От редактора

26.05.2014

Евреи Вавилона


Попав на землю Вавилона в глубокой древности, несчастные еврейские изгнанники смогли не только восстановить уклад своей общинной жизни, но и занять прочное положение на новом месте. И все же, несмотря на материальное благополучие, сердца их стремились домой – на землю, обетованную их праотцам Аврааму, Ицхаку и Яакову.

Ида Недобора

 

 

На реках вавилонских

«На реках вавилонских сидели мы и плакали, вспоминая Сион…» – такими словами царь-псалмопевец Давид описывает Вавилонское изгнание. В 598 г. до н.э. царь Навуходоносор завоевал Иудею, разрушил первый Храм и увел в плен тысячи евреев. На самом деле, набеги на Иудею и пленение жителей повторялись на протяжении 16 лет и являлись реакцией на антивавилонские восстания в Иудее. С каждым разом набеги становились все более и более жестокими, а евреи все больше ущемлялись в правах. В первую очередь Навуходоносор позаботился о том, чтобы местная правящая элита потеряла свою власть: часть королевской семьи была убита, а часть угнана в Вавилон. В числе изгнанников оказался и будущий пророк Даниэль. Тогда он был еще ребенком, но его ум и красота были замечены Навуходоносором, и тот распорядился дать Даниэлю и еще нескольким еврейским отрокам комнаты в своем дворце, кормить их со своего стола и дать им хорошее образование. Мидраш говорит, что Навуходоносор сделал это намеренно, так как слышал, что евреи умны, и ему хотелось воспитать себе мудрых и преданных советников-евреев. Даниэль и несколько его друзей отказались кушать некашерную еду. Они уговорили приставленного к ним воспитателя приносить им чечевицу и зерна в обмен на яства с царского стола. После долгих уговоров сделка состоялась. Несколько лет юный Даниэль питался этой скудной пищей, но Всевышний сделал чудо – этот рацион не повлиял ни на силу Даниэля, ни на его ум, ни на красоту, и поэтому никто ни о чем не догадался. Наши мудрецы говорят, что Даниэль удостоился пророческого дара именно потому, что с юного возраста был верен заповедям Всевышнего даже в самых мелких деталях. Впоследствии, Даниэль и еще несколько еврейских юношей стали советниками Навуходоносора, а сам Даниэль прославился своим пророческим даром и умением разгадывать сны.

 

Вавилонское изгнание продолжалось семьдесят лет и закончилось указом царя Кира (в еврейской традиции – Кореша) о том, что евреи могут вернуться в свои земли и восстановить Иерусалимский Храм. Царь также распорядился выдать еврейским переселенцам деньги из своей казны на восстановление Храма, ослов и телеги, чтобы перевезти поклажу, и вернул сосуды, украденные Навуходоносором из Храма. Возвращение еврейских пленников на родину проходило в несколько этапов: в первый раз – под предводительством Зрубавеля бен Шалтиэля, второй раз – под предводительством Эзры, а последний – Нехемии. И все же не все евреи захотели оставить обжитые места. Еврейской общине Вавилона жилось привольно, и были те, кто не хотел оставлять комфортные города, ради того чтобы тяжело трудиться на каменистой почве Иерусалима. Это разделение заложило основу для одной из самых старых еврейских общин мира – общины вавилонских евреев. Но связь между самой большой на тот момент еврейской общиной в диаспоре и евреями Святой Земли никогда не прерывалась, а Тора и заповеди были так дороги им, что иногда их соблюдение было даже строже уровня соблюдения в Святой Земле. Известен исторический анекдот о том, что евреи Вавилона не спешили женить своих сыновей на девушках из Святой земли, потому что считали, что они не соблюдают заповеди так строго, как это принято в Вавилоне.

Источник мудрости

Невозможно представить себе еврейскую религиозную мысль без великой книги, созданной нашими предками, – Талмуда. Как известно, есть два кодекса Талмуда – Иерусалимский и Вавилонский. Вавилонский Талмуд создавался на территории трех больших еврейских общин – в йешивах в Суре, Наар-Деа и Пумпедите. Вавилонская община прославилась такими именами как рав Аши, Рава, Рав Абае. Знаменитый Гилель-старший, будучи юношей, пришел в Иерусалим из Вавилона для того, чтобы учиться мудрости в Святой Земле. А про его земляка, рава Зейра, известно, что он так мечтал проникнуться мудростью Торы, преподаваемой в Земле Обетованной, что долгое время постился, для того чтобы забыть всё, что он учил в йешивах в Вавилоне. Рав Зейра хотел очистить свой разум от мудрости, преподаваемой на земле изгнания и стать готовым воспринять слова мудрецов Святой земли.

Вавилонский Талмуд был создан именно в Вавилонии, а Иерусалимский называется так, потому что создавался на территории Святой Земли, с которой ассоциировался Иерусалим, хотя большая часть Иерусалимского Талмуда была записана не в Иерусалиме, а в Тверии. Разница между Иерусалимским и Вавилонским талмудами очень большая. Главное различие заключается в том, что работы по созданию Иерусалимского Талмуда не были завершены. А за последующие два столетия, уже в Вавилонии, все тексты были ещё раз проверены, появились недостающие дополнения и трактовки. Вавилонские Учителя полностью завершили редакцию того текста, что теперь называется Вавилонским Талмудом. Следует отметить, что в Иерусалимском Талмуде есть целые трактаты Мишны, обсуждение которых в Вавилонском Талмуде отсутствует. Это показывает, с каким уважением и трепетом относились Учителя в Вавилонии к «словам Торы», исходившим из Эрец Исраэль. Поэтому и не видели необходимости в том, чтобы составить отдельный трактат там, где их добавления были незначительными (эти добавления разбросаны по другим трактатам Вавилонского Талмуда). Хотя в обоих талмудах находятся две грани Истины, в случае разрешения какой-нибудь проблемы принято в качестве основного и окончательного считать мнение Вавилонского Талмуда.

 

Под владычеством ислама

В VII в. н.э. арабы завоевали Месопотамию, и в 661 году она оказалась в составе Омейядского Халифата. Вавилонские евреи, уставшие от религиозных гонений со стороны предыдущих властителей, оказали активную поддержку арабским завоевателям, за что халиф Омар ибн ал-Хаттаб даровал новые права евреям. Завоевав Фируз-Шапур в 658 году, халиф Али ибн Аби Талиб объявил главу местной ешивы раби Ицхака духовным вождём евреев Вавилонии и разрешил ему издавать религиозные постановления по упорядочению еврейской общинной жизни. При аббасидах Багдад стал центром еврейского образования и книжности. При власти исламизированных монголов положение евреев резко ухудшается. Уничтожаются синагоги, детей насильно отдают в мусульманские семьи, каждый еврей обязан носить особый знак отличия. При османах еврейская община Вавилонии немного улучшает своё положение: в йешивах вновь изучают Тору, молятся в синагогах, улучшается и экономическое состояние.

 

В 1908 году младотурки даруют своим подданным свободу вероисповедания. К 1910 году еврейская община в Багдаде становится самой значительной, многочисленной и процветающей общиной в Турции после еврейского сообщества в Салониках. В это время несколько евреев становятся депутатами парламента от территории, которая теперь носит название Ирак.

 

Современный Ирак

Самым значительным представителем еврейской общины Ирака нового времени можно смело назвать раби Йосефа Хаима из Багдада (более известного по названию своей книги – «Бен-Иш Хай»). Он жил в 1832-1909 гг. в Багдаде и занимал пост главного раввина общины, а также был известен своей ученостью и познаниями в каббале и еврейских законах. Он по праву считался духовным лидером иракского еврейства и галахическим авторитетом для многих сефардских общин. Среди его учеников были рав Салман Элияху (отец рава Мордехая Элияху – главного раввина Израиля) и знаменитый каббалист рав Ицхак Кадури.

Рав Йосеф Хаим был сыном главного раввина Багдада. До десяти лет он учился вместе со своими сверстниками, однако из-за своих выдающихся способностей оставил обычную талмуд-тора и начал заниматься индивидуально со своим дядей, затем учился в главной багдадской йешиве "Бейт Злиха", во главе которой стоял рав Овадья (Абдалла) Сомех. В возрасте четырнадцати лет юный Йосеф Хаим впервые написал респонс – так называются тексты, посвященные тем или иным тонкостям толкования еврейского закона. Для написания респонса необходимо было обладать энциклопедическими знаниями в разных областях еврейского законоучения, и обычно респонсы выходили только из-под пера знаменитых раввинов. Естественно, на такого выдающегося юношу обратил внимание глава йешивы и решил женить его на своей сестре. В двадцать пять лет рабби Йосеф Хаим потерял отца и вскоре занял его пост – стал главным раввином Багдада. Вскоре он прославился, как выдающий сефардский раввин своего поколения, и получал письма с вопросами по галахе от всех сефардских общин. Известно, что он также состоял в активной переписке с главами ашкеназского еврейства, в частности с пятым Любавичским Ребе, Ребе Рашабом. Каждый Шабат раби Йосеф Хаим давал трёхчасовую лекцию по недельной главе и по галахе. Тексты этих лекций впоследствии вошли в его книгу "Бен-Иш Хай". Перу рава Хаима также принадлежат разные пиюты (духовные гимны), самый известный из которых "Веамартем ко лехай" исполняется на праздник Лаг Баомер.

Незадолго до смерти Бен-Иш Хай посетил Эрец Исраэль, её основные общины и святые места. Оказавшись на горе Мирон, на могиле известного праведника раби Шимона Бар Йохая, Бен-Иш Хай испытал такой духовный подъем, что там же сочинил свой знаменитый пиют «Веамартем ко лехай». На могиле Бенаяу бен Йехояда, знаменитого военачальника и соратника царя Давида, раби Йосеф Хаим провел несколько дней и почувствовал особый прилив сил в этом месте. Раввин Йосеф Хаим объяснил это тем, что его душа – это перевоплощение души Бенаяу, и с тех пор все свои книги решил называть в честь него. Его прозвище Бен-Иш Хай – тоже одно из прозвищ Бенаяу.

В Иерусалиме по его указанию вскоре был заложен фундамент йешивы «Порат Йосеф», ставшей крупнейшей сефардской иешивой Эрец Исраэль. Умер рав Хаим вскоре после посещения могилы пророка Йехезкеля, находящейся в Ираке в городе Эль-Кифль, чуть южнее Багдада. Похороны великого раввина вылились в многотысячное шествие, подобного которому не бывало в Багдаде.

 

Последний исход

 

В начале ХХ века на территории современного Ирака проживала большая еврейская община, но злой рок не пощадил и ее. Двадцатый век принес с собой страшные погромы и антисемитизм. С 1929 года в Ираке вновь начались притеснения, переросшие в открытую вражду. Евреев увольняли с государственных постов, выдавливали из торговли и культуры. Порой доходило и до убийств. В связи с этим небольшие группы иракских евреев начали переезжать в Палестину. В 1948 году несколько десятков тысяч евреев совершили алию в Израиль через соседний Иран. К этому моменту иракские власти запретили евреям выезжать из Ирака, но с образованием государства Израиль еврейская миграция только увеличилась. В 1950 году еврейское агентство по делам репатриации  «Сохнут» провело операцию, в ходе которой Ирак покинули 110 тысяч евреев. В дальнейшем миграция усиливалась. Через несколько лет еврейская община Ирака сократилась до 6 тысяч человек. В настоящее время на территории Ирака проживает 11 евреев.

 

Круг замкнулся. Потомки тех, кто остался когда-то в древнем Вавилоне и не ушел с Эзрой и Нехемией, покинули Ирак во время знаменитой операции «Эзра и Нехемия», организованной государством Израиль.

 

 

Кухня иранских евреев

 

Иранская маджедра из риса и чечевицы

Это блюдо готовится очень просто, и у него множество вариаций, но всех их объединяет одно – сочетание риса и чечевицы. Блюдо богато растительным белком, и поэтому заслужило ироничное название «мяса для бедных». Впрочем, попробуйте сами и убедитесь, что это кушанье прекрасно смотрится и как гарнир, и как самостоятельное блюдо.

Категория: горячие блюда, гарниры, парве.

Количество порций: 3.

Время приготовления: 50 минут.

Ингредиенты:

1 стакан риса

3 луковицы репчатого лука

50 мл оливкового масла

1 ч. ложка карри

2 ч. ложки зиры (она же – кумин или каммун)

соль по вкусу

3 стакана воды

1 стакан крупной зеленой чечевицы

 

Способ приготовления:

 

Промойте рис и чечевицу, залейте кипятком и поставьте вариться на медленный огонь. Нарежьте кубиками две луковицы и обжарьте на сковороде. Добавьте к луку специи и соль. Когда лук будет готов, смешайте его с рисом и чечевицей и варите еще 10 минут до готовности. Третью луковицу нарежьте кольцами и слегка обжарьте, она предназначается для украшения блюда. Выложите маджедра на блюдо и украсьте сверху луковыми кольцами. Приятного аппетита!

 

 

№: 52

Самые популярные материалы