Образ жизни

Чудо каббалы

28.05.2014

Каббалой называют скрытую часть Торы, мистическую сторону иудаизма. Учение каббалы – древнее знание, полученное евреями, как и все остальные части Торы, во время Синайского откровения в 2448 году от Сотворения Мира.

 

 

В течение тысячелетий учение каббалы было известно лишь единицам. Кроме нескольких посвященных, изучавших ее в узком кругу единомышленников, никто на свете не знал о существовании этого тайного знания на протяжении многих веков, пока не появились РаШБИ, Аризаль и БеШТ, начавшие процесс раскрытия тайной части Торы.

 

Ципи Кольтинюк

 

Благодаря усилиям выдающихся каббалистов прошлых поколений, трепетно передававших и развивавших учение, сегодня каждый из нас может прикоснуться к скрытой части Торы. Каббала исследует и объясняет внутренний смысл мироздания и человеческой души. Учение каббалы анализирует процессы, происходящие в духовных мирах, взаимодействие различных Б-жественных эманаций друг с другом, природу и возможности ангелов – духовных сущностей, обитающих в высших сферах, и влияние этих процессов на наш материальный мир.

Изучение каббалы благотворно влияет на человека, помогает ему познать истинные силы своей души, разума и эмоций, возвысить их с помощью работы над своим характером и стать более гармоничной личностью. Философия каббалы помогает человеку внести духовность в повседневную жизнь, наполнить смыслом каждую минуту своего существования и превратить обычный будний день в неповторимый и цельный момент бытия.

 

РаШБИ – первый каббалист

 

На просторах Галилеи примерно 1800 лет назад родился мальчик, которому суждено было стать первым и самым известным каббалистом в нашей истории. Его имя – раби Шимон Бар Йохай. Именно он открыл для человечества сокровищницу настоящего еврейского духовного богатства – знаменитую книгу «Зоар».

Раби Шимон Бар Йохай – или сокращенно РаШБИ – жил в середине II века н.э. Его справедливо называют одной из самых выдающихся фигур еврейской истории. Он был учеником знаменитого раби Акивы и одним из великих мудрецов Талмуда. Он был также одним из первых раввинов, изучающих каббалу, и именно его перу принадлежит основная книга всего учения – книга «Зоар».

РаШБИ вырос в Галилее и уже с юных лет выделялся на фоне своих сверстников. Его не интересовали беспечные игры, он мечтал найти ответы на мучившие его вопросы: «Для чего я живу?», «Кто я?», «Как устроен мир?».

 

В те времена Земля Израиля находилась под властью Рима. Римские завоеватели издали множество указов, запрещавших евреям учить Тору и соблюдать заповеди. Но, несмотря на это, РаШБИ день и ночь посвящал свое время Торе. Он был уверен, что за историями, рассказанными в Писании, скрываются великие тайны мироздания, которые помогут ему найти ответы на его вопросы. В течение долгих лет постижения Б-жественной Торы он сумел раскрыть секреты взаимосвязи духовных миров и нашего материально мира.

Во II веке н.э. раби Шимон Бар Йохай через пророческое озарение понимает, что на Небесах решено, что он может раскрывать тайны каббалы своим современникам. Он объяснил своим ученикам как устроены сфирот, воздействующие на духовные и материальный миры, и как они раскрываются в каждом стихе Торы и в природе материального мира. Венцом этой усердной учебы стал труд его жизни – книга «Зоар». В ней заключены все открытия, которые РаШБИ передал своим ученикам. После того как РаШБИ исполнил свое предназначение в материальном мире и раскрыл своим ученикам все известные ему тайны скрытой части Торы, его душа оставила наш мир. Это случилось 18 ияра, в 33-й день счета Омера. РаШБИ завещал своим ученикам радоваться в день его смерти. В этот день по традиции евреи разжигают костры, танцуют и веселятся в память о великой Б-жественной мудрости открытой нам РаШБИ.

 

Аризаль

Примерно через тысячу лет, после того как душа раби Шимона Бар Йохая покинула наш мир, родился рав Ицхак Лурия – знаменитый Аризаль. Его глубокий письменный комментарий на книгу «Зоар» раскрыл новые грани мудрости каббалы, которые при устном изучении книги не были объяснены. Труд Аризаля объясняет этапы Творения, рассказывает о сотворенных мирах и духовных сущностях, которые их наполняют, о тайнах души, предназначении человека и сути спуска его души в материальный мир, о связи человеческих душ с душой Адама, об исправлении душ и их реинкарнациях из поколения в поколение. Все эти идеи обсуждаются в комментариях Аризаля на «Зоар» очень глубоко и подробно. Всю свою жизнь Святой Ари, как его принято называть, самоотверженно трудился над пониманием великой книги своего известного предшественника РаШБИ.

 

Баал Шем Тов дарит хасидут всему народу

Через двести лет после Аризаля родился раби Исраэль Баал Шем Тов (БеШТ). Его называют основателем хасидизма, так как именно он открыл эту новую грань учения каббалы. Так же как каббала является «душой» Торы, хасидизм является «душой» каббалы.

Новаторство подхода Баал Шем Това заключалось не только в том, чтобы детально изучать этапы Творения и заключенный в них божественный свет, но и в том, чтобы еврейская душа осознавала величие облекающего ее Б-жественного света и его бесконечность. Баал Шем Тов учил, что сотворение мира началось с первичного этапа «сжатия». То есть Бесконечный Б-жественный Свет «сжался», для того чтобы появился «вакуум», в котором Всевышний начал Творение миров. Каббала, которой учил своих современников Баал Шем Тов, вновь возрождает для нас тот самый бесконечный и невидимый Б-жественный свет и делает его доступным и видимым. Размышления об учении Баал Шем Това позволяют обычному человеку «прикоснуться» к Всевышнему и почувствовать Его присутствие. Цель изучения философии хасидизма – привести мир к эпохе Машиаха, то есть к тому идеальному состоянию, которое и было задумано Всевышним изначально, с первых дней Творения, когда Б-жественное начало будет ощущаться в материальном мире даже в самых обычных вещах.

Цфат и каббала

Город Цфат, расположенный в верхней Галилее, известен как «столица каббалы». На протяжении разных периодов развития философии каббалы именно Цфат становился пристанищем для ее исследователей.

Раби Шимон Бар Йохай, автор «Зоар» жил в окрестностях Цфата во II веке н.э. Именно в пещере Идра, находящейся в окрестностях Цфата, он и его ученики удостоились высочайших Б-жественных откровений, описанных в книге «Зоар».

Также Цфат известен тем, что вокруг него находятся множество могил еврейских праведников, датируемых периодом от Первого Храма и до Средних веков. Это является свидетельством того, что пророки, мудрецы Мишны, каббалисты и великие раввины издавна были зачарованы энергетикой города и его окрестностей и чувствовали, что это место как будто предназначено для того, чтобы черпать из него вдохновение и идеи – и книг каббалы, и многих других, которые повлияли на формирование еврейской философской мысли.

Так получилось, что в XVI-XVII веках в Цфате жили все известные каббалисты того времени, и этот период принято называть «золотым веком» Цфата.

 

Плеяда каббалистов Цфата

 

Этот город прославился удивительными людьми, жившими в нем на протяжении столетий: раби Шломо Алькабец – автор всем знакомого субботнего гимна «Лехо Доди», в котором аллегорически описываются отношения Всевышнего с еврейским народом на примере отношений праведника с его возлюбленной; рав Йосеф Каро – составитель знаменитого свода еврейских законов «Шулхан Арух», признанного всеми еврейскими общинами мира; раби Моше Кордоверо – кодификатор и комментатор каббалы, а также автор многочисленных книг по этой тематике. Его труды отличаются методичностью, научным взглядом на каббалу и сравнительным анализом работ предыдущих комментаторов.

Нельзя не упомянуть Святого Ари, открывшего своим современникам новый взгляд на каббалу. Он раскрыл новые глубины постижения книги «Зоар» и просил своих учеников повсеместно распространять его учение. Подход Святого Ари получил такое широкое признание, что можно смело сказать, что за последние 300 лет все изучающие каббалу основываются на точке зрения Аризаля.

 

Каббалистическая традиция рассказывает, что святой Баал Шем Тов в своем предыдущем рождении был одним из жителей средневекового Цфата, большим мудрецом и каббалистом, и именно поэтому философию хасидизма иногда называют «третья каббала».

 

Без сомнения подход мудрецов Цфата стал центральным и общепризнанным подходом к изучению каббалы.

 

Духовная энергетика Цфата

Стоит ступить на древнюю улочку старого города Цфата, и вы почувствуете святость этого места. Прогуливаясь по живописным узким переулкам, заглядывая в многочисленные художественные галереи, встречаясь с каббалистами, заходя в старинные синагоги и вдыхая горный воздух Цфата, невозможно не почувствовать особенный душевный подъем. Многие каббалисты отмечали необычную энергетику этого города и считали, что именно в этом месте можно достичь невероятных духовных высот в постижении тайн Торы.

Раби Авраам Азулай, один из учеников Аризаля, так пишет об атмосфере города: «Цфату было предначертано стать местом проникновения в самые сокровенные тайны Торы, потому что нет во всей земле Израиля более чистого и прозрачного воздуха, чем воздух Цфата».

 

В каббале написано, что четыре древних города земли Израиля – Хеврон, Тверия, Иерусалим и Цфат связаны с четырьмя элементами творения: землей, водой, огнем и воздухом. Мудрецы подчеркивают связь Цфата с элементом воздуха и этим объясняют особенную атмосферу города, располагающую к созерцанию и размышлениям.

 

Каббала для всех

Успехи в изучении каббалы зависят от усердия и искреннего желания человека. Первым и самым главным условием для того, чтобы начать изучать каббалу, должно быть желание приблизиться к Всевышнему. Когда еврей пытается познать тайны Торы «во имя Небес», то Всевышний посылает ему дополнительные силы и возможности постичь новые глубины премудрости. Именно желание постичь Б-жественность должно быть во главе угла, и именно благодаря этому желанию величайшие глубины мудрости открывались многим еврейским мудрецам на протяжении поколений.

 

Изучение каббалы актуально для каждого еврея, на каком бы уровне он не находился. Несмотря на то, что еврейский закон предостерегает нас от раннего соприкосновения с каббалой, такие великие мудрецы, как Аризаль или Баал Шем Тов начали заниматься каббалой гораздо раньше, чем достигли сорокалетнего возраста. Известно, что Б-жественное откровение приходило к ним в юном возрасте, и с этого момента они могли учиться сами и передавать это знание другим. Самым известным исключением из этого правила можно считать праотца Авраама, который уже в 3 года открыл для себя существование Б-га. О нашем праотце Аврааме мы знаем, что он тоже изучал каббалу, и, хотя сама книга «Зоар» еще не была написана, премудрость, заключенная в ней, была доступна Аврааму.

 

Хасидизм учит нас, что весь мир подобен гигантской игре в прятки, в которой Всевышний скрывает себя от нас и ждет, что мы Его найдем. Изучение каббалы и философии хасидизма и есть поиск Б-га. Как только человек понимает, что Всевышний скрывается за внешней оболочкой этого мира, он встает на путь поиска. Такое понимание может прийти к человеку даже в очень юном возрасте, как это произошло с Авраамом и другими праведниками.

 

Если так, то почему еврейский закон настаивает на том, что сначала необходимо учить открытую часть Торы, а лишь затем приступать к каббале?

В истории нашего народа были периоды (до раскрытия учения Баал Шем Това), когда люди использовали полученные ими знания в низких целях. Подобное смещение акцентов привело к печальным последствиям, и именно поэтому на Небесах было решено, что в этот мир должна спуститься высокая душа – душа Баал Шем Това, которая откроет еврейскому народу новые грани понимания каббалы. Святому БеШТу удавалось объяснять самые сложные истины так просто, что это исключало любую возможность ошибочной трактовки и было понятно всем.

 

Поэтому так важно начинать учить каббалу с философии хасидизма. С одной стороны, хасидут исследует вопросы каббалы глубже, чем все остальные методы изучения, а с другой, хасидизм, объясняя самые высокие и сложные материи, умеет выразить эти идеи на простых и доступных примерах, что позволяет любому человеку с легкостью разобраться в материале. При таком подходе нет никакой опасности в изучении каббалы, и его можно начинать еще до наступления сорокалетнего возраста. Конечно же, одновременно с каббалой (то есть скрытой частью Торы) необходимо учить и еврейские законы, этику, ТаНаХ (то есть открытую часть Торы), потому что связь между ними так же прочна, как связь души и тела: одно не может существовать без другого.

 

В наше время всё больше людей интересуется духовной составляющей нашего бытия. Именно это описывают книги каббалы. Главная цель каббалы – приблизить человека к Б-гу, а для этого человек должен осознать, что Всевышний сотворил мир и продолжает творить его каждую секунду. В каждое мгновение Б-г творит и обновляет Вселенную заново. Мудрость – это всего лишь инструмент, с помощью которого можно приблизиться к Творцу. Благодаря тому, что человек постигает процесс Творения, он может «встретить» Всевышнего, управляющего этим процессом, и таким образом укрепить свою веру в Б-га.

 

К уникальной атмосфере, объединяющей Цфат и каббалу, можно прикоснуться на многочисленных лекциях, семинарах и курсах, проводящихся в этом древнем городе в нескольких центрах изучения каббалы.

 

Центр «Ассент» был основан в 1983 году. Название центра происходит от английского слова «восхождение». Его создатели видят своей целью помочь гостям центра приподняться над грубой материальностью повседневности, вдохнуть легкий и пьянящий горный воздух и открыть для себя красоту иудаизма и сияние мудрости каббалы. Центр расположен в живописном уголке Старого Цфата, с видом на гору Мирон. В течение года в центре проводятся курсы и семинары с участием самых известных лекторов Израиля, выступления и фестивали. Двери гостиничных номеров центра радушно открыты для всех желающих провести в Цфате Субботу и праздники или отдохнуть в середине недели. Гостям не придется скучать: каждый день в «Ассенте» проводятся лекции на различные темы и экскурсии по Старому городу на разных языках. Дополнительную информацию вы сможете найти на сайте центра «Ассент»:

www.ascent.co.il.

«Центр каббалы» в Цфате находится в стенах старинного здания, расположенного на одной из узких улочек Старого города. Здесь с помощью новейших видео-технологий вы сможете совершить краткую 15-минутную экскурсию по многовековой истории города и великих людей, его населявших, послушать лекции об устройстве Б-жественных Сфирот и гематрии, об основах каббалистического учения и о сотворении человека и мира. С крыши здания центра вам откроется великолепный панорамный вид на Галилейские горы. В центре проводятся сессии каббалистической медитации «Вздох души». И конечно, вам запомнится экскурсия по древним зданиям Цфата и развалинам домов каббалистов прошлого, датируемым XVI в. н.э. – временем, когда лурианская каббала только зарождалась, а великие мудрецы и каббалисты ходили по улицам города.

Цфат известен не только как город каббалистов, но и как город художников. В «Центре каббалы» вы познакомитесь с творческими людьми с мировым именем, услышите от них о секретах профессии и о том, как древняя мудрость книги «Зоар» влияет на их творчество.

 



Добавить комментарий

Добавить комментарий

* Внимание! Все комментарии проходят премодерацию. Ваше сообщение появится после проверки модератором.

This is a captcha-picture. It is used to prevent mass-access by robots. (see: www.captcha.net)
Код изображения:
Заголовок:
Ваше имя(*):
Адрес электронной почты:
Уведомление о новых сообщениях в этом треде:
Сайт:
Комментарий(*):