стол пуст, а люди сыты и довольны. Тогда король спросил их: "Как вам удалось съесть этими вилками всё до последней крошки?" Подданные ответили: "Сначала каждый из нас путался кушать сам, но вилки так длинны, что это оказалось очень сложно, и тогда мы решили кормить друг друга и, как видите, Ваше Величество, преуспели!"

Этот рассказ – пример отношений между людьми. Первая пара слишком цеплялась за свои привычки и устоявшиеся стереотипы, и даже несмотря на очевидные неудачи они не хотели поступиться привычной линией поведения, а упрямо продолжали действовать так, как их когда-то научили. В итоге это привело к провалу.

Вторая пара, напротив, очень быстро разобралась в том, что привычный способ принятия пищи будет только мешать им достичь победы, а потому они подошли к проблеме творчески и стали кормить друг друга. Таким образом, они не только насытились, но и выполнили задание короля.

Каждый из нас хочет быть успешным и в своем доме чувствовать себя королем или королевой. Но в семье, как и на шахматной доске, иногда приходится уступать пешку, чтобы сохранить короля. Иногда стоит уступить в мелочах, для того чтобы сохранить семейную гармонию. Этот рецепт кажется простым, но выполнить его не так легко, потому что, вступая в брак, каждый из нас приносит с собой багаж, состоящий из прошлого жизненного опыта, привычек, личных особенностей и многого другого – и все это создает плодородную почву для конфликтов. Когда пара поймет, что их главная цель – это победа, раскрытие Б-жественной природы их отношений и создание гармоничного союза, им будет легче найти общие точки соприкосновения и пойти на компромиссы. Если каждый из супругов сможет немного поступиться своим эго, то у них получится создать семью, в которой нет битв за власть, а есть единство в достижении общей цели. Это похоже на то, как человек связывает между собой две веревки: он понимает, что ему нужна одна длинная веревка, и для этой цели он связывает две небольшие веревки в одну. Конечно, каждая из веревок становится при этом чуть короче, чем она была раньше, но зато узел, в который они связаны, будет крепким и продержится дольше.

Без обоюдных уступок невозможен настоящий брак. Но даже уступчивость имеет свои пределы. Когда оба супруга готовы уступать друг другу, то каждый из них чувствует, что в их союзе есть взаимопонимание и взаимоуважение, и это помогает их браку стать успешным, так же как та пара из притчи, которая поступилась своими привычками и в итоге только выиграла от этого.

Такой же урок можно извлечь и из описания золотой меноры, бывшей одним из сосудов Храма.

Менора состояла из семи ветвей. Шесть из них находились по обе стороны от основания, и пламя свечей, горевших в них, всегда было направлено к центральной свече. Это было настоящим чудом, потому что пламя обычно всегда тянется строго вверх, а не в сторону. Но в свечах меноры все было по-другому: боковые свечи были готовы "пойти на уступки" ради общей цели – центральной свечи. Так и в еврейском доме: если мы по-настоящему хотим осветить и согреть его любовью, то стоит помнить, что маленькие уступки помогают подняться к высокой цели.

Рамбам перечисляет основные символы Храма: внешний жертвенник, пандус внешнего жертвенника, умывальник, золотая менора, золотой стол для хлебов и жертвенник для воскурения благовоний. Если мы внимательно посмотрим на этот список, то заметим одну странность: медный умывальник, в котором коэны мыли руки и ноги перед тем, как начать службе в Храме, упомянут Рамбамом в самой середине списка. Но ведь эта вещь была самой простой из тех, что находились в Храме, и установлен он был снаружи, перед входом в основное святилище. Так почему же медному умывальнику оказан такой почет - стоять в одном ряду с жертвенником и менорой? Объяснение этому феномену может быть в том, что без умывальника коэны не могли бы приступить к своим обязанностям: омовение рук и ног считалось обязательной подготовкой к ежедневной службе в Храме.

В семейных отношениях тоже важна подготовка. Сколько бы мы не убеждали себя в том, что спонтанные порывы и внезапные «сюрпризы» разнообразят нашу жизнь, иногда они могут сослужить нам дурную службу. Поэтому, если вам нужно обратиться к супругу с замечанием или словами критики, то очень важно сначала «омыть свои руки» в воображаемом «умывальнике» и удостовериться, что наши руки чисты от эгоистичных интересов, от чувства зависти или мести по отношению к партнеру. И только после этого следует сказать вслух о том, что на душе, используя при этом подходящие слова и уважительный тон.

У Рамбама написано, что жертвенник в Храме должен быть «каменным» и «земляным». Казалось бы, это звучит противоречиво: как можно строить жертвенник из двух таких разных материалов одновременно? Рамбам объясняет, что строить жертвенник нужно из камней, но при этом он должен очень крепко стоять на земле, без внутренних пустот и пространства между жертвенником и поверхностью земли. Большинству семейных пар, живущих в постоянном стрессе, чаще всего не удается построить свои отношения такими же прочными как «земляной жертвенник», потому что в первые годы своего брака им не удалось выстроить отношения на основе любви, взаимоуважения и взаимопонимания. Но если у пары есть желание помочь себе, то всегда можно исправить ситуацию и начать все сначала, даже после десятков лет совместной жизни, потому что все зависит от нас. Это дом, который мы выбираем!