От редактора

27.02.2014

Тайна Свитка Эстер


Какая загадка прячется за словами «Свиток Эстер»? Почему название праздника связано со словом «жребий»? Почему над еврейским народом нависла угроза уничтожения?

Каким образом Мордехай показал своему народу важность настоящего еврейского воспитания? Кто скрывается под именем Ахашвероша? Пусть тайное станет явным, и страницы древнего свитка заговорят…

Бини Вайнфельд

Давайте перенесемся более чем на две с половиной тысячи лет назад. Улицы города Шушана – столицы Персии – украшены в честь праздника, сегодня состоится великий пир, который устраивает царь Ахашверош. Евреи города тоже приглашены на него. Это сделано неспроста: Аман, один из министров царя, решил использовать представившуюся возможность и заставить евреев попробовать некашерную пищу. Он надеялся, что согрешив, евреи навлекут на себя гнев Б-га, и тогда Он отступится от них, а Аман сможет погубить этот народ.

 

Мордехай, лидер того поколения евреев, понимал, к чему может привести участие евреев в празднике Ахашвероша. Он пытался уговорить своих соплеменников не принимать приглашение и не идти на пир, и, к счастью, многие его послушали. Но не все. Всевышний разгневался на евреев, и из-за этого над всем народом нависла угроза уничтожения.

 

Если мы вдумаемся во все эти подробности, то обязательно спросим себя: известно, что еврейский закон обязывает нас проявлять уважение к властям. В таком случае, получив приглашение на пир от самого царя, евреи были обязаны принять его и прийти на праздник. Они всего лишь исполнили повеление еврейского закона, за что же разгневался на них Всевышний? Ответ заключается в том, что наказание грозило народу из-за того, что евреи получили удовольствие на пиру «того грешника» – Ахашвероша. «Придя на пир, евреи показали, что уважают царя, но получив удовольствие от пира, они также показали, что еще и зависят от царя и считают его своим лидером. Это было большой ошибкой – современники Мордехая забыли, что настоящим Владыкой мира является Б-г…»

 

Мера за меру

В самый разгар застолья царь приказал своим слугам привести к нему жену – царицу Вашти. Ахашверошу не терпелось похвастать перед своими министрами ее красотой. Но Вашти отказала царю в просьбе и не появилась перед гостями. Мидраш рассказывает, что в этот день у Вашти вырос на голове рог, и она просто не могла выйти к гостям, она боялась быть опозоренной и осмеянной. Ахшверош разгневался на Вашти и повелел казнить ее. Казнь состоялась в субботу, и это совпадение не случайно. Опальная царица издевалась над своими еврейскими служанками и заставляла их нарушать Субботу, поэтому Всевышний наказал ее по принципу «мера за меру», и ее казнь пришлась именной на этот святой день.

 

Прошло время, и Ахашверош затосковал по Вашти. Мудрые министры посоветовали царю найти себе новую жену. Всем красивым девушкам города Шушана было приказано явиться во дворец и предстать перед царем, чтобы он мог выбрать себе в жёны ту, которая ему понравится. Еврейскую девушку Эстер тоже привели к царю. Чудесным образом именно она понравилась Ахашверошу. Еще в детстве Эстер осиротела и поэтому жила в доме своего дяди – Мордехая. Когда ее забирали во дворец, Мордехай просил ее сохранить в тайне свое происхождение и не рассказывать о нем царю, пока не наступит подходящее время.

Позже, когда Эстер взошла на трон, по ее рекомендации Ахашверош назначил Мордехая своим министром.

 

Самопожертвование во имя еврейского воспитания

Амана, который тоже занимал высокий пост при дворе, злило, что Мордехай отказывается кланяться ему и объясняет это тем, что он не преклоняет голову ни перед кем, кроме Царя Царей – Всевышнего. В голове злобного Амана созрел страшный план: он решил убедить Ахашвероша погубить всех евреев, живущих на территории его огромной империи.

 

Услышав о страшном указе, все еврейское население Персии погрузилось в траур. Но Мордехай решил действовать по-своему: он собрал всех еврейских детей города (22 000 мальчиков и девочек) и стал обучать их Торе. Он молился вместе с детьми и просил Всевышнего отменить грядущую катастрофу. Мордехай сумел зажечь в детских сердцах огонь любви к Торе и Б-гу, и дети были готовы пожертвовать всем, ради того чтобы Б-г услышал их молитвы и пощадил еврейский народ. Сейчас, спустя тысячелетия, мы воспринимаем этот эпизод нашей истории как данность. Но вспомните, кем был Мордехай для своего поколения? Лидером народа, главой Санэдрина, великим праведником и даже царским министром! Но, несмотря на своё высокое положение и огромные познания, Мордехай самоотверженно берет на себя роль школьного учителя. Этот поступок должен стать уроком и для нас: какими бы важными вещами человек не был занят в жизни, он должен уделять время своим детям. Каждый из нас обязан находить время для воспитания нового поколения, давать пример самоотверженного исполнения заповедей, и только таким образом мы сможем воспитать наших детей верными Б-гу и Торе.

 

Мы полагаемся на Всевышнего!

Мордехай попросил Эстер вступиться за свой народ перед царем. Услышав просьбу, Эстер испугалась: она знала, что любой человек, явившийся к царю без приглашения, должен умереть. Но Мордехай, продолжая уговаривать ее, сказал: «Кто знает, может, именно для этого ты и стала царицей?» После этого Эстер соглашается и просит, чтобы весь народ молился за нее и постился.

 

Сама Эстер и ее служанки тоже постились три дня, и лишь после этого она отправилась во дворец мужа. В поступок Эстер закралось противоречие. С одной стороны, она боится предстать перед Ахашверошем, а значит, она знакома с законами государства и понимает, что судьба евреев зависит от царя, так же как и ее собственная судьба будет зависеть от него, когда она зайдет к Ахашверошу без приглашения. А с другой стороны, перед тем как идти к царю, Эстер сама постится в течение трех дней и просит об этом весь народ! Но ведь известно, что долгое голодание не добавляет женщине красоты, на что же она рассчитывает? Эстер, конечно же, ждала помощи Свыше. Но если она была уверена, что Б-г услышит ее и сделает для нее чудо, почему же она изначально боялась идти к царю?

Своим поступком Эстер хотела исправить то, что совершили евреи, придя на пир к Ахашверошу: тогда евреи как будто провозгласили, что их жизнь и смерть зависят от земного царя, теперь Эстер хотела показать, что евреи всегда находятся во власти Царя Небесного, а прием у Ахашвероша – это всего лишь «одеяние» для чуда. Но, для того чтобы чудо произошло, Эстер должна была сделать что-то, чтобы и она, и весь народ стали достойны этого чуда, и поэтому она постилась. А ее появление перед царем было необходимо, для того чтобы облечь чудо в рамки земных событий.

К счастью, Эстер нашла милость в глазах царя, и, увидев ее, он протянул ей свой золотой скипетр, что было знаком прощения ее внезапного появления перед царем, и она может говорить. Эстер пригласила царя и Амана на пир, который она решила устроить на следующий день. Почему Эстер позвала и Амана? Она хотела показать своим соплеменникам, что спасение находится только в руках Всевышнего. Она была уверена, что когда ее народ узнает, что их царица зовет на пир их самого страшного врага, евреи решат, что Эстер предала их, и тогда действительно у них не останется никакой надежды, кроме надежды на милость Всевышнего. Именно этого Эстер и добивалась. И еще ей хотелось, чтобы Аман до поры до времени не подозревал о ее замыслах, поэтому, чтобы усыпить его бдительность, она пригласила Амана на пир вместе с царем.

 

В конце трапезы Эстер попросила своих гостей прийти к ней на пир и на следующий день. Аман обрадовался тому, что он стал фаворитом, и ему оказывают такую честь. Но когда Аман вышел из покоев царицы и встретил еврея Мордехая, его настроение сразу переменилось. Мордехай всегда злил Амана своим отказом поклониться ему. Разгневанный Аман послушался совета своей жены и построил виселицу высотой в пятьдесят локтей, на которой хотел повесить Мордехая. Тем же вечером Аман поспешил во дворец царя, чтобы получить его согласие на казнь упрямого еврея.

 

Чудо спасения

Той ночью царя Ахашвероша мучила бессонница. Хасидская традиция объясняет, что под именем «Ахашверош» прячется Всевышний, которому «принадлежит все от начала и до конца» (на иврите из начальных букв этой фразы можно составить имя «Ахашверош» – прим. пер.).

Еврейский народ – избранник Всевышнего, и если нас постигает какое-то несчастье (не дай Б-г), это значит, что Всевышний как будто «спит». «В ту ночь не шел сон к царю». Бессонница – это противоположность сну, и если воспользоваться этим эпизодом как аллегорией, то становится понятно, что Всевышний в этот момент «проснулся», то есть ответил на молитвы своего народа. Именно эта минута стала началом спасения. Что же случилось той ночью? Чтобы развлечь себя, царь Ахашверош приказал читать ему вслух летопись своего царствования. Слуга открыл книгу на том месте, где был записан рассказ о том, как Мордехай спас жизнь царю тем, что раскрыл заговор двух придворных, которые хотели отравить своего повелителя. Узнав, что Мордехая тогда ничем не наградили, Ахашверош решил исправить эту несправедливость. Он повелел Аману облачить Мордехая в царские одежды, посадить на королевского скакуна и лично провести лошадь с седоком по улицам столицы, провозглашая: «Так делают человеку, которого царь хочет наградить!» Скрепя сердце Аману пришлось выполнить поручение царя. Едва он вернулся домой после ужасной «прогулки», как на пороге уже стояли солдаты, пришедшие за ним, чтобы сопроводить на второй пир царицы.

Во время трапезы Ахашверош спросил у своей жены, чего та желает. И в ответ Эстер рассказала мужу о том, какая страшная участь ждет ее и весь еврейский народ. В гневе царь спросил у нее: кто тот человек, что желает тебе смерти? И Эстер указала на злодея Амана. Ахашверош приказал повесить Амана на той самой виселице, которую злоумышленник готовил для Мордехая. Указ об уничтожении евреев был отменен, а евреям был разрешено защищать свои жизни, если кто-то посмеет на них напасть. Настало время радости и ликования.

Тайное и явное

Эта история записана в «Мегилат Эстер» – Свитке Эстер. Если мы внимательно прочтем название, то заметим странность: слово «Мегила» – однокоренное со словом «раскрытие», а «Эстер» – родственно слову «сокрытие». Получается, что в названии книги заложен парадокс. Из года в год мы открываем Свиток Эстер и читаем о том, как тайное становится явным, а свет и спасение приходят к евреям именно в тот момент, когда кажется, что мир погряз во тьме. В Свитке Эстер ни разу не упомянуто имя Всевышнего, но именно в этой книге Б-г находится за каждой деталью повествования. Мы ясно видим вмешательство Б-жественного Провидения в каждом повороте событий.

Сам праздник тоже носит странное название – Пурим, от слова «пур», то есть «выбор», «жребий», который бросал Аман, чтобы определить самую подходящую дату для расправы с евреями. Почему наши мудрецы увековечили именно это в названии праздника? Ведь этот веселый день можно было назвать как-то более оптимистично?

Именно в названии «Пурим» кроется суть этого дня. Пурим был необходим евреям, для того чтобы показать всем нам, что в корне любой проблемы и любого несчастья скрыт высокий Б-жественный свет, и, благодаря тому, что евреи приближаются к Б-гу в момент беды, они могут раскрыть этот свет – и превратить горе в радость. Каждый из нас может сделать свой выбор.

Дай Б-г, чтобы мы как можно быстрее удостоились увидеть, как тьму прогоняет свет – свет Освобождения и Эры Машиаха.

№: 50

Самые популярные материалы