Из учения Ребе

Чудо Исхода

3.04.2014

Праздник Песах является не только первым из трех "праздников паломничества", во время которых евреи должны были приходить в Иерусалимский Храм. Он стал также и основой других праздников еврейского календаря, например, Шавуота и Суккота.

Ребе

 

Песах напоминает нам об Освобождении нашего народа из Египта, Шавуот установлен в честь Дарования Торы, которое произошло после выхода еврейского народа из египетского рабства, а Суккот символизирует собой время, когда Всевышний оберегал евреев в их путешествии по пустыне.

 

Слово "Тора" происходит от слова "ораа" – указание. Песах, как и другие заповеди Торы, содержит в себе определенные указания, актуальность которых не меняется с течением времени. Из этого понятно, что даже «незначительные» детали, связанные с обычаями и законами праздника, могут нести в себе глубокий смысл, тем более, если речь идет о значении самого праздника – времени нашего Освобождения.

 

Уникальность Освобождения

 

Идея Исхода из Египта не теряет своей актуальности и по сей день. Давайте обратим внимание на один из аспектов этого праздника. Речь идет о способе освобождения евреев из Египта, как сказано: «Разве творило ли божество чудеса, чтобы прийти и взять себе племя из среды племени испытаниями, знамениями и чудесами /…/ как сделал для вас Г-сподь, Б-г ваш, в Египте на твоих глазах?»

 

Положение еврейского народа перед освобождением из рабства соответствовало определению: «племя из среды племени». Это выражалось в двух особенностях: с одной стороны, находясь в Египте, евреи уже были отдельным племенем – народом в полном смысле этого слова: они говорили на своем языке, жили отдельно в земле Гошен и так далее. А с другой стороны, они были племенем в среде другого племени, как говорят наши мудрецы: «как зародыш в чреве матери». До своего рождения младенец в лоне матери уже является живым и развитым существом, со всеми органами. Однако он не является самостоятельным организмом, у него нет собственных мыслей и чувств, ребенок неотделим от матери, он перемещается в пространстве вместе с телом матери и питается тем, что кушает мать.

 

Так было и с еврейским народом вплоть до Исхода из Египта: наши предки были отдельным народом со своим языком, одеждой и территорией, но при этом они были так подчинены египтянам, что можно было подумать, будто они служат египетскому идолу – овну. Именно в такой ситуации появляется необходимость взять «племя из среды племени». Этот процесс начинается с того, что евреи на глазах египтян должны выбрать ягненка, которому те поклоняются, и зарезать его, показывая этим, что это животное для евреев – всего лишь пища, приготовляемая на огне (как это было заповедано Всевышним): «Не ешьте от него недопеченного и сваренного в воде, но только испеченного на огне; его голова с его ногами и с его внутренностями».

 

В этом есть и урок для нас. Человеку может казаться, что он независимая и думающая личность. Если кто-то скажет ему, что он служит кумирам своего поколения и находится под влиянием окружающих народов, этот человек возразит, что он свободен и самодостаточен, и не подчиняется ничьей воле. Как же можно так ошибаться?

Такое заблуждение происходит от того, что человек сам добровольно продал себя в «рабство»: он подчинил себя модным идеям своего времени (это символизирует «голову» пасхального ягненка, которую нужно зажарить), погоне за почестями и страстями (это символизируют «внутренности» пасхального ягненка) или даже более низким инстинктам (это символизируют «ноги» пасхальной жертвы). Все это завладело человеком так сильно, что он стал подобен зародышу в чреве матери – сформировавшемуся организму, не обладающему самостоятельной волей и истинной свободой.

 

Как избавиться от рабства

Песах – это подходящее время для того, чтобы выйти из своего личного «рабства». Для этого нужно лишь вспомнить, что слова Торы – это слова самого Всевышнего, переданные нам Моше-рабейну на горе Синай. Вдумавшись в это, человек найдет в себе силы «зарезать» своего собственного кумира и сжечь его вместе с головой, внутренностями и ногами на огне любви к Б-гу, когда и тело, и душа преданы Всевышнему.

И тогда сбудется сказанное: «взял племя из среды племени» – Б-г изменит человека и выведет его из презренного рабства к настоящей свободе, к искреннему служению Всевышнему.

 

Помнить о выходе из Египта

Одной из заповедей Торы является повеление вспоминать об Исходе из Египта весь год – днем и ночью. Еврей должен стараться, чтобы это было не только воспоминанием, но и частью повседневной жизни. И в таком случае Б-г помогает человеку выйти из рабства к истинной свободе, а само освобождение сопровождается «чудесами и знамениями», вплоть до того, что чудеса становятся видны всем.

 

Да благословит нас Б-г и поможет нам, чтобы праздник Песах побудил каждого из нас верно и откровенно оценить ситуацию, в которой мы находимся, как все вместе, так и каждый в отдельности, как в личной жизни, так и в общественной. А заповедь помнить об Исходе из Египта поможет нам явственнее почувствовать избавление и свободу.

 

И дай Б-г, чтобы от личного Освобождения мы вместе пришли к Освобождению общему, как это было во времена Исхода из Египта – с чудесами и знамениями. И пусть мы удостоимся как можно скорее увидеть еще большие чудеса во время окончательного Освобождения с приходом нашего праведного Машиаха, как это обещано нам