От редактора

24.02.2010

Законы чистоты супружеской жизни – максимальная забота о здоровье женщины


В жизни еврейской супружеской пары есть особые периоды, когда интимные отнощения запрещены - с начала менструального цикла у жены и до ее окунания в микву.

Законы чистоты супружеской жизни предостерегают женщину в этот период нечистоты, называемый «нида», ни в коем случае не предпринимать никаких действих, способных разжечь влечение между супругами. В своей основе законы чистоты супружеской жизни являются законами Торы, как и заповедь окунания в микву является заповедью Торы.

Тот факт, что законы чистоты супружеской жизни благотворно влияют также на физическое и душевное здоровье женщины, лишний раз доказывает убежденность иудаизма в том, что существует тесная взаимосвязь между духовными и материально-телесными сторонами нашей жизни. Однако в своей основе эти законы имеют духовную природу.

Наша Тора дает каждому еврею подробное руководство, как вести себя от рождения и до последнего дня своей жизни. Предписания Торы не нуждаются в научном или медицинском подтверждении. Но следует отметить, что современная медицина однозначно доказывает разумность еврейских галахических законов.

Три фазы менструального цикла

Алахические законы в точности сответствуют биологическим и физиологическим принципам, на которых основывается работа человеческого организма. Это особенно заметно в законах, касающихся интимной жизни супружеской пары. С точки зрения физиологии, менструальный цикл женщины состоит из трех фаз. Интересно отметить, что существует строгое соответствие между еврейской традицией и принципами медицинской науки в том, что касается этих трех фаз.

Первая фаза: период, в течение которого внутренная оболочка матки (эндометрий) отделяется и удаляется наружу вместе с менструальной кровью. Длительность этого периода еврейская традиция и медицина определяют одинаково. Как в еврейской традиции, так и в медицине эта фаза называется непосредственно «менструация».

Вторая фаза: семь дней после «менструации». В медицине эта фаза называется «подготовка к овуляции». На этой фазе эндометрий начинает расти после менструации. Длительность этой фазы полностью соответствует периоду, называемому в еврейской традиции «семь чистых дней». По окончании этого периода происходит овуляция – выход зрелой, способной к оплодотворению яйцеклетки из яичника в брюшную полость. Этот процесс повторяется каждый месяц, чтобы женщина могла забеременеть, если яйцеклетка войдет в контакт с мужским сперматозоидом. Срок овуляции соответствует тому времени, когда, согласно еврейской традиции, женщина должна окунуться в микву по окончании «семи чистых дней».

Третья фаза: от овуляции до начала следующей менструации. Во время этой фазы эндометрий растет и утолщается, чтобы подготовить матку к возможной беременности. Эта фаза соответствует третьей стадии менструального цикла по еврейской традиции – от окунания в микву до появления первой крови следующей менструации.

Таким образом, мы убедились в полном соответствии трех фаз менструального цикла в еврейской традиции и медицине. Более того, указания иудаизма во всем, что касается интимной жизни супругов в течение этих трех фаз, также можно объяснить с медицинской точки зрения.

Во время менструации матка кровоточит. Ее внутренняя оболочка разлагается, кровеносные сосуды, расположенные под оболочкой, обнажаются, превращая матку в своеобразную «губку». Во время интимной близости через матку в микробы  могут проникнуть в кровеносную систему.

В период менструации шейка матки немного приоткрыта, чтобы обеспечить свободный отток менструальной крови. Во время интимной близости через эту щель могут проникнуть микробы. В другое время внутренняя оболочка влагалища выделяет кислоту, которая убивает микробов, проникающих во влагалище. Менструальная кровь, имея щелочную природу, нейтрализует эту кислоту, делая ее неэффективной.

Кроме того, в период менструации гормональные процессы, происходящие в организме женщины, влияют на ее душевное состояние, что создает чувство отвращения к интимной близости.

Из всего вышесказанного становится ясно, что воздержание от интимной близости во время менструации совершенно естественно и продиктовано физиологическими факторами. Однако почему следует воздерживаться от интимной близости также и в семь дней после окончания кровотечения? Если мы поймем, что происходит в матке в течение этих семи дней, мы сможем ответить на этот вопрос.

Остановка кровотечения еще не является признаком того, что матка окончательно «излечилась» от ран, вызванных разложением ее внутренней оболочки. Это свидетельствует только о начале процесса восстановления эндометрия. Процесс этот завершается лишь по истечении семи дней, когда в матке образовывается новая внутренняя оболочка.

Овуляция происходит в ту ночь, когда женщина вновь становится разрешенной своему мужу

Стоит отметить еще один любопытный факт. Биологические процессы, происходящие в женском организме в эти семь дней, в точности соответствуют состоянию матки в эти дни. Выход яйцеклетки из яичника происходит не сразу после окончания менструации, а, как правило, по завершении этих семи дней, то есть после того, как в матке завершилось образование нового эндометрия.

Все это предназначено для того, чтобы матка смогла принять оплодотворенную яйцеклетку. Период после «семи чистых дней», который, согласно еврейской традиции, начинается с того, что женщина окунается в микву, является наиболее подходящим, с медицинской точки зрения, для интимной близости. И вот почему: матка окончательно оправилась от разложения старой оболочки, в ней образовалась новая оболочка.

В этот период кислота, выделяемая влагалищем, наиболее эффективно защищает внутренние органы женщины от заражения. С биологической точки зрения, это самое подходящее время для овуляции и оплодотворения яйцеклетки, которые являются решающим этапом в процессе деторождения.

Максимальная забота о здоровье женщины

Тора – не медицинский трактат, и главная цель заповедей – духовная. И все же удивительно, как с помощью медицины можно дать частичное объяснение этим алахическим законам, которые в основе своей являются законами Торы. После того как мы убедились, что алаха и медицина одинаково определяют стадии менструального цикла, у нас может возникнуть вопрос: подчеркивает ли медицинская наука, что соблюдение алахических предписаний о чистоте супружеской жизни в самом деле оказывает благотворное влияние на здоровье женщины?

Медицина отмечает общеизвестный и проверенный факт: до недавнего времени рак шейки матки был широко распространен среди нееврейских женщин всего мира, тогда как у еврейских женщин частота этого заболевания была очень низка. В последние годы заболеваемость этим видом рака резко снизилась во всем мире, благодаря развитию техники раннего диагностирования.

Но, как это ни удивительно, в последние годы эта страшная болезнь получила широкое распространение именно среди молодых израильтянок. Ученые указывают на тесную связь между этим заболеванием и характером интимной жизни. Они объясняют низкую заболеваемость среди еврейских женщин в прошлом особым характером интимной жизни в иудаизме, которой свойственны регулярные перерывы.

Традиционный характер интимной жизни еще несколько десятков лет назад был естественным практически для всех еврейских женщин, даже тех, которые не соблюдали другие законы иудаизма. Ученые отмечают, что пренебрежение законами чистоты супружеской жизни, принятыми в иудаизме, а также вседозволенность, распространенная в наше время, лишили еврейских женщин естественного иммунитета против этой страшной болезни.

Усилить любовь мужа к жене

Помимо многочисленных преимуществ в области физического здоровья, эти законы влияют благотворно и на душевное состояние женщины. Предписания Торы оказывают положительное влияние на душевную связь между мужем и женой. Но нередко мы задаемся вопросом: как же это может быть? Как отдаление между мужем и женой каждый месяц в течение почти двух недель может благотворно повлиять на их связь? Поверхностный взгляд на это может привести к ошибочному заключению, что такое отдаление способно создать предпосылки для ослабления связи между супругами. Однако на самом деле это не так.

Человек, даже будучи «венцом творения», наделен многочисленными слабостями и отрицательными чертами. Одна из таких черт – неспособность получать наслаждение от привычных вещей, даже самых любимых. Привычка приводит к уменьшению наслаждения, а порой и к отвращению.

Великий еврейский мудрец рабби Меир описал эту слабость человеческой натуры такими словами: «Почему Тора повелела нам соблюдать нечистоту в течение семи дней? Потому что привычка вызывает отвращение. Сказано в Торе: женщина будет запрещена своему мужу семь дней, дабы была она мила ему, как в тот день, когда стояла под хупой» (Вавилонский Талмуд, трактат Нида, 30б). Рабби Меир очень тонко понял человеческую психологию. Он описывает, что произошло бы, если бы Тора не запретила интимную близость между супругами в течение определенного периода.

Алахические законы чистоты супружеской жизни – это одно из неоспоримых доказательств Б-жественного происхождения Торы. В супружеской спальне, на которую не распространяется ни один человеческий закон, еврейские супруги предстают перед Творцом и освящают свою любовь. Благодаря законам чистоты их отношения сохраняют свежесть, как отношения жениха и невесты. Именно о такой любви в святости сказал пророк: «Как радуется жених невесте, возрадуется о тебе Б-г твой» (Йешаяѓу, 62:5). Это изречение – одно из самых возвышенных, сказанных о любви между мужем и женой. Благодаря законам чистоты еврейская семья отличается от любой другой. Именно она сделала евреев вечным народом. Тайна вечности еврейского народа кроется в еврейской любви. Муж и жена несут равную ответственность за свою совместную жизнь, однако Всевышний одарил женщину особым даром – способностью хранить чистоту ее супружеской жизни.

Самые популярные материалы