О месяце

Арифметика Избавления

9.07.2013

3 недели, 9 дней, 17 Тамуза, 9 Ава. Эти цифры ассоциируются у евреев с потерей, горем, трауром. Ну, а радостные цифры? Они тоже есть в истории Храма!

50 серебряных шекелей заплатил царь Давид йевусею Арноне за гумно, на котором в будущем был построен Храм. Арнона был готов отдать гумно Давиду даром, но Давид отказался, заявив, что не хочет получать даром право приносить жертвы Всевышнему.

Говорят, что еще до Арноны этим местом владели два брата. Один брат был женат и имел детей мал-мала меньше. Другой жил один. У каждого был свой дом. Но поле они обрабатывали вместе и делили урожай пополам.

Однажды ночью одинокому брату не спалось, и он подумал: «Разве это справедливо, что брат, у которого столько детей, получит за свою работу столько же, сколько и я!? Ведь ему нужно гораздо больше, чем мне, чтобы прокормить семью!» Он встал, пошел на поле, взял из своей половины несколько снопов пшеницы и перенес на половину брата.

Женатый брат тоже проснулся ночью и подумал: «Когда я состарюсь, будет, кому меня кормить? А кто прокормит в старости моего бедного одинокого брата?» И он тоже встал и, прокравшись на поле, взял несколько своих снопов пшеницы и перенес их брату.

Так продолжалось несколько ночей, пока однажды братья не встретились в поле со снопами в руках – каждый тащил сноп на половину брата. Увидели они друг друга, поняли, что произошло, обнялись и расплакались.

Именно это место, ставшее свидетелем истинной братской любви, и избрал Всевышний как место для Своего Храма.

В Торе рассказывается о еще нескольких важных событиях, произошедших на этом месте еще раньше.

Здесь был сотворен из праха первый человек, Адам. Здесь он принес свою первую жертву Всевышнему. Здесь принесли свои жертвы его сыновья, Авель и Каин. Здесь Всевышний испытал преданность Авраама, приказав ему принести в жертву своего сына, Ицхака.

Ясно, что это место было выбрано для постройки Храма неслучайно.

До своей смерти Давид успел не только купить место для будущего Храма, но и заготовить материалы для его строительства. Но, несмотря на то, что Давид жаждал построить Храм, он не удостоился этой чести – и все из-за войн, которые он вел. Всевышний сказал Давиду: «Я не хочу, чтобы руки, испачканные кровью, строили Мой дом».

40 лет строил Шломо, сын Давида, иерусалимский Храм. Он привез для этого каменные глыбы, добытые и отесанные лучшими камнетесами Цура, и ливанские кедры. Храм, построенный им, был просторным и роскошным. Стены изнутри были покрыты золотом, а колонны отлиты из меди. В Святая Святых Храма Шломо поместил самое дорогое сокровище – ковчег завета со скрижалями.

Как прекрасно было зрелище Храма во времена праздников, когда все сыны Израиля приходили сюда, чтобы принести жертвы Всевышнему! Левиты пели свои гимны в сопровождении лир, труб и литавр.

410 лет простоял Первый Храм, построенный Шломо, пока Иерусалим не был захвачен Навуходоносором. Навуходоносор взял самых уважаемых жителей города, богачей, правителей и мудрецов Торы и увел их в изгнание, забрал и дорогие храмовые сосуды. В городе осталась лишь небольшая группа жителей, простых евреев. Наместником над ними Навуходоносор поставил Цидкияу. Но после того как Цидкияу организовал восстание против захватчиков, Навуходоносор вернулся и осадил Иерусалим.

18 месяцев продолжалась осада Иерусалима. Голод сломил защитников города, и 17 тамуза стены его были проломлены. Навуходоносор и его солдаты вошли в город, убивая всех, кто еще остался в живых. Но осажденный Храм еще некоторое время продолжал держаться. Коэны забаррикадировались в нем и продолжали ежедневную службу. В конце концов, пал и он.

3 дня продолжалось разграбление Храма. Вавилоняне разрушили, разграбили и осквернили все, до чего смогли дотянуться. Рассказывают, что первым делом они схватили первосвященника и зарезали его на жертвеннике, на котором он приносил жертвы, на глазах у его дочери. Дочь первосвященника закричала, и тогда ее схватили и тоже зарезали, и кровь отца и дочери смешалась.

Когда Храм загорелся, коэны и левиты попытались, взяв все, что еще оставалось целым, выбраться из огня.

70 лет Храм лежал в развалинах, а потом Вавилон был захвачен Персией. Царь Персии Кир разрешил евреям вернуться в Иерусалим и отстроить Храм. Он даже вернул им захваченные Навуходоносором храмовые сосуды.

Построенный вернувшимися изгнанниками Храм был прост и беден. И только в период царствования Ирода, «царя-архитектора», он приобрел тот вид, о котором сказано: «Кто не видел строение Ирода, не видел настоящей красоты». Высота внешних стен Храма достигла пяти метров. Колонны были покрыты золотом. Храмовый двор на крутой горе был расширен за счет постройки гигантских стен и заполнения их землей.

Вы спросите: к чему такая роскошь Храму, весь смысл существования которого – духовность? Ответ на это: иудаизм не видит в материи противоположность духу или злое начало. От материального не нужно отгораживаться, напротив – нужно поставить его на службу духовности, и тогда сама материя освятится, как освятились камни Храма. Что, если не Храм Б-га, достойно роскоши!? И для чего же еще Б-г создал в этом мире роскошь!?

Не только с точки зрения материальной роскоши, но и с точки зрения духовного расцвета это был лучший период за все время существования Иерусалимского Храма. Он стал истинным центром народной жизни. Здесь постоянно приносились жертвы, а по субботам и праздникам Храм был переполнен. Но, как говорится в «Поучениях отцов», произошло чудо – никто не говорил: «Тесно мне место это, ночевать в Иерусалиме». Паломники в Храме стояли так тесно, что не у всех ноги касались земли, но когда нужно было падать ниц, место находилось для всех. А когда во время молитвы произносили личную исповедь, чудесным образом расстояние между молящимися увеличивалось, чтобы они не слышали исповедь друг друга, предназначенную только для Всевышнего.

420 лет простоял Второй Храм во всем великолепии – все время, пока евреи жили в дружбе, братстве и взаимной любви. Но как только появилась в народе Израиля зараза беспричинной ненависти, когда начались распри и дрязги, Второй Храм был разрушен.

В Мидраше рассказывается, что Храм был разрушен из-за Камцы и Бар Камцы.

У одного жителя Иерусалима был друг по имени Камца и враг по имени Бар Камца. Однажды этот человек устроил праздник и отправил слугу пригласить на него друзей. Слуга же ошибся и вместо друга хозяина по имени Камца пригласил его врага по имени Бар Камца. Бар Камца же подумал, что бывший враг в такой форме предложил ему примирение, и с радостью откликнулся на приглашение.

Когда хозяин увидел своего врага сидящим в его доме на празднике, он вознегодовал и тут же потребовал от него убираться подобру-поздорову. Какой же позор это был для Бар Камцы – вот так встать и выйти на глазах у гостей! И он попытался договориться с хозяином. Бар Камца был готов заплатить ему любые деньги, лишь бы тот не прогонял его на глазах у всех. Но хозяин был неумолим.

Бар Камца ушел. Но гнев его и на хозяина, и на мудрецов, присутствовавших в доме и допустивших его позор, был так силен, что он решил сделать ложный донос римскому императору Веспасиану, владевшему в те времена Палестиной.

Он сказал Веспасиану, что евреи задумали поднять восстание и сбросить римское владычество. А если император не верит, он может убедиться в этом: пусть пошлет в иерусалимский Храм жертву, и увидит, что евреи не примут ее.

Веспасиан послал в Иерусалим с Бар Камцей жертвенного барана. По дороге Бар Камца намеренно нанес барану увечье. Увечные животные непригодны к принесению в жертву, и мудрецы отвергли жертву Веспасиана. Веспасиан был разгневан и решил послать в Иерусалим своего сына Веспасиана Тита с войском.

Тит осадил город. Мудрецы Иерусалима не хотели войны. Они решили объясниться с императором. Но в Иерусалиме нашлись горячие головы, которые считали мир с римлянами позорным. Они организовали охрану стен, чтобы никто не смог выйти из города, пробраться к врагу и провести с ним переговоры. А чтобы возбудить в народе желание воевать, они сожгли городские склады зерна. В Иерусалиме начался голод.

Люди падали на улицах мертвыми. Одна из матерей не выдержала стонов своего голодного сына, убила его, сварила и съела. Она сказала: «Если я умру, мой сын тоже не выживет, и его некому будет хоронить. Не лучше ли, если я похороню его в своем теле!?»

Вскоре римлянам удалось проломить городскую стену и ворваться в Иерусалим. Один из солдат бросил горящий факел в окно Храма, и Храм запылал. Евреи пытались потушить огонь, но тщетно. 9 ава, в тот же день, когда сгорел первый Храм, сгорел и Второй.

2000 лет еврейский народ живет в изгнании, не переставая ждать, когда же Всевышний вернет ему Иерусалимский Храм, когда наступит полное и истинное Избавление. И даже если кажется, что это не зависит от нас… В Талмуде сказано: «В каждом поколении, в котором не восстановлен Храм, он как будто разрушен заново».

Да и Любавичский Ребе говорит, что все зависит от нас. В наших силах привести Избавление прямо сейчас. Надо только научиться любить всех евреев, какими бы они ни были. А еще – просить, требовать, молиться Всевышнему, чтобы Он немедленно вернул нам Иерусалимский Храм. И так и будет. Прямо сейчас!