Еврейская география

Евреи в Китае

10.01.2014

Китай является одной из самых древних цивилизаций на земле, подарившей человечеству чай, шелк, бумагу, порох и компас. Исследование этой страны всегда становится увлекательным приключением, а история еврейской общины Китая придает ему дополнительной новизны.

Первые евреи появились в Китае во времена династии Тан (VIII век н.э.), что подтверждено археологическими находками того периода. Изначально это были небольшие группы еврейских торговцев, пришедших в далекий загадочный Китай по Великому Шелковому Пути. Во время правления танской династии Китай переживал политический и экономический подъем, поэтому неудивительно, что еврейские путешественники решили осесть в благополучной и развитой стране. Изначально евреи селились в разных городах Китая, не образовывая больших общин. Но к Х веку н.э., когда на смену династии Тан пришла династия Сун и основала столицу в Кайфэне, еврейская община этого города быстро разрослась и на протяжении нескольких веков оставалась главным центром еврейской жизни Китая.

Расцвет и упадок еврейской общины Кайфэна

 

Евреи были приняты очень радушно. Надпись на местной стеле 1489 года, установленной в Кайфэне, гласит, что семьдесят еврейских семейств прибыли некогда с запада (видимо из Индии и Персии), поднесли в дар императору хлопчатобумажные ткани и получили разрешение поселиться в Кайфэне. Император дал еврейскими пришельцам такие же права, как и своим подданным, им было разрешено заниматься торговлей и ремеслами по их выбору и соблюдать обычаи их религии. Сами китайцы называли иудаизм «религией вытягивания жил», намекая на определенные требования кашрута.

 

Благодаря отсутствию антисемитизма и дискриминационных законов, возможности свободно торговать, перемещаться по стране, приобретать землю и недвижимость, изучать науки, еврейская община Кайфэна очень быстро разрослась и разбогатела. В 1163 году на средства общины была построена синагога. Ее установили в самом центре города, а через 100 лет она была отремонтирована на средства правящей династии. Расцвет еврейской общины Кайфэна пришелся на времена династии Мин (XIV-XVII вв.). Община насчитывала более пятисот семей. Положение самих евреев в китайском обществе тоже заметно укрепилось – их стали принимать на государственные должности после прохождения специального экзамена. Многие евреи успешно занимались торговлей, скупали и обрабатывали землю, занимались прикладными ремеслами. Но у этого благополучия была и обратная сторона: не испытывая притеснений со стороны своих китайских соседей и желая полнее интегрироваться в общество, евреи стали менять свои традиционные имена на китайские, использовать китайский язык для общения и учебы, и, постепенно, свадьбы евреев и китаянок стали встречаться все чаще и чаще. Удивительно, что с течением времени еврейская община Китая стала придерживаться традиции, по которой национальность передавалась по отцу (это было влиянием местных китайских реалий), и такая традиция полностью противоречила еврейскому закону. К концу XVII в. еврейская община Китая утратила свои связи с еврейским миром. Теперь китайские евреи ничем не отличались от своих нееврейских соседей – ни именами, ни языком, ни одеждой, ни укладом жизни. В 1642 году город, вместе с еврейским кварталом и синагогой, пострадал от сильнейшего наводнения. Множество манускриптов, хранившихся в старинной синагоге, были уничтожены. Лишь через двадцать лет община сумела восстановить синагогу и часть книг, но люди так и не смогли оправиться от удара. Численность общины сократилась до 2000 человек и с годами становилась все меньше и меньше. К середине XIX века знаменитая синагога Кайфэна уже лежала в руинах, а сама община, а, точнее, те немногие, кто в ней остался, уже годами жили без раввина. Никто из кайфэнских евреев не мог читать на иврите и вести службу. Несмотря на попытки еврейской общины Шанхая помочь своим несчастным собратьям, еврейская община Кайфэна растворилась практически полностью среди своего нееврейского окружения.

 

Из Багдада в Гонконг и Шанхай: история евреев-сефардов

Сефардские евреи приехали в Китай во второй половине XIX века после Опиумных войн. Будучи подданными Британской империи и обладая необходимыми деловыми и политическими связями, они переселялись из Багдада, Бомбея и Сингапура в Гонконг и Шанхай для развития торговли. Первыми и самыми известными еврейскими коммерсантами, переселившимися в Шанхай, была семья Сасон из Багдада. Вслед за ними приехали семьи Кадури и Хардун. Шанхай стремительно становился крупным центром международной торговли, и еврейские коммерсанты, отважившиеся попытать удачу в далеком Китае, не прогадали. Их состояние быстро преумножалось, и вслед за ними потянулись и другие. Они успешно вкладывали деньги не только в торговые сделки, но и в недвижимость и покупку земли, в предприятия и общественные учреждения, очень быстро став наиболее активной иностранной общиной на территории Китая. Эти семьи занимались и благотворительностью: на их деньги строились синагоги и школы, оказывалась помощь евреям-беженцам из России, а позднее и еврейским беженцам из Европы. На средства семьи Сасон в начале XX века была построена синагога «Оэль Лея» («Шатер Леи») в Гонконге, а затем в 1920 году – синагога «Оэль Рахель» («Шатер Рахели») в Шанхае.

Сефардские бизнесмены Шанхая также поддерживали сионистское движение, и, время от времени, если того требовали их собственные коммерческие интересы, вмешивались и в местную политику.

 

В разные годы еврейскую общину Шанхая посетили Альберт Эйнштейн с женой и Иосиф Трумпельдор.

 

Вторая родина для русских евреев

В отличие от сефардских ашкеназские евреи приезжали в Китай не ради торговли, а для того чтобы скрыться от все более возрастающего антисемитизма в России и Европе. Миграция российских евреев началась в 1880 году, и из-за нестабильной политической обстановки в стране, русско-японской войны и революций 1905 и 1917 годов потоки еврейских беженцев прибывали в Китай. Вначале они селились в Харбине и его окрестностях, и там сформировалась самая большая еврейская община на Дальнем Востоке, но когда Япония вторглась на территорию Китая, евреи переселились в Шанхай и другие города на юге.

 

Большинство еврейских беженцев из России жили в бедности, зарабатывая себе на хлеб торговлей в маленьких магазинчиках или случайным заработком. Но постепенно, благодаря упорному труду, им удавалось значительно улучшить свое материальное положение. Так как числом ашекназская община сильно превосходила сефардскую, то очень быстро вчерашние беженцы стали играть одну из ключевых ролей в жизни еврейской диаспоры в Китае. Среди эмигрантов были и те, кто имел высшее образование и перспективные специальности – электрики, инженеры, врачи. Это позволило вчерашним переселенцам найти хорошую работу на новом месте. Многие из осевших в ХХ веке в Китае евреев видели в этой стране свою вторую родину.

Последняя группа русских евреев покинула Китай в самом начале Культурной революции в 1966 году.

 

Безопасная гавань для евреев из нацистской Европы

В то время как нацисты приводили в исполнение свой страшный план по уничтожению европейского еврейства, а многие правительства того времени наложили жесткие ограничения на въезд еврейских беженцев, отдельные люди взяли правосудие в свои руки и делали все, чтобы помочь евреям избежать страшной участи.

 

Голландский бизнесмен и консул Нидерландов в Литве Ян Цвартендийк выдавал евреям свидетельства о том, что для въезда в голландскую колонию Кюрасао въездная виза не требуется (хотя Голландия уже была оккупирована нацистами, ее колонии все еще находились под властью королевы Нидерландов). Свидетельства, выданные Яном Цвартендийком, служили неким заменителем визы. Советские дипломаты согласились пропускать людей с такими псевдовизами через СССР, но только при условии, что они получат и японскую транзитную визу, так как на Дальнем Востоке они могли выехать из СССР только через Японию. Японские транзитные визы выдавал Тиунэ Сугихара. Сугихара решил, что он не может безучастно смотреть на гибель невинных людей. Он пренебрег указанием своего правительства выдавать транзитные визы только тем, кто формально соответствует критериям и располагает необходимой суммой денег. Консул выписывал японские транзитные визы всем еврейским беженца, которые к нему обращались.

В 1940 году войска СССР вошли в Литву. Новое правительство просило всех иностранных дипломатов покинуть страну. Воспользовавшись знанием русского языка, Тиуне Сугихара, уговорил новые власти дать ему отсрочку на месяц, якобы для того, чтобы завершить свои дела. На самом деле, весь месяц с 31 июля по 28 августа 1940 года Сугихара выписывал транзитные визы. Он работал по 18-20 часов в сутки, а когда закончились бланки для виз, он продолжал вместе с женой выписывать их от руки. Закрыв консульство, он еще три дня оставался в гостинице и продолжал выписывать визы. Даже сидя в купе поезда на Берлин, он продолжал писать, а когда поезд тронулся, Тиуне Сугихара передал печать консульства через окно вагона беженцам, и они еще некоторое время продолжали «выписывать» транзитные визы с печатью консульства, которого уже не существовало.

Благодаря этим визам более 6000 евреев смогли покинуть Европу и, перебравшись подальше от войны на Дальний Восток, попасть в Шанхай, потому что именно этот портовый город был единственным местом, открытым для свободного въезда всех еврейских беженцев.

 

В период с 1933 по 1941 гг. Шанхай принял почти 30 000 евреев. Часть этих людей переселилась в другие города, и на момент битвы при Перл Харборе в 1941 году в Шанхае проживало 20000-25000 евреев. Другими словами, Шанхай принял у себя больше еврейских беженцев, чем Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южная Африка и Индия вместе взятые.

 

Жизнь в Шанхае была далеко не безоблачной. 18 февраля 1943 года японские власти объявили, что прибывшие в Шанхай после 1937 года иностранцы будут жить в «отведённом районе для беженцев, не имеющих гражданства». Беженцам был отведён самый бедный и перенаселённый район города. Местные еврейские семьи и американские еврейские благотворительные организации помогли им с жильём, пищей и одеждой. Японские власти постепенно усиливали ограничения для беженцев, однако гетто не было обнесено стеной и проживавшие там китайцы не выселялись. Среди обитателей Шанхайского гетто были известные люди – композитор Аарон Авшаломов и будущий министр финансов США Михаэль Блюменталь.

 

Посланники Ребе в Китае

В 1987 году в Китай приехали первые посланники Ребе. Раввин Мордехай Автцон и его жена Голди поселились в Гонконге. В городе на данный момент живет около 5000 евреев. Кроме синагоги Хабада, есть также и сефардская, и ашкеназская синагоги, открыты несколько кашерных ресторанов. Среди посетителей «Бейт Хабада» Гонконга много туристов и бизнесменов.

 

Пекин – второй по величине город Китая. Его название переводится как «Северная столица». В 2001 году туда приехала семья рава Шимона и Дини Фрейндлих. Первое время синагога находилась прямо в их доме, так как власти не давали разрешения на открытие религиозного учреждения. Через год им удалось открыть учебное заведение «Ганену» для детей до двенадцати лет по системе Монтессори. Через семь лет после их приезда хабадская община Пекина выросла уже вдвое. Рав Фрейндлих и его жена открыли общинный центр, в городе есть женская миква и даже свой кашерный ресторан, который обслуживал кашерной едой всех спортсменов и гостей во время пекинской Олимпиады в 2008 году.

 

Сейчас в Китае есть около 20 центров Хабада в 11 городах. Посланники Ребе открывают не только синагоги, но и детские сады, кашерные кухни, рестораны, организовывают уроки Торы и многое другое. Непременным условием открытия центров Хабада на территории Китая было то, что их деятельность будет направлена только на иностранных граждан, а мероприятия не будут рекламироваться публично.

 

Без сомнения, поездка в современный Китай может оказаться захватывающим приключением, а благодаря центрам Хабада, разбросанным по стране, она станет еще и комфортным путешествием.

Посланники Ребе рассказывают

 

В четверг вечером, устроившись поудобнее на диване, Дини с облегчением подумала: "Слава Б-гу, это будут обычные выходные! Конечно, жить здесь в шлихуте – это счастье и благословение, но сейчас мне бы не повредил выходной..."

 

Под словом "здесь" Дини подразумевала Пекин, столицу Китая, где она вместе со своим мужем Шимоном Фрейндлихом управляет местным центром Хабада, а под "обычными выходными" – "всего лишь" 50-60 гостей за их семейным субботним столом.

 

Прошло всего две недели с тех пор, как закончился праздник Песах, но последние дни были особенно утомительными. Каждые два года в Гуанчжоу проводится большая ярмарка, и в числе ее участников всегда много евреев – бизнесменов со всего мира. Хабадская община Пекина поставляет туда кашерную еду, организовывает ежедневные уроки Торы и молитвы в миньяне для всех еврейских коммерсантов. На протяжении последних двух недель ребецн Дини Фрейндлих вместе со своими помощниками готовила, упаковывала и организовывала доставку еды более чем для двухсот человек.

 

Тишину уютного семейного вечера нарушил телефонный звонок. Муж Дини взял трубку.

"Здравствуйте, говорит раввин Мендл Гуревич из Брюнуа, Франция, – сказал голос в другой части земного шара. – Большой друг Хабада во Франции, г-н Грин, находится сейчас в Китае, в небольшой деловой командировке вместе с несколькими своими компаньонами. Они планировали провести Шабат на Великой Китайской стене и интересовались, не могли бы Вы послать к ним несколько молодых людей, которые бы дополнили их миньян?"

"Я бы с радостью помог, – ответил рав Фрейндлих. – Но мне, к сожалению, некого послать. Знаете ли, наша община в Пекине еще не так велика, как нам бы этого хотелось… И, если честно, я не совсем понимаю, что Вы имеете ввиду, говоря о "Шабате на Великой Китайской стене", там нет ни одной гостиницы… Дайте мне телефон г-на Грина и я сам ему позвоню и выясню, чем я мог бы быть ему полезен".

 

Рав Гуревич с готовностью продиктовал телефон г-на Грина. Позвонив, рав Фрейндлих выяснил, что его собеседник собирался провести вечер пятницы в кругу своих деловых партнеров, для того чтобы вместе отметить недавнее слияние их компаний. "Пусть у них будет хоть какое-то напоминание о святой Субботе", – подумал рав Фрейндлих и, ободряюще кивнув головой жене, которая напряженно вслушивалась в разговор, предложил г-ну Грину привезти для него и его коллег халы и вино для встречи Субботы. Г-н Грин был тронут такой заботой. Они договорились встретиться на следующее утро в холле гостиницы, перед тем как вся группа отправится к Великой Китайской стене.

 

"Я была возмущена, – вспоминает ребецн Фрейндлих. – Предложение моего мужа означало только одно: я должна немедленно подняться с дивана и замесить большую порцию теста на халы, для того чтобы успеть испечь их к утру. В тот момент я не смогла бы сдвинуться с места, даже если бы вся Великая Китайская стена грозила обрушиться на мою голову!"

 

Но, конечно же, тесто было готово, и к утру двенадцать свежайших, только что испеченных хал наполняли дом своим ароматом. Отдавая пакеты с халами мужу, Дини пробормотала: "Вряд ли кто-то знает настоящую цену этих хал..."

"По крайней мере, один человек знает", – ответил ее чуткий супруг, и, тепло улыбнувшись, поблагодарил за все ее старания.

 

Через час рав Фрейндлих позвонил жене из отеля. "Г-н Грин хотел бы знать, как дорого стоят твои халы? – сказал он изумленной жене. – Он думает, что твои халы не дешевле, чем свиток Торы!"

 

Дини с трудом поверила своим ушам. Их «Бейт Хабад» пользовался маленьким свитком Торы, который им одолжили родители Дини – семья Липскер из Йоханнесбурга (ЮАР). Хабадской синагоге Пекина, безусловно, был необходим собственный свиток Торы.

 

Позже рав Фрейндлих улыбался, припоминая этот разговор: "Г-н Грин был восхищен тем, что мы позаботились о халах и вине для кидуша. Халы были еще теплыми, и их аромат моментально наполнил собою лобби гостиницы, где мы встретились. Он стал расспрашивать меня о нашей жизни в Пекине, о том, как нам удается, живя здесь, распространять идишкайт. Он очень интересовался нашим «Бейт Хабадом», спрашивал, есть ли у нас миньян, свиток Торы… Я рассказал ему о наших нуждах, и он вдруг сообщил мне, что у него есть два свитка Торы, которые недавно были написаны по его заказу, и он как раз собирался подарить один из них какой-нибудь еврейской общине, которая в нем действительно нуждается".

 

Ребецн Дини Фрейндлих добавила: "На покрывале для этого свитка Торы вышиты две халы, в качестве напоминания мне и тем, кто знаком с этой историей, о том, что, когда Всевышний ставит нас перед сложной задачей и мы делаем все, чтобы ее решить, окружающие чаще всего оценивают наши старания по достоинству и Б-г благословляет и наши усилия, и результат".

 

Из книги Малки Таугер “Excuse me, are you Jewish?”, перевод Иды Недобора.

 

Узелок на память

Свои центры Хабада есть в Пекине, Шанхае, Гонконге, Гуанджу, Дискавери Бэй  и др.

Для того, чтобы отправляясь в путешествие, вы были уверены, что всегда найдете миньян в субботу, кошерную еду или просто приятную еврейскую атмосферу, перед поездкой свяжитесь с одним из центров Хабада в Китае.

Полную информацию – адреса, телефоны, имена раввинов и список предоставляемых услуг - можно найти на сайте www.chabad.ru в директории "Центры Хабада"