О месяце

2000 лет изгнания

16.07.2014

Кто такие Накдимон бен Гурион, Бен Цицит Ахесет и Калба Савуа? Что привело к разрушению святого города Иерусалима? Почему император Нерон отказался от престола? И как раби Йоханану бен Закаю удалось покинуть осажденный Иерусалим?

Бини Шпрингер

Второй Храм украшал собою святой город Иерусалим в течение 420 лет, а затем был разрушен. За что Всвышний обрушил на свой народ такую кару? И что стало причиной рассеяния евреев из Святой земли?

В мидраше сказано, что Иерусалим был разрушен из-за Камцы и Бар Камцы.

 

Камца и Бар Камца

Рассказ о Камце и Бар Камце начинается с того, что один из богатых горожан Иерусалима решил устроить пир и приказал своему слуге пригласить на трапезу Камцу – близкого друга хозяина. Но слуга по ошибке принес приглашение в дом Бар Камцы – человека, который был врагом его господина. Когда хозяин дома увидел за столом своего врага, он рассвирепел. Богач стал кричать и требовать, чтобы незваный гость покинул его дом. Бар Камца почувствовал себя оскорбленным, но попросил хозяина не позорить его и не устраивать скандала. Он даже был готов оплатить все расходы на трапезу, только чтобы не быть изгнанным при всех. Но хозяин дома был неумолим. Покидая дом, где его опозорили, Бар Камца решил отомстить всем. Он задумал отправиться к римскому императору и сказать ему, что евреи замышляют бунт. Но что станет доказательством? Бар Камца посоветовал императору послать в Иерусалимский Храм жертвенного быка, и если коэны откажутся приносить его в жертву, значит, евреи действительно что-то замышляют против власти. Император так и поступил. Бар Камце было поручено отвести жертвенного быка в Храм. По дороге Бар Камца нанес быку небольшое увечье. Оно было несерьезным, но его было достаточно, чтобы сделать быка непригодным для жертвы. Весть о том, что евреи не приняли его подарок, быстро дошла до императора. Он так разгневался, что решил, будто это и есть неоспоримое доказательство бунта среди евреев, а значит пришло время вывести войска на Иерусалим и разрушить его.

Так беспричинная ненависть двух евреев друг к другу привела к разрушению города и Храма.

 

Эта страшная миссия была возложена на Нерона.

 

Император Нерон

Перед тем как выступить в поход, Нерон решил бросить жребий. Он выстрелил из лука в сторону востока, но стрела на его глазах развернулась и полетела в сторону Иерусалима. Тогда он выстрелил в сторону юга – стрела снова развернулась и полетела в сторону Иерусалима. Так Нерон сделал четыре раза, каждый раз стреляя в другую сторону света, но все четыре стрелы летели в сторону Святого города. Видя такое чудо, Нерон понял, что Всевышний предначертал падение Иерусалима, а Нерону суждено исполнить Б-жественный замысел и разрушить Иерусалим. Но когда Нерон подошел к стенам Иерусалима, им вновь овладели сомнения. Тогда он остановил еврейского мальчика, который проходил мимо, и попросил его процитировать наизусть какой-нибудь отрывок из Торы. Мальчик немедленно процитировал слова из книги Йехезкеля: «И отдам месть Мою над Эдомом в руку народа Моего, Израиля». Как только Нерон услышал эти слова, он сразу понял, что Всевышний отомстит тому, кто поднимет руку на еврейский народ. Сильный страх овладел Нероном, он понял, что Всевышний избрал его инструментом Своего гнева ему на погибель. Поняв это, Нерон покинул город и принял иудаизм. Одним из его потомков был знаменитый раби Меир Баал Анес.

 

Кто же занял место Нерона, довел замысел до конца и разрушил Иерусалим?

 

Император Веспасиан

Веспасиан подошел к стенам Иерусалима в сопровождении пятисоттысячного войска. По дороге к своей цели он покорил Галилею, захватил Ципори и другие города, а затем повернул на Иерусалим.

Эта весть подняла в городе волну паники. Евреи не сидели без дела, они пытались найти выход и избежать столкновения с такой огромной армией. В те годы в Иерусалиме жили три известных богача: Накдимон бен Гурион, Калба Савуа и Бен Цицит Ахесет.

Их имена звучали необычно даже для их современников, и каждое из этих имен имело свою историю.

Однажды Накдимон бен Гурион арендовал у одного богатого нееврея, жившего в Иерусалиме, двенадцать колодцев. Накдимон хотел обеспечить водой паломников, приходящих в Иерусалим на праздники. Обязательным условием сделки было то, что через год Накдимон вернет все колодцы такими же полными воды, как до сделки. Если же Накдимон не сдержит слова, то ему придется заплатить двенадцать талантов серебра. Но в тот год была засуха, и колодцы обмелели. Когда наступил последний день договора, и пришло время передавать колодцы хозяину, Накдимон обратился к Всевышнему с искренней молитвой, и случилось чудо: солнце снова поднялось (на иврите «накда») над горизонтом, пошел дождь, и колодцы наполнились водой. После этой истории народ стал называть его «Накдимон», чтобы помнить историю о чуде с солнцем.

 

Другим богатым человеком Иерусалима считался Калба Савуа. Дословно это имя означает «сытая собака». Он заслужил такое прозвище потому, что был известен своим гостеприимством, и каждый знал, что, если придешь в гости к Калба Савуа, голодным как собака, то уйдешь обязательно сытым.

 

Третьим богачом Иерусалима считался Бен Цицит Ахесет. Это имя ему придумали местные иерусалимские балагуры в память о том, что он был так богат, что кисти цицит с его одежды никогда не касались земли, потому что, выходя в город, он ступал по дорогим тканям, которые стелили перед ним слуги.

 

Трое этих евреев были так богаты, что решили между собой, что они смогут содержать жителей Иерусалима. Один обязался поставлять зерновые, другой – вино, масло и соль, а третий – дрова для обогрева и приготовления пищи. По их подсчетам выходило, что втроем они смогут кормить весь город на протяжении двадцати одного года! Они также укрепили стены города, чтобы римские войска не смогли их проломить.

 

Когда войска под руководством Веспасиана подошли к укрепленным стенам города, стало ясно, что Иерусалим взять приступом нелегко. И тогда римляне начали осаду. Мудрецы Иерусалима решили заключить с римлянами мир, но в самом городе была группа экстремистски настроенных евреев, которые во чтобы то ни стало хотели воевать. Они установили стражу перед городскими стенами, чтобы никто не смог покинуть город ради переговоров с врагами. Но кроме этого, эти люди подожгли продуктовые склады, надеясь, что голодные сограждане покинут городские стены и решатся принять бой. Но этот поступок привел лишь к обратному результату: голод был настолько силен, что люди потеряли всякую надежду и даже человеческий облик. С каждым днем все больше людей умирало от голода, и некому было их оплакивать…

 

В то время в Иерусалиме жил большой праведник – раби Йоханан бен Закай.

 

Когда раби Йоханан бен Закай увидел, что происходит с людьми в осажденном городе, как они едят сено и отбросы, он сказал: «Как могут люди, которые питаются травой, выйти на войну?» Раби Йоханан бен Закай решил пойти на переговоры с римлянами. Он позвал к себе своего племянника Аба Сакра и попросил помочь ему выйти из города. Аба Сакра принадлежал к тем кругам, которые добивались открытых военных действий и знал, что если он откроет ворота города для своего дяди, то сам может поплатиться за это своей жизнью. Город могли покидать только мертвые. Когда раби Йоханан бен Закай услышал об этом, то предложил инсценировать свою смерть и вынести его из Иерусалима в гробу. Они распространили слух о том, что раби Йоханан заболел и находится при смерти, а через некоторое время по улицам Иерусалима прошла траурная процессия, сопровождавшая его в «последний путь». На выходе из города «стражники» решили проткнуть гроб, в котором прятался раби Йоханан. Но его племянник воспротивился этому и сказал, что если они осмелятся так сделать, то их авторитет в глазах народа упадет еще больше. Эти слова подействовали на «стражу», и процессия вместе с «телом» беспрепятственно вышла из города. Когда раби Йоханан предстал перед Веспасианом, он понимал, что бесполезно просить того о милости к Иерусалиму. И он попросил о трех вещах: о том, чтобы Веспасиан отдал ему Явне, город, который славился своими мудрецами Торы, о том, чтобы он не убивал потомков рабана Гамлиэля и чтобы послал врачей, которые вылечат рава Цадока.

 

Рав Цадок был одним из праведников, живших в городе. Еще за сорок лет до осады он принял на себя посты и всевозможные ограничения, желая пробудить милость Всевышнего и изменить жребий Иерусалима и его жителей. Многочисленные посты и жизнь в осажденном городе ослабили его тело, и он заболел. Веспасиан согласился исполнить просьбу раби Йоханана. Тотчас два ученика пришедшие с раввином были отправлены в город, для того чтобы привести рава Цадока. Как только он появился на пороге шатра Веспасиана, раби Йоханан встал. Это очень удивило императора. «Почему ты встаешь перед этим древним и немощным стариком?» – спросил Веспасиан у раби Йоханана. «Потому что, – ответил тот, – если бы в городе было два таких праведника, ты никогда бы не смог покорить Иерусалим». Врачи, присланные императором, помогли раву Цадоку вернуть себе здоровье. Веспасиан же решил вернуться в Рим и поручил своему сыну Титу довести начатое дело до конца.

 

Тит

17 тамуза Тит вместе со своими войсками сумел пробить брешь в стене Иерусалима и войти в город. Коэны заперлись в Храме и самоотверженно продолжали свою службу. Еще три недели Храм находился в осаде, но 9 ава римлянам удалось прорваться внутрь. Они подожгли Храм, и огонь пылал два дня. Для многих это было настолько тяжелым зрелищем, что люди, не выдерживая его, сами бросались в огонь, другие же пытались спрятаться в развалинах домов или пещерах, но и там их настигала жестокая рука римлян.

 

Тит был так горд своей победой, что произнес: «Я победил Б-га прямо в Его доме». В качестве добычи он захватил драгоценные сосуды их Храма и, погрузив все на корабли, отправился в обратный путь. Когда они были в открытом море, то внезапно разыгрался шторм. Тит решил, что это кара с Небес и закричал: «Б-г евреев силен только на воде: египтян Он утопил в море, поколение грешников наказал Потопом, и солдат Сисры покарал водой. Когда я был в Его Храме – Он ничего не мог мне сделать, а сейчас на море Он хочет меня погубить. Если Ты, и правда, велик, то сразись со мной на суше!»

Стоило Титу промолвить эти слова, как раздался голос с Неба: «Грешник сын грешника, есть в Моем мире такое маленькое создание, имя которому комар. Ступи на сушу и попробуй сразиться с ним!»

Всевышний хотел показать Титу, что тот был всего лишь инструментом, исполняющим волю Б-га, и его победа была предрешена Свыше. И если Б-г захочет, то даже такое мелкое насекомое как комар, сможет свалить богатыря с ног.

И так и случилось. Когда Тит вернулся домой и отдыхал в саду, ему в ноздрю забрался комар. Насекомое пробиралось все глубже и глубже и через семь лет достигло мозга Тита. Все эти годы Тит не знал покоя ни днем, ни ночью. Его постоянно преследовали такие сильные боли, что он чувствовал, что сходит с ума, а через семь лет он умер.

 

Иерусалимский Храм был разрушен из-за беспричинной ненависти евреев друг к другу, и только благодаря нашей беспричинной любви к ближним мы вновь сможем удостоиться увидеть отстроенный Иерусалим и Третий Храм, и тогда наступит эра окончательного Освобождения!



Добавить комментарий

Добавить комментарий

* Внимание! Все комментарии проходят премодерацию. Ваше сообщение появится после проверки модератором.

Visual Captcha
Код изображения:
Заголовок:
Ваше имя(*):
Адрес электронной почты:
Уведомление о новых сообщениях в этом треде:
Сайт:
Комментарий(*):