От редактора

10.01.2014

Ошибка разведчиков


Один еврей решил переехать в Эрец Исраэль. Перед тем, как переселиться туда окончательно, он захотел посетить страну просто как турист, чтобы осмотреться на месте, а потом вернуться вместе с семьей.

Ребе

Взяв обратный билет, он не стал спешить с вокзала в родной город, остановился в гостинице неподалеку и отдохнул там пару дней. Узнав об этом, его друзья очень удивились, а наш герой объяснил им так: «Если бы я приехал уставшим, то мои близкие сказали бы – смотрите, как утомляет земля Израиля! А так, я приехал домой посвежевшим, отдохнувшим, и мои родные только восхищались тем, как благотворно действует земля Израиля на человека!»


Самая первая история переселения еврейского народа в Страну Израиля описана в Торе – мы читаем об этом в главе «Шлах».Через год после выхода из Египта евреи приблизились к Земле Израиля. Перед тем как войти в нее, они решили послать разведчиков. Моше-рабейну спросил совета у Всевышнего и услышал в ответ: «Пошли себе разведчиков». Таким образом, Всевышний намекнул Моше, что Он считает это лишним. Но Моше решил послать разведчиков, для того чтобы показать евреям, что он ничего от них не скрывает. Моше дал разведчикам три задания: они должны были выяснить, плодородна ли земля, что за люди живут на ней (сильные или слабые) и насколько укреплены города. Вернувшись, разведчики рассказали, что земля очень богата и плодородна, но люди, живущие на ней, – настоящие великаны и очень сильны, а города их очень хорошо укреплены. Только двое из всей группы разведчиков – Йеошуа бин Нун и Калев бен Йефуне – вступились за Святую Землю, но весь народ решил иначе. Евреи разошлись по шатрам, оплакивая свою «несчастную» долю. День, когда разведчики вернулись в стан, был днем 9 ава. Из-за их пустых жалоб Всевышний разгневался на них и решил, что все поколение (люди старше двадцати лет) погибнет в течение сорока лет. Лишь Йеошуа бин Нун и Калев бен Йефуне избежали этой участи, потому что у них хватило отваги вступиться «за честь» Святой Земли, когда остальные разведчики говорили о ней дурно.
Когда защитник молчит 
К сожалению, это был не первый раз, когда евреи гневили Всевышнего. Но Б-г всегда прощал их. Почему же в этот раз своим плачем они навлекли на себя столь жестокую кару? Они ведь всего лишь испугались – и это естественно! Не однажды гневили евреи Б-га, но Моше-рабейну всегда заступался за свой народ. Он, как истинный адвокат, приводил всевозможные доводы, чтобы пробудить милость Всевышнего. Моше напоминал Б-гу о заслугах праотцев еврейского народа, напоминал о том, что Б-г сам выбрал наш народ и заключил с ним союз, и в качестве последнего аргумента Моше вспоминал о других народах, которые, услышав, что Б-г уничтожил евреев, могут сказать, что Б-г поступил так, потому что не мог ввести их в Святую Землю. В этот раз Моше тоже пытался вымолить прощение, но, желая защитить народ перед Всевышним, Моше приводит только один довод, который на первый взгляд кажется неуместным: Моше говорит Б-гу, что египтяне будут говорить, что Всевышний убил евреев потому, что не мог ввести их в землю Израиля. Моше ни словом не упоминает об избранности еврейского народа или о заслугах праотцев. Следовательно, даже по мнению Моше-рабейну – вечного защитника евреев – евреи не достойны оправдания?! И поэтому все, что он может сказать Б-гу: «Что скажут народы мира?» Из этого можно понять, что грех разведчиков гораздо больше, чем грех золотого тельца. Настолько больше, что и Б-г не прощает евреев, и Моше не находит слов в их защиту. 
Всегда ли нужно говорить правду? 
Рассказывают, что однажды к праведнику из Воложина приехал посланник из Эрец Исраэль. Этот еврей собирал в диаспоре деньги для нуждающихся евреев, живших в Святой Земле. Праведник попросил рассказать, как обстоят дела в Эрец Исраэль. Его собеседник поведал о том, что жить трудно, нет хороших школ, тяжело дается заработок, климат тяжелый, медицина – не очень… Вдруг праведник сказал: «Молчи! Не хочу слышать дурное об Эрец Исраэль!» На что посланник заметил: «Но ведь я говорю правду!». «Когда мать говорит о сыне, – ответил праведник из Воложина, – она не говорит правду. О любимых – всю правду не говорят». 
Разведчики, вернувшись в стан и рассказав о том, что видели, сказали народу всю правду. Но даже если это так, неужели этот грех был настолько тяжел, что превзошел собой даже грех золотого тельца? Ребе, рассуждая на эту тему, цитирует слова Всевышнего из этой главы: «До каких пор они (евреи) будут меня испытывать?». Ребе объясняет, что грех разведчиков, а вслед за ними и всего народа, заключался в неверии, в сомнении в могуществе Б-га. То самое поколение, которое было свидетелем египетских казней, перешло через море, пережило великие чудеса дарования Торы, именно это поколение, услышав слова разведчиков, испугалось. Разведчики, посланные Моше-рабейну, не солгали. Для того чтобы евреи смогли войти в землю Израиля и завоевать ее, им действительно нужно было чудо. Но для того чтобы чудо случилось, нужно было верить в то, что оно может произойти. Это актуально для всех и во все времена: когда человек верит, тогда чудо случается. Но если он не верит, то ничего не произойдет. И именно поэтому Моше-рабейну не просит для разведчиков помилования, так как он видит, что для этих людей не «запланированы» чудеса – ведь они в них не верят, даже если бы Всевышний сделал для них чудо, они бы назвали его всего лишь стечением обстоятельств, удачей или везением.
Известна давняя хасидская мудрость, которой поделился с нами Ребе Цемах Цедек: «Думай хорошо – и будет хорошо». Если человек думает хорошо, надеется на чудо, то Всевышний посылает это чудо, в заслугу того, что человек так уверен в Б-ге и Его доброте, потому что Всевышний управляет этим миром по принципу «мера за меру». Эта точка зрения основывается на строке «Теилим»: «Уверенный в Б-ге – доброта окружит его». Если человек уверен в Б-ге, то это притягивает к нему Высшее милосердие, и исток этой идеи в поведении Моше-рабейну. 
Страх великанов
Для того чтобы понять, насколько серьезную ошибку допустили разведчики и вместе с ними весь народ, надо разобраться в чем же была главная «жалоба» разведчиков? Больше всего их испугали великаны. Делегация, посланная Моше-рабейну, пришла в Кирьят-Арба. В своем комментарии к главе «Хаей Сара» Раши пишет, что город назывался так потому, что там жили четыре великана: Ахиман, Шишан, Талмай и их отец. Раши также пересказывает мидраш из «Ялкут Шимони» о том, что разведчики имели в виду не только и не столько Ахимана, Шишана, Талмая и их отца, сколько двух падших ангелов – Шамхазая и Азаэля. Эти ангелы попали на землю в поколении Эноша и с тех пор поселились в Хевроне (он же Кирьят-Арба). Именно они испугали евреев: воевать с великанами-людьми было не так страшно, как воевать с великанами-ангелами. Раши приводит этот рассказ не случайно. Таким образом, Раши объясняет читателю, как разведчики смогли уговорить своих современников. Весь народ был свидетелем великих чудес, победы над Египтом, перехода Ям Суф, войны с Амалеком, но до тех пор все их враги были людьми, а теперь им предстояло сражаться с ангелами, и не с простыми ангелами, а с такими, которые попали на землю еще во времена Эноша. Это могло значить только одно: эти ангелы не погибли в водах потопа! Именно эта подробность так сильно напугала евреев. Они решили, что сам Всевышний не смог справиться с этими ангелами, а если так, то у евреев нет шансов их одолеть…  Поведение евреев было похоже на поведение человека, который обеднел, и его дела пошли из рук вон плохо. К нему пришел друг и предложил: «Не волнуйся, все будет хорошо, тебе надо сделать что-то духовное, чтобы к тебе вернулось благословение, например, установи урок Торы» На это неудачник ответил: «В той ситуации, в которой я оказался, даже Б-г не сможет мне помочь…»
Не унывать!
Из истории с разведчиками Ребе извлекает очень важный для нас урок. Часто люди думают, что, читая Тору, мы читаем об исторических событиях, которые произошли когда-то давно. Ребе спрашивает: а вдруг речь идет о нас? Ведь каждый из нас сталкивается с чудесами, будь то здоровье, заработок, воспитание детей, создание семьи. Мы часто признаем, что с нами случилось чудо, и даже говорим об этом друзьям. Но когда что-то не ладится, то человек сразу начинает жаловаться: «Всевышний, Ты мне не помогаешь, Ты меня не слышишь». Почему мы так легко впадаем в уныние? Ведь каждый из нас был свидетелем того, что Б-г помогал ему и вчера, и полгода назад. Почему же вдруг, сталкиваясь с трудностями, человек начинает сомневаться сегодня? Урок, который Ребе извлекает для нас из истории с разведчиками: не забывать, не унывать и не отчаиваться! Если Б-г поддерживал человека всю его жизнь и дал ему дожить до этого дня, то и дальше Всевышний не оставит его своими заботами.  В Талмуде есть рассказ о человеке по имени Йеуда бар Натан. Однажды он шел за равом Амнуной и вздохнул, на что рав Амнуна заметил: «Этот человек хочет привлечь на свою душу несчастья – когда ты боишься, это влечет к тому, что к тебе придут беды. Потому что, если человек боится, то он как будто «отменяет» волю Небес, а значит, его ничто уже не защищает, и тогда к нему приходят несчастья». Сказали ему ученики: «Но ведь написано, что человек должен бояться?» Ответил рав Амнуна: «То написано о словах Торы, чтобы ты боялся их забыть, чтобы ты учил и повторял их. Но материальных вещей не надо бояться». 
Известно, что глупцы учатся на своих ошибках, а мудрецы на чужих. Ошибка разведчиков была в том, что они впали в отчаяние и решили, что Б-г не сможет им помочь завоевать Святую Землю и победить великанов, живущих на ней. Мы же должны помнить, что Б-г, который по милости Своей дает нам силы, здоровье, заработок и многое другое, поможет нам и тогда, когда мы сталкиваемся с проблемами, которые представляются нам «великанами».

№: 49

Самые популярные материалы