Еврейская география

Древняя община на древней земле

27.02.2014

Когда-то эта страна называлась Персией, сегодня – Ираном. Менялись названия, а евреи, потомки угнанных Навуходоносором в плен более 2300 лет назад, продолжали жить на этой древней земле и хранить свою связь с Торой, Б-гом и Его заповедями

Ида Недобора

 

История евреев Ирана восходит ко временам ТаНаХа. Книги пророков Исайи, Даниэля, Эзры и Нехемии содержат многочисленные описания быта евреев в Персии.

Всем нам известна история о том, как евреи попали в эту страну. Около 2300 лет назад Израиль и Иудея были завоеваны вавилонянами, Первый Храм был разрушен, десять колен Израиля были изгнаны со своей земли и рассеяны. С тех пор их след затерялся в истории. Жители Иудеи были угнаны в Вавилон и поселены на территории Персии, которая входила в состав огромной Вавилонской империи. В книге пророка Эзры рассказывается о том, как через семьдесят лет плена евреи получили разрешение персидских царей Кира, Дария и Артаксеркса вернуться в Иерусалим и заново отстроить Храм. Это важное событие случилось в VI в. до н.э. К тому моменту в Персии уже проживала большая и влиятельная еврейская община. Известно, что пророки Даниэль, Эзра, знакомый всем по истории Пурима праведник Мордехай занимали посты при дворе и были советниками власть предержащих.

 

Даже после того, как евреям было позволено вернуться из изгнания в Иерусалим и отстроить Храм, этой возможностью воспользовались не все: за семьдесят лет плена евреи привыкли к новой родине, устроились, и не все захотели покидать обжитые места. Но связь между самой большой на тот момент еврейской общиной в диаспоре и евреями Святой Земли никогда не прерывалась.

Продолжение истории

События Пурима нам хорошо известны из Свитка Эстер, но что случилось с героями этой истории, после того как произошло пуримское чудо? У Эстер и Ахашвероша родился сын, названный Дарьявеш (Дарий II). Взойдя на престол, он разрешил евреям продолжить строительство Второго Храма в Иерусалиме, которое было начато с разрешения другого царя – Кира Великого (в еврейской традиции – Кореша). Кир не только был первым, кто разрешил евреям вернуться и начать строить Храм, он еще и вернул часть храмовой утвари, украденной Навуходоносором, а также дал рабов и вьючных животных, чтобы евреи смогли перевезти все это в Иерусалим. Когда на трон взошел сын царицы Эстер Дарий II, народы, жившие на территории Святой Земли, послали ему письмо, в котором настаивали на том, что он должен запретить строительство Храма, так как, отстроив Храм, евреи взбунтуются и не станут платить царю налоги. Но этот поклеп не удался, Дарьявеш остался верен своему решению, и Храм был построен.

Во времена расцвета Персидской империи евреи, по некоторым сведениям, составляли до 20% от всего населения страны. Тогда евреи жили в Персидской империи достаточно свободно. Они не подвергались гонениям за свою веру и обычаи, и поэтому часть народа и не думала о возвращении из уютного изгнания в разоренный Иерусалим. Но были и те, кто не желал оставаться в Персии, но и не хотел возвращаться на свою родину. Эти люди – чаще всего торговцы – отправлялись к отдаленным границам Персидской империи и там основывали свои поселения: так на карте еврейской миграции появились общины евреев в Афросиабе (будущем Самарканде), Бухаре, Индостане и других точках на карте. Те же из народа, кто не мог представить себе жизни без родных Иудейских или Самарийских гор, вернулись на Святую Землю.

В современном Иране, в городе Хамадан, по сей день находятся могилы Эстер и Мордехая. Сохранились свидетельства путешественников XVII века с описанием этих гробниц. Евреи Ирана традиционно собираются там в день Пурима для чтения Свитка Эстер.

 

Тернистый путь

После установления исламского владычества (VII в н.э.) для евреев на территории Персии настали новые времена. Евреи получили статус "зимми", то есть низшего сословия исламской империи. Зимми позволялось исповедовать свою религию, но они были обязаны платить налоги (которые запрещено взимать с мусульман). Кроме этого, зимми ущемлялись и в своих правах: к примеру, евреям было запрещено ездить верхом на лошадях, они должны были носить одежду, которая отличала бы их от мусульман, и им нельзя было свидетельствовать в суде, в случае если одна из судящихся сторон – мусульманин. Так продолжалось вплоть до Монгольского нашествия.

В 1257 году н.э. войска монголов под предводительством Хулагу-хана захватили Багдад. Монголы уравняли в правах все группы населения, в том числе и евреев. Один из монгольских правителей того времени – Архун-хан –даже предпочитал назначать на высокие должности евреев и христиан, но не мусульман. Своим визирем он избрал еврея по имени Сад Аль-Даула, зверски убитого после смерти своего покровителя в 1291 г. Его современник, христианский историк Бар Эбреус пишет, что жестокость по отношению к евреям достигла такой силы, что "ни язык не может описать этого, ни перо воспроизвести".

Преемник Архун-хана принял мусульманство, и положение евреев от этого только ухудшилось. Евреям снова был присвоен статус зимми, а в следующее правление на евреев стало оказываться огромное давление с тем, чтобы они перешли в ислам. Самым известным членом общины персидских евреев того времени, принявшим мусульманство, стал Рашид аль-Дин Хамадани. Он был одним из самых известных врачей своего времени, историком и общественным деятелем. Принимая ислам, он рассчитывал, что это поможет ему в его карьере. Но судьба его сложилась иначе. Всего лишь через несколько лет его осудили на смерть по ложному обвинению в отравлении правителя. Несчастный Рашид аль-Дин Хамадани был казнен, а его голову еще неделю возили по разным провинциям, выкрикивая оскорбления в его адрес. Даже через 100 лет местные мусульмане не забыли ему его еврейского происхождения: Мираншах, правивший в то время, приказал разрушить могилу Рашида аль-Дин Хамадани, и еврейская община позаботилась о том, чтобы перезахоронить его останки на еврейском кладбище. Этот случай наглядно показывает отношение персидских мусульман к евреям-прозелитам: если в остальных арабских странах евреи, принявшие мусульманство, легко ассимилировались, то в Персии в течение многих поколений евреи, перешедшие в ислам, продолжали подвергаться гонениям за свое еврейское происхождение.

 

В XVI веке государственной религией стала шиитская ветвь мусульманства. Для ее адептов очень важно было сохранять состояние ритуальной чистоты, а все неверные, в том числе евреи, считались изначально нечистыми для мусульман. Поэтому евреям было официально запрещено выходить на улицу во время дождя или пользоваться общественными банями вместе с мусульманами, а также им следовало избегать всякого физического контакта.

 

В начале своего правления шах Аббас I (конец XVI века) милостиво относился к евреям, и даже позволил им селиться в своей столице – городе Исфагане. Но через несколько десятилетий его отношение изменилось и евреев стали насильно обращать в мусульманство. Это привело к неожиданным результатам: постепенно королевская казна опустела, ведь мусульманский правитель не может взимать налоги с мусульманина! Когда шах понял, что его религиозное рвение ударило по его же собственному карману, он позволил своим еврейским подданным вернуться к их собственной религии. Так как евреи, насильно обращенные в мусульманство, в тайне и с риском для жизни продолжали исповедовать иудаизм, такой поворот событий их устраивал. Теперь они снова могли открыто исполнять заповеди и не бояться жестокого наказания за это.

 

Сегрегационные законы по отношению к евреям действовали даже в середине XIX века. Вот как описывает положение персидских евреев знаменитый еврейский путешественник Исраэль-Йосеф Биньямин, уроженец Румынии:

" … евреи обязаны жить в отдельном районе города, чтобы не "заразить" своей нечистотой религиозных мусульман./…/ Стоит еврею появиться в мусульманском районе, его жизнь подвергается серьезной опасности. Хорошо, если дело ограничится только комьями грязи или побоями./…/ Зайдя в лавку мусульманина, еврей не может дотрагиваться до продуктов, чтобы выбрать товар получше, потому что, по мнению мусульман, он сделает эти продукты нечистыми. Он обязан купить всё, до чего дотронулась его рука, за ту цену, которую назовет ему продавец, даже если она непомерно высока./…/ И их имущество, и сама их (евреев) жизнь постоянно находятся в опасности…"

 

Историки XIX века сохранили свидетельства о частых погромах в разных областях империи, сопровождаемых насильственным обращением евреев в мусульманство. Вследствие этого в конце XIX – начале XX вв. персидские евреи начали эмигрировать в Палестину.

 

В настоящее время большинство персидских евреев живет на территории Израиля и США, при этом официально правительство Иранской Республики запрещает своим гражданам эмигрировать в эти государства. Иранские евреи стараются получить визы в страны Европы, а уже оттуда переезжают жить в Америку или в Израиль. Официальная современная политика иранских властей основывается на принципе: терпимость к евреям – нетерпимость к сионизму (под последним подразумевается существование государства Израиль). Но даже у терпимости к своим гражданам есть определенный предел: время от времени правительство арестовывает и казнит видных членов общины по сфабрикованным обвинениям в шпионаже в пользу Израиля. Так в 1999 году кантор крупнейшей синагоги Тегерана 78-летний Файзула Мехуобад был осужден на смерть за "симпатии к Израилю".

Сейчас в Иране осталось чуть больше восьми тысяч евреев. Их положение нестабильно, официально лидеры общины не жалуются на дискриминацию со стороны властей, но в частных беседах с иностранными журналистами рассказывают о том, как непросто им живется.

Надежда

Персидские евреи живут на территории современного Ирана почти 2300 лет и являются старейшей еврейской общиной за пределами Земли Израиля. С тех давних пор и до наших дней они сохранили веру в Тору и заповеди и уверенность в том, что настанет день, когда они снова, вместе со всем еврейским народом, соберутся на земле, обещанной Всевышним их предкам. Дай Б-г, чтобы мы все стали свидетелями этого чуда.